Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.
1 июля – 220 лет со дня рождения (1804-1876)
Жорж Санд (наст. имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен), французской писательницы.
Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман «Роза и Бланш» вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех.
В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Андре» (1835), «Симон» (1836), «Жак» (1834) и т.д.
С 1832 года и до конца жизни она писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.
С середины 1830-х годов Жорж Санд увлекалась идеями сенсимонистов (течение социального утопизма), взглядами левых республиканцев. Доминирующей нотой ее романов стала идея о несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов стали крестьяне и труженики города («Орас» (1842); «Товарищ круговых путешествий по Франции» (1840)). Ее наиболее заметным произведением тех лет стал роман «Консуэло» (1842-1843).
Жорж Санд увлеклась драматическим искусством и написала целый ряд пьес, из которых наибольший успех имели «Франсуа-Найденыш» (1849), «Клавдия» (1851), «Свадьба Викторины» (1851) и «Маркиз де Вильмер» (1867).
С 1840-х годов Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.
В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная «История моей жизни», которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения – «Сказки бабушки» (1873), серия «Воспоминаний и впечатлений» (1873).
3 июля – 100 лет со дня рождения (1924-2003)
Владимира Иосифовича Богомолова, русского писателя, автора произведений о войне.
Ранняя повесть «Иван» (1957) (впервые опубликована в журнале «Знамя») была экранизирована Андреем Тарковским в 1962 году под названием «Иваново детство». К 1998 году повесть была переиздана 219 раз на 40 языках.
Автор серии рассказов «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1965), «Зося» (1963).
Стал широко известен и очень популярен после выхода романа «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1973), впервые опубликованного в журнале «Новый мир», 1974). Роман, благодаря напряжённому сюжету и убедительной документалистике (рапорты, донесения, правительственные телеграммы и т. п.), воспринимался как новый взгляд на события Великой Отечественной войны. Роман переиздавался более 130 раз и был дважды экранизирован, но из-за ряда сложностей к массовому зрителю дошёл только фильм 2000 года «В августе 44-го…» режиссёра Михаила Пташука. Отличие фильма от романа заключается в смещении акцентов на изображение служебных будней офицеров советской военной контрразведки.
Следует заметить, что Богомолов неоднократно отказывался от экранизаций романа, и только личная беседа с актёром Евгением Мироновым, сыгравшим главную роль в фильме, убедила его. Однако разногласия с режиссёром Пташуком привели Богомолова к отказу от признания фильма, который в итоге получил одно из альтернативных названий.
В последние годы Богомолов работал над романом с условным названием «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», при жизни в печать отдал две главы – «В кригере» и «Вечер в Левендорфе». Вдова писателя смогла подготовить по сохранившимся материалам и издать роман, занявший свое заслуженное место в классике советской фронтовой прозы. Только в 2013 году были опубликованы ранняя повесть «Академик Челышев» и автобиографическая повесть «Десять лет спустя».
7 июля – 140 лет со дня рождения (1884-1958)
Лиона Фейхтвангера, немецкого писателя.
Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1903-1907 годах отвергает материальную помощь родителей и зарабатывает частными уроками; создает общество литераторов «Феб», куда приходят некоторые писатели. В этот период пишет свои первые литературные пробы пера. Упрямо ищет себя в литературе, увлечён Золя, Толстым и Тургеневым. На последнем курсе Берлинского университета защищает диссертацию по произведению «Бахарахский раввин» Г. Гейне.
К апрелю 1908 года издает свой первый литературный журнал «Шпигель» о театре и музыке. На пятнадцатом номере издание прекращает работу, так как входит в состав более крупного еженедельника «Шаубюне». К ноябрю того же года является работником этого издания, пишет рецензии на театральные постановки, пробует себя в драматургии. В 1908 году начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем.
В 1912-1914 путешествовал. Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья.
В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.
В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки нацистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США с помощью американского священника Уайтстила Шарпа и его жены Марты.
С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов. В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.
За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.
В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.
10 июля – 135 лет со дня рождения (1889-1963)
Николая Николаевича Асеева, русского советского поэта, деятеля русского футуризма.
Родился поэт в Курской губернии в семье страхового агента из дворян. В 1907 году будущий поэт окончил Курское реальное училище, а через два года впервые опубликовал свои стихи.
В 1913 году Асеев окончил историко-филологический факультет Императорских Московского и Харьковского университетов. В последующие два года Николай Николаевич активно сотрудничал с детским журналом «Проталинка».
В 1914 году вышел в свет первый поэтический сборник Асеева под названием «Ночная флейта». Поэт был одним из ведущих представителей известного литературного объединения того времени «Лирика». Во время Гражданской войны в России Николай Николаевич работал на Дальнем Востоке в местной газете и заведовал биржей труда.
В 1922 году была опубликована его поэма «Будённый», из которой стихотворение «Марш Будённого» стало знаменитой песней. В 1924 году по сценарию Асеева «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» была снята эксцентричная комедия советского кинорежиссера Льва Кулешова.
В творчестве Асеева особое место занимает тема революции: поэмы «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», стихи «Синие гусары», «Чернышевский» и другие. Кроме того, Николай Николаевич переводил стихотворения известного китайского коммунистического революционера Мао Цзэдуна.
За годы своего литературного творчества Асеев опубликовал при жизни более восьмидесяти поэтических сборников, самыми известными из которых являются «Октябрьские песни», «За рядом ряд», «Самое лучшее», «Удивительные вещи» и другие. В 1941 году за биографически-мемуарную поэму «Маяковский начинается» Николай Николаевич был удостоен Сталинской премии первой степени.
12 июля – 120 лет со дня рождения (1904-1973)
Пабло Неруды, чилийского поэта.
Родился в чилийском городке Парраль в семье железнодорожного рабочего и школьной учительницы. В молодости он пристрастился к чтению и писательству, и уже в подростковом возрасте начал свою литературную карьеру.
В 1920 году в журнале «Сельва аустраль» были опубликованы первые стихи Пабло. Неруда учился в педагогическом институте в Сантьяго на отделении французского языка. В студенческие годы за свое стихотворение «Праздничная песня» Пабло получил первую премию от Федерации чилийских студентов.
В 1923 году вышла в свет первая книга стихов Неруды под названием «Собрание закатов». В этой и последующих работах поэта затрагивались темы любви, природы, социального неравенства, политики и справедливости. В 1924 году был издан поэтический сборник Неруды под названием «Двадцать стихотворений о любви и одна песнь отчаяния», который принес ему писательскую славу.
Однако биография Неруды не ограничивалась только его литературной деятельностью. В 1945 году он стал сенатором коммунистической партии Чили и начал активную политическую карьеру. Неруда использовал свою позицию, чтобы выступать за социальную справедливость, равенство и свободу слова.
В 1971 году Пабло Неруда был назначен послом Чили во Франции, что сделало его первым поэтом-дипломатом в истории. В том же году он получил Нобелевскую премию по литературе. Однако политическая ситуация в Чили начала ухудшаться, и Неруда решил вернуться на свою родину. В 1973 году после военного переворота он был вынужден покинуть пост посла и скрываться.
13 июля – 130 лет со дня рождения (1894-1941)
Исаака Эммануиловича Бабеля, русского советского писателя, переводчика, сценариста, драматурга, журналиста и военного корреспондента.
Родился в Одессе в семье торговца. Будущий писатель учился в Николаевском коммерческом училище имени Витте, затем – в Одесском коммерческом училище. Исаак Эммануилович дополнительно изучал Библию, Талмуд и древнееврейский язык.
Первые пробы пера, которые не сохранились, Бабель делал на французском языке. В 1913 году Исаак Эммануилович впервые опубликовал свой рассказ «Старый Шлойме» в еженедельном киевском журнале «Огни». В 1917 году он окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института.
В 1916 году Бабель поступил на юридический факультет Петроградского психоневрологического института. Тогда же в журнале «Летопись» вышли в свет его рассказы «Мама, Римма и Алла» и «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна». Также Исаак Эммануилович сотрудничал с изданиями «Новая жизнь», «Журнал журналов», «Лава».
В 1921 году в известной одесской газете «Моряк» был опубликован рассказ Бабеля под названием «Король». В 1923 — 1924 годах в журналах «Красная новь» и «ЛЕФ» вышли в свет его такие знаменитые произведения, как прозаические сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». Они как раз и принесли Бабелю писательскую славу.
Кроме того, Исаак Эммануилович активно сотрудничал с советским режиссером театра и кино Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Бабель создал несколько пьес и киносценариев: «Джимми Хиггинс», «Мария», «Закат» и другие. Исаак Эммануилович внес большой вклад в развитие творчества таких известных писателей, как Константин Паустовский, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие.
В 1939 году Бабель был ложно обвинен в шпионаже и терроризме.
15 июля – 105 лет со дня рождения (1919-1999)
Айрис Мердок, величайшей британской писательницы 20-го века.
Отец Айрис Мёрдок был англичанином, а мать ирландкой. В 1938-1942гг изучала в Оксфордском университете древнюю историю, литературу и языки. В 1938 стала членом коммунистической партии, принимала самое активное участие в деятельности партии, но позже разочаровалась и вышла из нее. В 1948 Айрис закончила аспирантуру и прослушала курс лекций по философии в колледже Ньюхем. Преподавала философию в колледже Св. Анны, Оксфорде (1948-1953). В 1956 Айрис Мёрдок вышла замуж за Джона Бейли. Они прожили в браке около сорока лет.
Айрис Мёрдок – автор драматических и философских произведений. Из-под пера талантливой писательницы вышло 26 романов. Писательница дебютировала в литературном творчестве в 1954 году, написав роман «Под сетью».
Последний ее роман – «Дилемма Джексона» – написанный в 1995, был воспринят литературными критиками достаточно холодно.
Несколько последних лет жизни Айрис провела в борьбе с болезнью Альцгеймера. Болезнь не отступила и 8 февраля 1999 писательница умерла. У нее нет могилы, по завещанию ее пепел развеяли в парке возле Лондонского крематория.
Айрис Мёрдок входит в число лучших романистов XX века.
В 2001 году о жизни этой известной писательницы был снят художественный фильм «Айрис». Роль Айрис Мёрдок исполнили Джуди Денч и Кейт Уинслет. Актрисы за эту роль были номинированы на «Оскар».
17 июля – 135 лет со дня рождения (1889-1970)
Эрл Стенли Гарднера, американского писателя, классика детективного жанра.
Эрл Стэнли Гарднер родился в городе Малдене, Массачусетс. В детстве Эрл славился задиристым нравом и сменил не одну школу, прежде чем завершил среднее образование в 1909-м. В студенчестве он и вовсе участвовал в нелегальных боксерских поединках и однажды был изгнан из университета Вальпараисо в Индиане за «избиение профессора».
Но работу молодой человек все же нашел: он устроился печатать тексты в фирму Окснарда, штат Калифорния, где на практике постигал азы юриспруденции. В 21 год, не имея формального образования, Эрл сдал квалификационный экзамен и получил разрешение на адвокатскую практику.
Молодой юрист открыл кабинет, а чуть позже подписал контракт с фирмой в округе Вентура, Калифорния, где и работал до 1933 года. Впоследствии писатель рассказывал, что ему не нравилась рутинная практика служебного права, но привлекали судебные процессы, особенно с участием присяжных.
На вопрос, почему он пишет, литератор однажды признался: «Я творю, чтобы зарабатывать деньги и... доставить читателю настоящее удовольствие».
Автор начал публиковаться в 1921 году и издал ошеломляющее количество рассказов и повестей. Их было около 600, и в основном это криминальные и детективные истории. Долгое время Эрл писал для прессы, печатая (часто под псевдонимами) зарисовки с запутанными сюжетами. В них он создал настоящую галерею негодяев, состоящую из ярких, а иногда и совершенно странных персонажей.
В начале 1930-х годов журнал «Черная маска» опубликовал серию из шести рассказов Гарднера с участием адвоката защиты Кена Корнинга, который боролся против несправедливости в коррумпированном городе. Во многих отношениях это был прототип известного в мире вымышленного юриста.
В 1933 году набирающий популярность автор выпустил свой первый полноценный роман «Бархатные коготки», в котором представил сварливого и консервативного адвоката Перри Мейсона. Книга стала хитом сразу после выхода, а писатель начал приносить в издательство в среднем по одной работе каждые 4 месяца.
Постепенно сыщик-одиночка стал мягче и мудрее – так литератор надеялся сделать героя более привлекательным для редакторов The Saturday Evening Post. В начале 1950-х вышли экранизации книг о детективе, а некоторые экземпляры были опубликованы в прессе еще до официального выхода. Выпущенные позже фильмы, радиошоу, комиксы и популярные телешоу тоже способствовали успеху цикла романов.
Среди работ Гарднера есть серии о частных детективах Берте Кул и Дональде Ламе, об окружном прокуроре Дуге Селби и шерифе Билле Элдоне. Также у него выпущены научно-популярные книги о путешествиях по Мексике.
Вместе с друзьями-юристами, судебными медиками, следователями писатель занимался проектом «Суд последней инстанции». Замысел предполагал пересмотр дел и выявление судебных ошибок в отношении обвиняемых.
В результате в 1952 году вышла книга, за которую Гарднеру дали премию «Эдгар» в категории «Лучшее преступление по факту». Позже по ней сняли одноименный сериал.
Самыми популярными книгами в библиографии литературного деятеля считаются «Блондинка с подбитым глазом», «Берегитесь округлостей», «Влюбленная тетушка».
20 июля – 720 лет со дня рождения (1304-1374)
Франческо Петрарки, итальянского поэта и гуманиста.
Франческо Петрарка появился на свет в итальянском городе Ареццо. Окончив школу в 1319 году, Франческо по настоянию отца стал изучать право. Юриспруденция никогда не интересовала молодого человека, но он, как послушный сын, поступил в Монпелье, а затем в Болонский университет. Лишь после смерти отца Франческо отважился бросить нелюбимое занятие. К тому времени он уже понял, что самым важным делом его жизни является литература.
По окончании университета Франческо стал священником. Подобный шаг был продиктован стесненным финансовым положением юноши, который в наследство от отца получил лишь рукопись сочинений Вергилия.
Франческо поселился при папском дворе в Авиньоне, где вступил в духовное звание. В этот период он сблизился с могущественным семейством Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем.
Здесь же, в Авиньоне, весной 1327 года произошло событие, определившее направленность творчества Петрарки. В местной церкви он увидел прекрасную девушку Лауру, которой было суждено стать главной музой и любовью всей жизни поэта.
Наибольшую популярность Петрарке принесла любовная лирика. Его сонеты на итальянском языке, полные любви и нежности, покорили читателей во всем мире. Почти все они были посвящены Лауре, которую поэт повстречал в авиньонской церкви. Даже смерть женщины в 1348 году не остановила поэта, который на протяжении еще многих лет оставался верным своей прекрасной музе.
Сборник Петрарки «Канцоньере», в который вошли сонеты и канцоны, переиздавался двести раз только до начала XVII века. Литературные критики разных стран были единодушны в том, что произведения из «Канцоньере» оказали большое влияние на развитие не только итальянской, но и мировой литературы. При этом сам автор относился к своим произведениям несколько пренебрежительно, считая их сущими безделицами, которые он писал для облегчения души.
Итальянские канцоны, мадригалы и сонеты Франческо Петрарки нашли свое отражение и в музыке. Многие композиторы не смогли остаться равнодушными к прекрасной поэзии и положили стихи итальянского поэта в основу своих музыкальных произведений.
Еще при жизни произведения Петрарки были оценены по достоинству, и в 1341 году в Риме он был венчан лавровым венком – наивысшей наградой для поэта.
21 июля – 125 лет со дня рождения (1899-1961)
Эрнеста Хемингуэя, американского писателя, военного корреспондента, лауреата Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Родился в штате Иллинойс в семье врача и оперной певицы. Мать учила маленького Хемингуэя играть на виолончели, но уроки музыки ему не нравились. Хотя, как позже он сам признавал, оказались полезными для его творчества.
В школьные годы будущий писатель много занимался различными видами спорта, включая боевые искусства, участвовал в школьном оркестре, изучал журналистику и писал для школьной газеты. После окончания школы Хемингуэй переехал в Канзас-Сити и начал сотрудничать с местной газетой «Канзасская Звезда» в качестве репортера. Работа в прессе сильно повлияла на его литературный стиль и формирование сюжетных линий в его произведениях.
Во время Первой мировой войны Хемингуэй служил в в качестве добровольца-санитара Красного Креста в Италии, где получил серьезное ранение в 1918 году, перенес сложную операцию на коленной чашечке. Через год вернулся с войны и занялся литературным творчеством.
Творческая карьера Хемингуэя началась в 1920-х годах, когда он переехал в Париж. Эрнест стал ярким представителем знаменитого «потерянного поколения», автором романов о войне и не только, оказавших огромное влияние на литературный мир того времени.
Известно, что Хемингуэй создавал свои произведения, опираясь на личный опыт и наблюдения. Его язык был простым, но невероятно точным и эмоциональным, особенно в описании войны, в которой сам принимал участие.
Наиболее известными романами Хемингуэя являются «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» и «Старик и море». В своих произведениях Эрнест, как правило, обращался к таким темам, как человеческая сила, упорство, смелость и мужество, противопоставляя их неразумным и бессмысленным войнам и насилию.
Перу Хемингуэя принадлежит и самый короткий трогательный рассказ в мире из шести слов на английском языке, который он написал на спор: «For sale: baby shoes, never worn». Перевод этого рассказа на русский язык состоит всего из четырех слов: «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Через семь лет после получения Нобелевской премии по литературе в 1954 году (за роман «Старик и море»), 2 июля 1961 года, Хемингуэй покончил с собой и был похоронен в штате Айдахо.
25 июля – 235 лет со дня рождения (1789-1852)
Михаила Николаевича Загоскина, русского писателя, драматурга, автора исторических романов, директора московских театров и московской оружейной палаты.
Родился в селе Рамзай Пензенской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родительской усадьбе, где была большая библиотека. Много читал, предпочитая историческую литературу, и рано проявил интерес к литературному творчеству.
В возрасте 13 лет начинает самостоятельную жизнь, определенный отцом на службу в качестве мелкого чиновника Петербургского казначейства, затем до 1812 г. несколько раз менял место службы, но карьеры так и не сделал.
В 1812 г., вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне, служил офицером и в боях под Полоцком был ранен в ногу. После войны жил в своей усадьбе в с. Рамзай, где написал свою первую комедию «Проказник» (1814), о которой доброжелательно отозвался А.Шаховской, член репертуарной части Дирекции Императорских театров. Вскоре пишет новую комедию «Урок волокитам», поставленную в театре и имевшую успех у публики.
В 1816 г. женится, получает должность почетного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Театральные постановки комедий Загоскина «Провинциал в столице» и «Вечеринка ученых» также имеет успех. С 1817 г. становится соиздателем журнала «Северный наблюдатель», где печатает свои первые прозаические сочинения.
1818-20 гг. – плодотворный период в его творчестве: он пишет несколько комедий, интермедии, сближается с литературным кружком директора публичной библиотеки А. Оленина (художника, историка, просвещенного сановника), посвящая ему комедию «Добрый малый», которую сравнивали в то время с «Горем от ума» Грибоедова. С 1823 живет в Москве, служит в управлении московских театров, в 1831 назначается директором театров Москвы.
В 1827 г. вновь обращается к прозе и начинает работу над историческим романом «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который принес ему настоящую славу и известность. А.Пушкин высоко оценил роман. Из последующих исторических романов наиболее известны «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831), «Аскольдова могила» (1833); одноименная опера А. Верстовского в 1835). Творческая активность писателя не ослабевает и в дальнейшем: его перу принадлежат сборники повестей, рассказов, исторические романы. Незадолго до смерти Загоскин вернулся к жанру комедии.
25 июля – 95 лет со дня рождения (1929-1974)
Василия Макаровича Шукшина, писателя, режиссера и актера.
Родился в Алтайском крае в крестьянской семье. В 1943 году он окончил семь классов школы и поступил в автомобильный техникум в Бийске, однако вскоре бросил его и стал работать в колхозе.
В 1949 году Василий Макарович поступил на службу в военно-морской флот. Там он начал создавать свои первые рассказы. Через четыре года Шукшин был уволен в запас из-за язвы желудка и вернулся в родное село.
В 1954 году он поступил во ВГИК на режиссерское отделение и уже в 1956 году впервые сыграл небольшую роль в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Через два года Шукшин получил главную роль в картине «Два Федора», и тогда же в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге».
С 1963 года Василий Макарович работал режиссером в ЦКДЮФ. В 1964 году он выпустил свой первый полнометражный фильм «Живет такой парень».
В 1973 году вышел в свет сборник Шукшина «Характеры», а в 1974 году на экраны – фильм «Калина красная». Эта картина получила первую премию на Всесоюзном фестивале.
2 октября 1974 года во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Василий Макарович умер.
26 июля – 130 лет со дня рождения (1894-1963)
Олдоса Хаксли, английского прозаика, писателя-фантаста, новеллиста и философа.
Родился 26 июля 1894 года в Годалминге в семье писателя. В семнадцать лет будущий писатель перенес инфекционное заболевание глаз, в результате которого почти полностью ослеп. Хаксли освоил шрифт Брайля и впоследствии, в 1943 году, опубликовал брошюру «Искусство видеть» о том, как он восстанавливал свое зрение.
В 1911 году Олдос учился в Баллиольском колледже в Оксфорде и написал свой первый роман, который нигде не издавался. Уже тогда его острым умом и авторитетными взглядами удалось привлечь внимание окружающих. Он активно участвовал в дебатах и был признан одним из самых светлых умов своего поколения.
Литературный стиль Хаксли отличался необычной глубиной, смелостью мышления и проницательностью. Он настолько точно и остроумно описывал проблемы своего времени, что его произведения стали запечатлевать общественное сознание эпохи. Он разрабатывал собственные идеи и концепции, затрагивающие такие актуальные вопросы, как роль индивида в обществе, отношение к власти, этику и эстетику.
Одним из самых известных произведений Хаксли стал сатирический роман-антиутопия «О дивный новый мир», опубликованный в 1932 году. В нем Олдос описывает общество будущего, утопию, где люди живут без страстей, свободы мысли и ощущения собственной идентичности. В романе, основанном на научно-техническом прогрессе и контроле, Хаксли обращается к философским и этическим вопросам, вызывая у читателей сомнения и рефлексии.
Через двадцать шесть лет Олдос издал еще более антиутопичный роман под названием «Возвращение в дивный новый мир». В разные годы Хаксли были написаны и опубликованы такие известные произведения, как эссе «Двери восприятия», романы «Контрапункт», «Обезьяна и сущность», «Остров» и другие.
Олдос Хаксли ушел из жизни 22 ноября 1963 года, похоронен в Лос-Анджелесе. Незадолго до его смерти в доме писателя произошел пожар, в результате которого почти все рукописи сгорели. Уцелевшие рукописи Хаксли в настоящее время хранятся в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и в библиотеке Стэнфордского университета.
27 июля – 240 лет со дня рождения (1784-1839)
Дениса Васильевича Давыдова, генерала-лейтенанта, идеолога и предводителя партизанского движения, героя Отечественной войны 1812 года, поэта.
Родился в Москве в дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным А. Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: «Это будет военный человек…».
Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 в чине генерал-лейтенанта. Он храбро сражался в 1806-1807 гг. с французами в Пруссии, в 1809 г. – со шведами в Финляндии, в 1809 г. с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812-1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа.
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над Наполеоном.
Это был разносторонне одаренный человек. Первые литературные опыты Давыдова относятся в 1803-1805, когда в рукописях получили широкое хождение его политические стихи (басни «Голова и ноги», «Река и зеркало», сатира «Сон» и др.).
Давыдов был связан со многими декабристами, ценившими его стихи, однако от предложения примкнуть к тайному обществу отказался.
В историю русской литературы вошел как создатель жанра «гусарской лирики», герой которой любитель разгульной жизни, вместе с тем человек свободомыслящий, противник насилия над личностью («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Полусолдат», «Бородинское поле». Последнее, написанное в 1829 г., считается одной из лучших исторических элегий русской романтической поэзии).
Значительным явлением в литературе 1830-х была военная проза Давыдова – его воспоминания о А. Суворове, Н. Раевском, М. Каменском. Поэзию Дениса Давыдова высоко ценил А. Пушкин, с которым его связывала многолетняя дружба.
27 июля – 200 лет со дня рождения (1824-1895)
Александра Александровича Дюма (сын), знаменитого французского драматурга, члена Французской академии (с 1874 г.).
Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник «Грехи юности»; за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца «Приключения четырёх женщин и попугая», «Доктор Серван», а потом и более оригинальные романы и повести.
Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
За первой драмой последовали и другие: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L'Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Дюма – не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и т. д.
Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам – Маргариты Готье, Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» – с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известны «L'homme-femmine», «La Question du divorce», «Recherche de la paternit» и др.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно