Вспоминаем имена юбиляров 2024 года в области литературы.
1 апреля – 215 лет со дня рождения (1809-1852)
Николая Гоголя, великого русского писателя, драматурга, поэта, критика, публициста.
Окончив гимназию в 1828 г., Николай Гоголь в декабре едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия».
С апреля 1830 г. до марта 1831 г. служит в департаменте уделов. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в государственной службе. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они вызвали почти всеобщее восхищение. Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был А.С. Пушкиным. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Работа началась еще в 1835 г., до написания «Ревизора», и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет.
После первых кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 году за границу.
Трехлетие (1842-1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу – период напряженной и трудной работы над 2-м томом «Мертвых душ». 1 января 1852 г. Гоголь сообщает что 2-й том «Мертвых душ» окончен. Николая Васильевича терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома.
По мнению В. Белинского и Н. Чернышевского, Гоголь стал основателем литературного направления – основного этапа «натуральной школы» 1840-х годов; современные исследователи считают, что он оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Влияние Гоголя на своё творчество признавали Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, Рюноскэ Акутагава, Фланнери О’Коннор, Франц Кафка и многие другие.
1 апреля – 85 лет (1939)
Валерию Воскобойникову, детскому писателю и публицисту.
Первый его рассказ появился в 1962 г. в журнале «Смена». В 1966 г. в издательстве «Детская литература» была опубликована первая книга писателя «Я еду отдыхать». Многолетняя работа в журнале «Костёр», где он занимал должность заведующего отделом прозы и поэзии, помогла писателю лучше узнать юного читателя. В своих произведениях В.М. Воскобойников остро ставит нравственные проблемы, побуждая подростков задуматься над своими поступками. Произведения В.М. Воскобойникова известны и за рубежом. Повесть «Тетрадь в красной обложке», опубликованная впервые в 1971 г. в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга «Остров Безветрия» трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне «Великий врачеватель» по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.
В 1990-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии «Рассказы о православных святых» для детей младшего школьного возраста. В 1990-е годы прошлого века в детской литературе отмечен всплеск исторической прозы для детей. В этот период реализовалась еще одна идея Валерия Воскобойникова. В серии «Единорог» были изданы его романы по мотивам эпоса разных народов: «Повесть о неустрашимом Зигфриде и могущественных нибелунгах» по мотивам средневекового германского эпоса, «Блистательный Гильгамеш» по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса. Для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей «Жизнь замечательных детей». За это произведение писатель был удостоен Почетного диплома Международного совета по детской книге в 2000-м году.
Валерий Михайлович Воскобойников – автор более шестидесяти книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников – лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени Маршака и премией имени А. С. Грина. За последнюю книгу – повесть о современных детях «Все будет в порядке» – в 2007 году автор награжден дипломом детского читательского жюри и Национальной премией по детской литературе.
3 апреля – 215 лет со дня рождения (1889-1954)
Лидии Сейфуллиной, русской советской писательницы и педагога, общественного деятеля.
Литературную известность Лидия Сейфуллина получила как автор повестей «Правонарушители» (1922, была переведена и на другие языки), «Перегной» (1923), «Виринея» (1924).
Последнюю повесть вместе с мужем переработала в пьесу (1925), которая часто шла на сцене. Художественное мастерство обеспечивало произведениям Сейфуллиной особую популярность. Живо и красочно рассказывает Сейфуллина о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в «Перегное».
Поездки в Турцию (1924) и по Европе (1927) дали материал для публицистических очерков Сейфуллиной. На одном из заседаний Союза писателей в 1930 году выступила с резкой критикой А. С. Грина, назвав его идеологическим врагом, которому нельзя помогать ни при каких обстоятельствах (ВГТРК «Человек из несбывшегося»).
5 апреля – 135 лет со дня рождения (1889-1957)
Габриелы Мистраль, чилийской поэтессы, просветительницы, дипломата, борца за права женщин, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Первые стихи опубликовала в 1903 году. Личная драма, пережитая Мистраль, вдохновила ее на создание трагических «Сонетов смерти» (1914). Книга стихов «Отчаяние» (1922) выразила сокровенные чувства поэтессы. «Сонеты о смерти» получили первый приз на поэтическом конкурсе в Сантьяго в 1915 г.
Второй сборник стихов Мистраль – «Тала» (1938) свидетельствует о расширении диапазона ее поэзии: исповедь мятущейся души вбирает в себя чувства миллионов простых людей Латинской Америки.
Международную известность получила после выхода в свет ее первого сборника «Отчаяние» (1922), который был издан на средства, собранные школьными учителями Нью-Йорка. В том же году мексиканский министр просвещения Х. Васконселос пригласил ее участвовать в проведении реформы образования. В Мексике Мистраль прожила несколько лет, удостоилась многих наград.
С 1924 года на дипломатической работе в Италии, в 1933-1935 – в Испании, в 1935-1937 – в Португалии, в 1938-1946 – в Бразилии, США. Участвовала в работе Лиги Наций и ООН в 1946 году. Одной из первых на континенте Мистраль сделала достоянием поэзии мироощущения индейцев, соединив традиции испанского стихотворения с первобытно свежей анимистической образностью. Последний её сборник – «Давильня» (1954).
В 1945 году Габриэла Мистраль стала лауреатом Нобелевской премии по литературе «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
Чилийская поэтесса взяла псевдоним в честь писателей Габриэле Д'Аннунцио и Фредерика Мистраля. Интересно, что последний также был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
В честь Габриэлы Мистраль назван кратер на Меркурии.
4 апреля – 120 лет со дня рождения (1904-1941)
Александра Афиногенова, русского драматурга.
Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта. «Малиновое варенье» (1926) – коммунистическая мелодрама с гипертрофированно-негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.
«Чудак» (1928) – пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм. Пьеса «Страх» (1931) была запрещена в первом варианте, однако, будучи переписана, приобрела большой успех. В ней критически изображались проблемы введения старой интеллигенции в новую систему.
Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили вскоре после постановки. Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).
«Машенька» (1940) – пьеса, которую любил Борис Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А. П. Чехова. Эта пьеса в 1960-1971 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноимённый фильм.
Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный, психологически-реалистический театр «новаторству» В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб ради изображения социальных явлений.
6 апреля – 120 лет со дня рождения (1904-1981)
Миколы Хведаровича (наст. Чернушевич Николай), белорусского поэта, прозаика, переводчика.
Со статьями в печати начал выступать в 1924. Первое стихотворение («Ураджайнае») напечатал в 1925. В 1929 вышла первая книга («Настроі»). Вышли также книги поэзии «Рытмы» (1930), «Баявыя песні» (1930), «Тэмпы-кантрасты» (1931), «Вайна за мір» (1932), «Ха» (жарты, пародыі, 1932), «Усім сэрцам» (1937), «Залаты лістапад» (1957), «Зацветает лён» (1959), «Перазвон бароў» (1961, рус. пер. 1972), «Пасля навальніцы» (избранное, 1965), «Зоркі на камені» (1968), «Крынічка» (1978), «Любістак» (избранное, 1984). Вышли «Избранные произведения в 2 томах» (1974). Для детей издал книжки «Сонечны зайчык» (1961, рус. пер. 1964), «Лясныя званочкі» (1968), «Крылы» (1973), «Светлы дзянёк» (1984).
Издал книги воспоминаний «Памятныя сустрэчы» (1960, 3-е издание, переработанное в 1977), «Незабыўнае» (1976) и повесть «Споведзь перад будучыняй» (1978).
Перевел поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» (1937), «Бахчисарайский фонтан» (1938), «Сказку о царе Салтане» (журнал «Полымя рэвалюці», 1937), роман А. Фадеева «Последний из удэге» (с А. Звонаком, 1935), поэмы Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (журнал «Молодняк», 1930) и Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (с А. Звонаком, 1966), роман В. Кочетова «Братья Ершовы» (с И. Грамовичем, 1960), книгу поэзии Ш. Петефи «Лира и меч» (1971), пьесы М. Стеглика, А. Полевого, А. Толбузина.
Лауреат премии венгерского агентства по литературе и искусству «Артесиус» (1981) за пропаганду венгерской поэзии на белорусском языке.
9 апреля – 100 лет со дня рождения (1924-2005)
Николая Панченко, русского, советского поэта и журналиста, редактора.
С 1961 редактор Калужского книжного издательства, стал инициатором и членом редколлегии знаменитого альманаха «Тарусские страницы». В том же году переехал в Москву и был принят в Союз писателей СССР. Окончил Высшие литературные курсы (1963).
Лирика Панченко отражает нравственную позицию. В своих стихи на военную тему он уделяет внимание общечеловеческим, трагическим вопросам, как, впрочем, и в своей любовной лирике. Он выступает за добро, любовь и человеческую чистоту. При этом он сам и его опыт как бы отступают на задний план. Лирика Панченко основана на христианских убеждениях, призывает к готовности нести свой жизненный крест.
Премии: премия журнала «Дружба народов» (2000), премия «Венец» (2001), «За честь и достоинство в литературе», премия имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество писателя» (посмертно, ноябрь 2005).
Сочинения: Теплынь, 1958; Лирическое наступление, 1960; Необычайные приключения солнечного зайчика. Сказка. М., 1961 (в соавторстве с В. Д. Берестовым); Обелиск в лесу. М., 1963, Зелёная книга. М., 1971; Уходит дерево. М., 1976; Остылый уголь. М., 1981; Стихи. М., 1983 (предисловие С. Чупринина); Белое диво. М., «Советский писатель», 1985; Избранное. М., «Советский писатель», 1988 (предисловие О. Постниковой); Осенний шум, 1990; Горячий след. М., 1994; Живу во глубине России. М., «Соль», 1999; Слово о великом стоянии, 2005.
14 апреля – 280 лет со дня рождения (1744-1792)
Дениса Фонвизина, русского драматурга.
В 1755-1760 гг. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года на философском факультете университета. Будучи студентом, начал печататься в московских журналах, сделал перевод «Басен нравоучительных» датского драматурга, историка и философа Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера «Альзира».
В 1762 г. переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел.
В 1769 г. создал сатирическое произведение «Послание к слугам моим…».
Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией «Бригадир» (1766-1769 гг.; поставлена в 1770 г.).
В 1769 г. Фонвизин стал секретарём у главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина. В 1777-1778 гг. он совершил поездку за границу; о ней рассказано в «Записках первого путешествия».
В 1781 г. появилось самое значительное произведение писателя – комедия «Недоросль». В марте 1782 г., после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству.
В 1783 г. он опубликовал ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого».
В 1784-1785 гг. писатель побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещённого вельможи.
Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен, но литературных занятий не оставил – начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».
16 апреля – 180 лет со дня рождения (1844-1924)
Анатоля Франса, французского писателя.
Первый сборник «Золотые поэмы» и стихотворная драма «Коринфская свадьба» свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман «Преступление Сильвестра Боннара».
В 1891 г. появилась «Таис», за ней – «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра», давшие блестящее сатирическое изображение французского общества XVIII в. В «Красной лилии», первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; «Сад Эпикура» содержит образцы его философских рассуждений о счастье. После избрания во Французскую академию Франс начал публикацию цикла «Современная история» из четырех романов – «Под придорожным вязом», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже».
Писатель с лукавым остроумием изображает как парижское, так и провинциальное общество. В новелле «Дело Кренкебиля», переработанной затем в пьесу «Кренкебиль», разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» воссоздает историю становления французской нации.
В «Жанне д Арк» Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой. Французской революции посвящен роман «Боги жаждут». Книга «На славном пути» исполнена патриотического духа, но уже в 1916 г. Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах «Литературной жизни» он выказал себя проницательным и тонким критиком. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 г. В начале 20-х гг. он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной Французской коммунистической партии.
В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей – как французских, так и иностранных В 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
22 апреля – 245 лет со дня рождения (1779-1840)
Ивана Козлова, лирика пушкинской поры.
Первое стихотворение И. Козлова «К Светлане» было опубликовано в 1821 году. Увлечение литературой привело Козлова к близкому знакомству с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и братьями Тургеневыми.
На стихи Козлова писали музыку А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка (романс «Венецианская ночь») и др. Стихотворение «Вечерний звон» (1827, перевод из Томаса Мура) с музыкой неизвестного автора стало классикой русской народной песни. Большую популярность получил также перевод стихотворения другого ирландца – Ч. Вольфа – «На погребение английского генерала сира Джона Мура» («Не бил барабан перед смутным полком…»). Некоторые стихотворения Козлова подчинены задачам христианской дидактики («Разорение Рима и распространение христианства», 1826; «Элегия. Вольное подражание св. Григорию Назианзину», 1830; «Моя молитва», 1834; «Молитва», 1834). Религиозно-дидактические мотивы пронизывают также его поэму «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1824-1827, отд. изд. 1828), посвящённую судьбе жены И. А. Долгорукова.
Его романтическая поэма «Чернец» (1825), написанная в форме лирической исповеди молодого монаха, пользовалась восторженным приёмом у читателей, её высоко оценил А. С. Пушкин, она оказала влияние на «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и «Тризну» Т. Г. Шевченко. В 1827 г. по прозаическому подстрочнику П. А. Вяземского Козлов полностью перевёл «Крымские сонеты» Мицкевича.
При жизни И. И. Козлова вышло три сборника его стихотворений (1828, 1833, 1834). Посмертное издание (в 2-х частях, 1840) было подготовлено В. А. Жуковским, отредактировавшим некоторые его стихи.
22 апреля – 125 лет со дня рождения (1899-1977)
Владимира Набокова, поэта и прозаика, литературоведа и переводчика.
В 1926 году в издательстве «Слово» вышел первый роман В. Набокова «Машенька». Впоследствии автор отзывался о нём как о неудачном, хотя публикация принесла Набокову некоторую известность. Вслед за «Машенькой» последовал роман о гениальном шахматисте «Защита Лужина». В 1933 году Набоков написал «Приглашение на казнь». Этот тонкий, ироничный и очень жестокий роман стал ответом на последние события – к власти в Германии пришёл Гитлер.
В начале 1937 года Набоковы вынуждены были покинуть Германию и через Чехословакию летом того же года перебраться во Францию. Здесь Набоков закончил работу над романом «Дар». Прожив три года сначала на Лазурном берегу, а затем в Париже, в мае 1940 года из-за приближения немцев семья писателя покинула Европу и отплыла в США – казалось, что вся биография Владимира Набокова состоит из одних переездов.
Перебравшись за океан, в поисках работы и жилья Набоковы и здесь сменили несколько городов. В США Владимир Владимирович начал писать на английском. Первым англоязычным романом стала «Истинная жизнь Себастьяна Найта», начатая ещё в Европе, затем последовал роман «Под знаком незаконнорождённых». Оба этих произведения не имели коммерческого успеха, и на жизнь Набоков зарабатывал чтением лекций по русской и мировой литературе в колледжах и Корнеллском университете, а также работой в зоологическом музее в Гарварде.
В 1954 году Набоков закончил свой самый известный роман «Лолита», над которым работал с конца 1940-х гг. История любви взрослого мужчины к несовершеннолетней девочке оказалась настолько скандальной, что поначалу американские издательства отказались печатать роман, и впервые его опубликовали в 1955 году во Франции. В США роман вышел в 1958 году – здесь его долго преследовали, аресты тиражей перемежались с судебными разбирательствами, но слава Владимира Набокова уже стала мировой. Вместе с известностью пришло и финансовое благополучие.
Разбогатев, Набоковы в 1960 году вернулись в Европу и поселились в швейцарском курортном городке Монтрё. На новом месте Владимир Владимирович перевёл на английский язык «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Слово о полку Игореве». Здесь же в 1962 году вышел «Бледный огонь» – роман-головоломка, в котором повествование ведётся от имени двух разных героев.
В 1977 году Набоков, увлёкшись ловлей бабочек на высокогорном склоне, упал и получил серьёзные ушибы, которые вызвали общее ухудшение здоровья. В госпитале писатель продолжал работать над своим последним романом «Лаура и её оригинал», который остался незаконченным.
23 апреля – 460 лет со дня рождения (1564-1616)
Уильяма Шекспира, английского поэта и драматурга.
Литературный дебют Шекспира состоялся в 1594 году, когда была издана его первая книга. С этого момента он становится известным. Но, несмотря на успех, Уильям продолжает работать в театре. В 1599 году Вильям Шекспир становится одним из совладельцев театра «Глобус».
Творчество Шекспира принято делить на четыре периода:
Первый – ранний период. В это время он создает свои первые комедии и поэмы. Известными стали такие сочинения: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой» и т. д.
Второй – романтический период. Наиболее значимые произведения этого периода – «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь».
Третий – философский период. Именно в этот период рождаются самые глубокие произведения автора, такие как: «Отелло» и «Гамлет».
Четвертый – вершина творчества. Автор уже был на этот момент опытным мастером слова и создавал такие изящные произведения, как «Антоний и Клеопатра».
К основным произведениям Шекспира относят такие его трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло». Их читатели изучают еще со школьных лет. Именно эти произведения до сих пор на пике популярности в театре, музыке и кино.
Чем же они так привлекают сердца и умы поклонников? «Гамлет» заставляет нас задуматься о смысле человеческой жизни, о сложных противоречивых моментах, о том, что порой сложно понять: «быть или не быть»? А история Ромео и Джульетты навсегда останется примером настоящей любви!
Есть мнение, что последние годы жизни драматург проводил в родном городе, Стратфорде. Скорее всего, его мучила какая-то болезнь, потому что на всех его последних документах стоит неразборчивая подпись. После 1613 года автор не создает пьес. В 1616 году его не стало.
25 апреля – 110 лет со дня рождения (1914-1996)
Клода Мориака, французского писателя.
Окончил Сорбонну (где обучался на литературном и юридическом факультете), затем принимал участие в политической деятельности, проработав пять лет личным секретарём генерала Шарля де Голля с 1944 по 1949 год. Одновременно с этим занимался теорией кино и литературной критикой, написав творческие портреты Жана Кокто (1945), Андре Мальро (1946), Андре Бретона (1949), Андре Жида (1951). В качестве сотрудника газеты «Фигаро» выступал с многочисленными статьями на темы кино, литературы, изобразительного искусства.
В 1950-х и 1960-х годах выступил как романист, сочетая в своем творчестве принципы школы «нового романа» с элементами постмодернизма. Таковы его романы: «Каждая женщина роковая» (1957), «Маркиза вышла в пять» (1961), «Увеличение» (1963). После смерти своего отца выпустил десятитомную серию книг «Неподвижное время» (1972-1988), жанр которых объединил хронику его собственной жизни, воспоминания об отце и генерале де Голле, размышления на всевозможные темы, фрагменты дневников и писем.
Клод Мориак – автор исследования, посвящённого биографии и творчеству Марселя Пруста, на внучатой племяннице которого, Мари-Клод Мант-Пруст, он был женат с 1951 года. Первое издание его книги о Прусте вышло в 1953 году.
Автор сценария фильма «Тереза Декейру» (1962) по мотивам романа своего отца. Дружил с Мишелем Фуко и Жилем Делёзом.
26 апреля – 125 лет со дня рождения (1899-1972)
Ильи Гурского, белорусского писателя, драматурга.
Работал в Главлите БССР, затем председателем Главного репертуарного комитета БССР. Параллельно учился в Белорусском государственном университете на литературно-лингвистическом отделении (окончил в 1932). Занимался в аспирантуре АН БССР (1932-1935).
С 1935 по 1941 год редактор газеты «Літаратура і мастацтва». В годы Великой Отечественной войны был редактором газеты «За свабодную Беларусь» и сатирической листовки «Партызанская дубінка». Возглавлял журнал «Беларусь» (1944-1960).
Дебютировал в печати с рецензиями в 1926 году. В 1928 году начал выступать как драматург. Автор пьес «Новым шляхам» (1928), «Дрыгва» (1928), «Сварка» (1929), «Качагары» (1932, поставлена в 1931), «Бальшавіцкая вясна» (1930), «Новы горад» (1933, поставлена в 1931), «На крэсах усходніх» (1933), «Маці» (1934), «Сваты» (1935, поставлена в 1936), «На варце» (1938), «Валодзя Вярбіцкі» (опубликованы отрывки в 1937, поставлена в 1941), «Патрыёты» (1939), «Хлеб» (1949), «Свае людзі» (опубликована и поставлена в 1950), других одноактовок.
Изданы книги рассказов «Над Нёманам» (1945), «На родных гонях» (1948), «Зары насустрач» (1949), «Неспакойныя характары» (1955), «У вялікай дарозе» (1958), «Родная дарога» (1961), сборник рассказов для детей «На берагах Нявы» (1977), повесть «Лясныя салдаты» (1945; у 1979 - повесть и рассказы), роман «У агні» (1952), роман-хроника «Вецер веку» (у 3-х ч. - 1966, у 4-х - 1974), роман-памфлет «Чужы хлеб» (1971).
Переводил на белорусский язык Максима Горького, Антона Чехова, Марка Твена.
26 апреля – 195 лет со дня рождения (1829-1890)
Григория Данилевского, русского писателя.
В возрасте двенадцати лет был принят в Московский дворянский институт, гуманитарное направление которого способствовало развитию литературных способностей будущего писателя. В 1846 окончил институт и поступил в Петербургский университет на камеральное отделение юридического факультета, изучал экономические и естественные науки, не оставляя литературных занятий.
В 1850 заканчивает университет и в течение семи лет находится на службе в Министерстве народного просвещения. По долгу службы много ездил по разным губерниям, одновременно изучая историю и этнографию России. Впечатления от поездок найдут свое отражение в его творчестве.
Данилевский активно посещает литературные салоны Москвы и Петербурга, знакомится с самыми разными писателями и издателями. Особое значение для Данилевского имело его знакомство с Гоголем, которого он боготворил. Обращается к украинской национальной культуре, исследует жизнь и творчество поэта и философа XVIII века Г. Сковороды, пишет на эти темы статьи.
Работая выборным от дворян (в период подготовки реформы) в Комитете по улучшению быта крестьян, получает богатый материал о жизни крепостных и их взаимоотношениях с помещиками. Появляется его рассказ «Сорокопановка» (1859), очерк «Пенсильванцы и каролинцы» (1860).
В 1862 и 1863 в журнале «Время» были опубликованы романы Данилевского «Беглые в Новороссии» и «Воля» («Беглые воротились»), принесшие ему широкую литературную известность. В 1869 Данилевский возвращается в Петербург, становится членом Совета по делам печати и редактором официальной газеты «Правительственный вестник». Дослужился до чина тайного советника.
С конца 1870-х целиком переходит к темам русской истории. В 1888-1989 пишет роман «Черный год» («Пугачевщина»). Наиболее известны его исторические романы: «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожженная Москва» (1886).
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно