Первый месяц лета богат на юбилейные литературные даты.
1 июня – 100 лет со дня рождения (1923-1996)
Бориса Можаева, русского прозаика, мастера деревенской прозы.
Публикуется с 1949 года. В 1954 году вышел первый рассказ, в 1955-м – первая книга стихов «Зори над океаном». С 1956 года публикуется в центральной печати (повести «Наледь», «Саня», «Полюшко-поле»). В 1960-х годах написал очерки о сельской жизни «Земля ждёт» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964).
В 1976 году вышло самое известное произведение писателя – роман «Мужики и бабы». Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в вымышленном Тихановском районе Рязанской области.
В 1980-х годах опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы). В 1989-1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя.
В последние годы жизни работал над романом «Изгой», закончить который не успел (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».
Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы.
5 июня – 125 лет со дня рождения (1898-1936)
Федерико Гарсиа Лорки, испанского поэта и драматурга.
Окончил Университет в Гранаде. Литературную деятельность начал в 1919 г., выпустив романтическую сказку «Злые чары бабочки».
Сборник «Книга стихов» вышел в 1921 г. и был ещё в достаточной степени подражательным. Потом Гарсия Лорка вырабатывает свой стихотворный язык, совмещая поэтические формы XX в. с народно-песенными, фольклорными традициями родной Андалусии.
Успех ему принесли сборники «Канте хондо» (1921-1922 гг., опубликован в 1931 г.), «Песни» (1927 г.), «Цыганский романсеро» (1928 г.), поэма «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (1935 г.).
После поездок по Кубе и США в 20-30-х гг. Лорка пишет книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» (опубликована в 1940 г.), проникнутую духом неприятия «мира вещей», мира наживы и власти денег. Одновременно со стихами поэт создаёт пьесы, где воплощает основные темы своего творчества: любовь, смерть, ненависть к деспотизму.
Это героическая драма «Мариана Пинеда» (1925 г.), народный фарс для кукольного театра «Чудесная башмачница» (1930 г.). Вершинами поэтического театра Лорки стали трагедии «Кровавая свадьба» (1933 г.) и «Иерма» (1934 г.), пьеса «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935 г.), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935 г., опубликована в 1945 г.). Героини этих произведений каждая по-своему пытаются преодолеть косность общества и обрести свободу.
После провозглашения Испанской республики в 1931 г. Гарсия Лорка принял сторону республиканцев в борьбе против генерала Ф. Франко. В 1931-1933 гг. он руководил передвижным студенческим театром «Баррака», где ставились пьесы испанских классиков.
5 июня – 90 лет со дня рождения (1933-2011)
Владимира Правосуда, писателя, заслуженного работника культуры Беларуси.
Окончил Октябрьскую среднюю школу, затем факультет журналистики БГУ. Начал трудовую деятельность заведующим Ломавицким сельским клубом Октябрьского района. После армии работал в Лельчицкой районной газете «Савецкае Палессе». Затем был переведен в республиканскую газету «Калгасная праўда», откуда перешел в журнал «Вожык» (в 1967 г.), которому посвятил более 30 лет своей жизни.
Стихи начал писать еще в школе. Первая работа была опубликована в газете «Пионер Беларуси» в 1953 году. Во время службы в армии также писал по-русски и публиковался в газете Прибалтийского военного округа.
Автор книг «Палескі Марэсьеў» (1965), «Ветэран» (1968), «Бабрыная справа» (1969), «Светлая доля» (1975), «Соль і перац» (1976), «Зайздросны лёс» (1977), «Любоў без узаемнасці» (1979), «Возвращение» (1981), «Працоўны поўдзень» (1983), «Цёшча і аўтамабіль» (1984), «Прыкарытнікі» (1993) «Народжаны рэвалюцыяй» (1979), «Працоўны поўдзень» (1983), «Бамаўцы» (1984), «Маўклівая пушча» (1989) и других. У 2008 г. вышло собрание сочинений в трёх томах.
7 июня – 90 лет со дня рождения (1933-2015)
Аркадия Арканова, российского писателя.
Литературной деятельностью занялся в студенческие годы – спектакль, в котором он был одним из авторов, получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в 1957 году. Аркадий Арканов является автором ряда текстов известных песен.
В 1966 году вышел сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой», куда вошли произведения Аркадия Арканова, Григория Горина, Феликса Камова и Эдуарда Успенского. Печатался в журнале «Юность», «Литературной газете» и др. Член Союза писателей СССР (1968).
Как исполнитель песен сотрудничал с поэтом Анатолием Поперечным, композитором Евгением Бедненко и другими. Ведущий телевизионных передач («Анализы недели», «Клуб «Белый попугай», «Вокруг смеха. Нон-стоп», «Клуб ворчунов», «Кусочек сыра» и других). Был председателем жюри проводящегося с 2004 г. ежегодного открытого фестиваля юмора и эстрады «Москва – транзит – Москва».
В результате творческого дуэта с композитором Игорем Крутым появились такие песни, как «Большой привет», «Вальс», «Гондурас» (дуэтное исполнение Аркадия Арканова с Лолитой Милявской, позднее с Лаймой Вайкуле), «Дай вам Бог», «Девочка по имени Хочу» (исп. Ирина Аллегрова), «Дырка в голове» («Песня о Родине») (исп. Александр Буйнов), «Ласковая Майя», «Мадам», «Мой XX век» (исп. Валерий Леонтьев, позднее Марк Тишман), «Мур-мур-мур», «На дворе трава», «Нам надо с животными крепче дружить», «Поезд времени» (дуэтное исполнение Аркадия Арканова с Игорем Крутым), «Раздумья мои», «Танго», «Титикака», «Тюльпан», «У попа была собака», «Уходит молодость», «Хрусталь и шампанское» (исп. Александр Буйнов). В 1995 году вышел диск «Крутой Арканов – Арканов Крутой». В 2009 году принял участие в записи рок-оперы Александра Градского «Мастер и Маргарита» (роль Редактора).
9 июня – 180 лет со дня рождения (1843-1914)
Берты фон Зутнер, австрийской писательницы.
Во время русско-турецкой войны 1876-1877 военные действия заставили Берту задуматься о том, что война приносит людям много горя, страдания, боли и способна кардинально изменить жизнь простого человека. Популярность статей её мужа Артура вдохновляют Берту взяться за перо для написания рассказов и эссе. В соавторстве с мужем она выпускает 4 романа.
В 1886 году Берта и Артур переезжают в Париж, где неоднократно встречаются с Альфредом Нобелем.
Берта активно выступала за мир и прекращение войны. На эту тематику она пишет книгу «Долой оружие», которая выходит в свет в 1889 году. В скором времени это произведение приносит автору широкую известность и популярность.
После активной переписки с Бертой Нобель начинает интересоваться проблемами войны и мира. Твёрдая позиция женщины по отношению к войне и пропаганде пацифистских движений привело к тому, что Нобель в личном письме обещает ей создать премию мира.
Получив в 1905 году премию мира, Берта фон Зутнер стала первой женщиной, которая удостоилась этой премии.
12 июня – 145 лет со дня рождения (1878-1927)
Джеймса Оливера Кервуда, американского прозаика и защитника окружающей среды, автора приключенческой литературы.
Свои первые рассказы и статьи Кервуд писал и издавал в местных газетах и журналах ещё будучи подростком. Свой первый гонорар в 5 долларов Кервуд получил только в 1898 году за рассказ «Across the Range», напечатанный в журнале «Gray Goose». В течение своей жизни он написал более 30-ти книг. Большая часть малой прозы, написанной Кервудом, печаталась только в периодических изданиях того времени и никогда не переиздавалась. Кроме того, в качестве репортёра и активиста Кервуд написал огромное количество статей, посвященных природе и людям, живущим на Севере. Так, в 1909 году Кервуд опубликовал книгу «The Great Lakes», сборник статей о Великих Озёрах и их истории. Во время своих путешествий по северным территориям Кервуд никогда не переставал активно писать.
Среди самых известных романов Кервуда – «Казан», «Сын Казана», «Гризли», «Бродяги Севера». Кервуд много писал и о людях, живущих на Севере, о временах золотой лихорадки, о трудностях выживания в суровых условиях.
Кервуд был хорошо известен в России: на русский язык несколько его романов переведено Михаилом Чеховым, братом писателя Антона Чехова. В юности Кервуд был азартным охотником, но позже стал яростным защитником дикой природы. Писатель активно боролся за сокращение сезона охоты и за сохранение лесов, а в 1927 году стал членом Мичиганской комиссии по защите окружающей среды. Однако, многим природоохранным планам Кервуда не суждено было сбыться. В 1927 году писатель поехал во Флориду. Во время рыбалки он был укушен, по некоторым источникам пауком, что вызвало немедленную аллергическую реакцию.
12 июня – 70 лет (1953)
Владимиру Морозу, белорусскому писателю, кинодраматургу, сценаристу, кинорежиссеру.
Закончил архитектурный факультет Белорусского политехнического института (1975) и Литературный институт имени А. М. Горького в Москве (1983), архитектор ПТО «Интеграл», в институте «Минскпроект».
В кинематографии с 1981 года: старший редактор Госкино БССР, ведущий редактор студии «Летопись» киностудии «Беларусьфильм» (1988-1998). В 1998-2004 заместитель главного редактора белорусского журнала «Бярозка». Ведущий редактор документального кино Национальной киностудии «Беларусьфильм», с 2015 года директор студии документального кино «Летопись».
И писательские, и кинематографические работы посвящены в основном Беларуси. Автор поэтических сборников «Нежное прикосновение», «Голос», «Рей», «Хуторская звезда», «Благодать», «Крыжы на ростанях», «Шляхцянка восень», книг прозы и эссе «Белорусский храм», «Минск древний и молодой», «Минск. Верхний город», «За вратами забытых мелодий», «Могилёв» и других.
Режиссёр документальных фильмов «И пусть нам вечным памятником будет», «Нефтяная жемчужина Беларуси», «Лазер Алфёрова», «Мифологемы Родина», «Беларусьфильм 2010» (2006-2010). Автор сценариев (1984-2010) 60 документальных фильмов.
16 июня – 710 лет со дня рождения (1313-1375)
Джованни Боккаччо, итальянского писателя и поэта эпохи раннего Возрождения, гуманиста.
К ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы «Филострота» (ок. 1335), «Тезеида» (ок. 1339-1341), роман «Филоколо» (ок. 1336-1338), основанные на сюжетах средневековых романов. Более поздние произведения (флорентийского периода): «Фьезоланские нимфы» (1345), навеянные «Метаморфозами» Овидия, «Амето» и повесть «Фьяметта» (1343).
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, – «Декамерон» – сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
На итальянском языке им написаны «Тезеида», первая попытка романтического эпоса в октавах; «Любовное видение» («Amorosa visione»); «Филоколо» («Filocolo»), роман, в котором сюжет заимствован из древнефранцузского романа о Флуаре и Бланшефлор; «Фьяметта» («L’amorosa Fiammetta», Падуя, 1472), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты; «Ameto» (Венеция, 1477) – пасторальный роман в прозе и стихах; «Филострато» («Il Filostrato», изд.1480), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; «Il corbaccio о labirinto d’amore» (Флоренция, 1487) – едкий памфлет на женщин («Корбаччо») (1354-1355, опубликована в 1487).
Боккаччо – автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (первая редакция около 1360, трактаты «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» (начат около 1355-1357); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360). Книга «О знаменитых женщинах» (начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий – от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.
17 июня – 120 лет со дня рождения (1903-1964)
Михаила Светлова, русского поэта, драматурга.
Как поэт Светлов проявил себя в годы революции и Гражданской войны. К 1925 г. он уже был автором сборников «Рельсы», «Стихи», «Корни».
В 1925-1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.
В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.).
В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п. «Песня о Каховке» сразу стала одной из любимых песен молодёжи.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет – поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота».
Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье («Бессмертие», «Любовь», «Искусство», «Горизонт» и др.).
Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной декларативности. Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества «быть „скорой помощью” для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».
18 июня – 175 лет со дня рождения (1848-1914)
Владимира Истомина, русского писателя и издателя.
В 1876-1878 гг. сотрудник газеты «Московские ведомости», затем до 1883 года управляющий канцелярией московского губернатора, в 1883-1887 гг. директор по хозяйственной части Московских сиротских заведений ведомства императрицы Марии Фёдоровны, управляющий канцелярией московского генерал-губернатора (1887-1904).
В 1891 году занимал пост редактора «Правительственного вестника». С 1893 года гофмейстер. Ослеп, но числился по Министерству Императорского Двора. Пожизненный почетный член Сергиевского общества хоругвеносцев.
С 1881 года совместно с П. А. Берсом издавал популярный журнал «Детский отдых», где публиковались Л. Толстой, И. Забелин, Д. Иловайский и другие известные историки и писатели. Писал в «Русский архив» и «Душеполезное чтение» биографические очерки о знаменитых русских и путевые впечатления. Опубликовал историю замысла романа «Анна Каренина» (1881). Выпустил сборник стихов «Из пережитого» (1905).
Другие сочинения: «Больница души» 1906 г., «Последнее прости» 1906 г., «И. Ф. Горбунов» 1908 г., «Адмирал И. С. Унковский» 1910 г.
19 июня – 400 лет с дня рождения (1623-1662)
Блеза Паскаля, французского ученого, изобретателя, философа и писателя.
Родился в семье одного из лучших юристов города Клермон-Ферран. Отец, глубоко интересуясь математикой, привил любовь к этой науке своему сыну, который впоследствии стал одним из крупнейших математиков и физиков Франции.
Невероятные успехи Блеза до сих пор считают ярким проявлением таланта, граничащего с гениальностью. Первый свой трактат по математике он написал в возрасте 17 лет. Далее его открытия последовали одно за другим. Однако успех не вскружил ему голову и к 30-летнему возрасту он глубоко погрузился в религию и философию.
Блез стал последователем янсенизма – учения, противоречащего ортодоксальному католицизму и отрицавшего свободу воли, признававшего предопределение и требовавшего от своих адептов аскетизма и бескомпромиссного этического самосовершенствования.
Иезуиты были врагами янсенистов, и в связи с этим ученый написал книгу «Письма к провинциалу» – шедевр сатирической прозы, который доказывает полную несостоятельность иезуитских доктрин. Последние годы жизни Паскаль провел в монастыре Пор-Руаяль-д-Шан – интеллектуальном сердце столицы Франции.
После смерти вышел в свет его труд «Мысли», который был издан близкими друзьями и почитателями. В «Мыслях» Паскаль развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством (человек – «мыслящий тростник»).
Все, о чем писал Паскаль, было им глубоко пережито и выстрадано. О себе самом он говорил: «Я только с теми, кто, стеная, ищет истину».
21 июня – 140 лет со дня рождения (1883-1958)
Федора Гладкова, русского писателя, публициста.
Ф. Гладков начал писать, учась в екатеринодарском училище, когда было напечатано первое произведение – «К свету». Его ранние произведения публиковались в провинциальных газетах. Более зрелым произведением была повесть «Изгои» о политических ссыльных, написанная в 1908-1909 (опубликована в 1922).
В 1914-1917 Гладков учительствовал в прогимназии станицы Павловской на Кубани. С началом гражданской войны добровольцем уходит в Красную Армию. В 1920 назначается редактором новороссийской газеты «Красное Черноморье». В 1921 был переведен на работу в Москву. В 1920-е пишет ряд произведений: рассказ «Огненный конь», пьесы «Бурелом» и «Ватага», роман «Цемент», принесший автору известность, высоко оцененный М. Горьким.
В 1923 г. Гладков входит в литературную группу «Кузница», появляются новые произведения писателя: рассказ «Кровью сердца» (1928), «Новая земля» (1930), сборник «Маленькая трилогия» (сатирические рассказы, 1932). С 1932 становится членом редколлегии журнала «Новый мир», в этот период создает свое значительное произведение – роман «Энергия».
Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газет «Правда» и «Известия», писал рассказы о людях уральских заводов, о ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал, – повесть «Клятва» (1944). В 1945-1948 был директором Литературного института им. М. Горького. В послевоенные годы пишет автобиографическую трилогию – «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954), заключительную часть автобиографической эпопеи – «Мятежная юность» – закончить не успел.
Перу Ф. Гладкова принадлежат литературные портреты ряда писателей – П. Бажова, А. Серафимовича и др. и общественных деятелей – М. Калинина, И. Скворцова-Степанова и др.
22 июня – 125 лет со дня рождения (1898-1970)
Эриха Марии Ремарка, немецкого писателя.
В 1916 г., сразу же после выпуска из гимназии, ушел на фронт и более двух лет находился в окопах Западного фронта. Вернувшись с войны, работал учителем, служащим в торговой фирме, репортером, а затем и редактором журнала «Спорт в иллюстрациях».
В 1929 г. вышел первый роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», сразу же переведенный на многие языки мира и принесший автору всемирную известность. Фашисты, придя к власти, внесли роман в число книг, враждебных Третьему рейху, и уничтожили его.
В 1931 г. был опубликован роман «Возвращение» – о судьбе солдат, пришедших с войны, – тоже посвященный судьбе «потерянного поколения». С 1932 г. Ремарк жил во Франции, в США, затем постоянно поселился в Швейцарии.
Находясь за границами Германии, Ремарк создал ряд романов, преисполненных пафоса утверждения лучших человеческих качеств – верности, любви, бескорыстия, служения долгу, принципам демократии и свободы. Эти вечные темы он отразил в романах «Три товарища», «Триумфальная арка», «Искра жизни», «Время жить и время умирать».
В 1956 г. написал роман «Черный обелиск», в котором события 20-х гг. рассмотрел в исторической перспективе и увидел в них причины возникновения Второй мировой войны.
В последних романах – «Жизнь взаймы» и «Ночь в Лиссабоне» – Ремарк повествует о событиях послевоенного времени, сохраняя прежнюю гуманность и правдивость, присущие более ранним его произведениям.
22 июня – 120 лет со дня рождения (1903-1989)
Марии Прилежаевой, русской советской писательницы.
В 1925 году М. Прилежаева поступила на педагогический факультет Московского университета, который окончила пять лет спустя, чтобы продолжить преподавать в школах Архангельска, Загорска и Москвы. В 1936 году она начала работать в журналах и газетах, рецензируя книги русских и зарубежных авторов.
Первые публикации Прилежаевой вышли в журнале «Работник радио» (1936), газете «Московский строитель» (1937). Занятие литературным трудом рассматривала как вклад в дело коммунистического воспитания молодёжи. В 1941 году, узнав о гибели одного из своих любимых учеников во время Советско-финляндской войны, она написала свой первый роман «Это не бог» (1941). Позже последовало ещё несколько книг на школьную тематику, в том числе «Семиклассницы» (1944) и «Юность Маши Строговой» (1948).
Мария Прилежаева – член Союза писателей СССР с 1945 года. С середины 1950-х годов книги Прилежаевой стали более политизированными. Роман «С берегов Медведицы» (1955) рассказывает историю жизни Михаила Калинина. Её роман 1970 года «Жизнь Ленина» принес ей в 1971 году Государственную премию РСФСР имени Н.К. Крупской, а позже – премию Ленинского комсомола (1983).
Надо отметить по-настоящему ценный вклад Марии Павловны в развитие истории советской литературы. Это книга очерков о современниках «Дороги, дороги…» (1980), написанная в форме лирического дневника. В 1970-е произведения Прилежаевой были экранизированы: телеспектакль «Пушкинский вальс» с музыкой Прокофьева, телефильмы «Сиреневые облака», «Осенняя история». Прилежаева много сделала для поддержки молодых авторов: среди ее литературных протеже были Анатолий Алексин, Михаил Алексеев, Альберт Лиханов.
22 июня – 110 лет со дня рождения (1913-1980)
Александра Овечкина, российского писателя, автора повестей для детей.
После войны Александр Овечкин увлекся журналистикой и в 1951 году был направлен в Брест, где в 1950-е годы работал в газетах «Колхозная правда» и «Заря». В 1959 году он был назначен редактором газеты «Красноярский пилот», но уже спустя пару лет снова вернулся в Беларусь и в 1963 году стал старшим редактором Брестской областной студии телевидения.
В 1949 году Александр Овечкин пробует себя в качестве писателя. В 1951 году вышла его повесть для детей «Соломка», а в 1958 году «Подвиг сигналиста». Затем уже в Красноярске книги «Ошибка «Дикого зубра» (1960) и «Рассказы» (1961). Эти произведения закрепили за Александром Овечкиным статус детского писателя, которому он следовал всю жизнь, написав еще книги «У Дивных гор» (1965), «Особое задание» (1979) и вышедшие посмертно «Происшествия в конце каникул» (1982).
23 июня – 60 лет (1963)
Алексею Варламову, российскому писателю, публицисту, филологу.
Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1985). Защитил кандидатскую диссертацию «Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века» (1997) и докторскую диссертацию «Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе М. М. Пришвина» (2003). Профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ, преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте имени А. М. Горького.
Член Союза российских писателей (с 1993). Был членом общественного совета «Литературной газеты» (до 1997), редакционного совета ежемесячника «Накануне» (1995). Член редакционных коллегий журналов «Литературная учёба», «Октябрь», «Роман-газета» (с 1998).
Дебютировал как прозаик рассказом «Тараканы» в журнале «Октябрь» (1987, № 12). Первая книга «Дом в Остожье» вышла в 1990 году. Известность автору принесли роман «Лох» (журнал «Октябрь», 1995) и повесть «Рождение» (журнал «Новый мир», 1995), которая победила в конкурсе «Антибукер». Его книга «Затонувший ковчег» по А. А. Тахо-Годи – «о том, как мир умирает и сам не замечает этого». Роман «Одиннадцатое сентября» вызвал неоднозначные оценки критики (он вышел в журнале «Москва» в 2003 году). В 2014 году увидел свет роман «Мысленный волк» (время действия – 1914-1918 годы), который автор назвал «личной попыткой высказаться о Серебряном веке».
Автор ряда публицистических и литературоведческих статей. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В серии ЖЗЛ А. Варламов выпустил книги о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Алексее Толстом, Григории Распутине, Михаиле Булгакове, Андрее Платонове, Василии Шукшине.
25 июня – 120 лет со дня рождения (1903-1950)
Джорджа Оруэлла, британского писателя и публициста.
Уже в 11 лет в одной из английских газет публикуется его стихотворение. С 1922 по 1927 год будущий писатель служил в колониальной полиции Бирмы, но неуживчивый характер Оруэлла привел к его отставке. Много позже эта часть его жизни будет отображена в творчестве писателя («Стреляя в слона»). В 1927 году он возвращается в Европу.
С этого времени Оруэлл начинает активную писательскую деятельность, он пишет прозу и публицистику. На жизнь зарабатывает случайными заработками. Писатель берется за любую низкооплачиваемую работу: мойщика посуды, подсобного рабочего, помощника букиниста. Этот период он позже изобразил в своей книге «Фунты лиха в Париже и Лондоне». Также именно в это время рождается его литературный псевдоним. В этот период он сближается с представителями левых политических сил. В 1936 году уезжает на войну в Испанию в качестве специального корреспондента одного из английских изданий.
На войне он был шесть месяцев, потом получил серьезное ранение. Позже он опишет события испанской гражданской войны, в которой ему довелось участвовать (повесть «Память Каталонии»).
После начала мировой войны Оруэлл служил в народном ополчении, работал на Би-би-си, где вел антифашистскую программу и был корреспондентом британской газеты «Observer».
В конце 1943 года он приступает к написанию повести «Скотный двор». В ней без всяких прикрас описывается Советский Союз и все события, которые произошли после революции 1917 года. «Скотный двор» был впервые опубликован в 1945 году. В этом году внезапно умирает жена писателя, и он переезжает на небольшой остров, где начинает работать над главным произведением своей жизни – романом «1984». В 1949 году роман был опубликован, а в следующем году Джордж Оруэлл скончался от туберкулеза в Лондоне.
Оруэлл написал 5 романов, сказки, большое количество публицистики.
25 июня – 85 лет со дня рождения (1938-2021)
Игоря Шкляревского, советского и российского поэта, переводчика.
Учился в Могилёвском педагогическом институте, работал в республиканской детской газете «Зорка», затем окончил (1965) Литературный институт им. А. М. Горького. Член Союза писателей СССР с 1964.
Ещё во время учёбы (1962) выпустил в Минске свой первый сборник стихов «Я иду!». Издание подготовленного к печати сборника было остановлено, в итоге сборник вышел с купюрами.
Уже в 1964 году в Минске вышел второй сборник Шкляревского «Лодка», и, как предыдущая книга, он получил хорошие отзывы. Талант поэта отметил Борис Слуцкий, посвятивший выходу сборника статью «Лодка, плывущая далеко».
В 1980-1986 Шкляревский выполнил перевод «Слова о полку Игореве», высоко оценённый крупнейшим специалистом по древнерусской литературе Дмитрием Лихачёвым.
В 1986 тяжело переживал чернобыльскую катастрофу. На полученную (1987) за очередную книгу Государственную премию высаживал в Беларуси леса. По сей день там можно увидеть таблички с надписью «Лес поэта Игоря Шкляревского».
Являлся сопредседателем Союза российских писателей.
26 июня – 65 лет (1958)
Татьяне Мушинской, белорусской поэтессе, прозаику, драматургу, либреттисту, театральному критику, журналисту.
Татьяна Мушинская напечатала более 500 статей о хореографии, музыке, театре, которые печатались в русских, украинских и польских изданиях. Ей принадлежат 5 книг, посвящённых белорусскому балету.
Татьяной Мушинской изданы сборники рассказов и сказок «Віця Неслух у краіне мурашоў» (1995), «Свята печанай бульбы» (2003), «Вожыкі ў футбол гуляюць» (2008), сборник стихов «Калі тата – Дзед Мароз» (2000).
Многие рассказы и сказки прозвучали на Белорусском радио в интерпретации артистов Национального академического театра имени Янки Купалы.
В середине 1990-х годов Татьяна Мушинская обратилась к прозе для взрослой аудитории. В это время создается её своеобразная трилогия о жизни белорусской творческой интеллигенции: повести «Доўгае развітанне», «Апошняе каханне Дон Жуана» и «Джульета і экстрасэнс». В 1997 году вышла первая книга прозы «Доўгае развітанне».
Пожалуй, наибольшего признания Мушинская добилась как яркая лирическая поэтесса.
В 1998 году было опубликовано первое стихотворение. Поэтесса опубликовала четыре сборника стихов: «Я вандрую ў стагоддзях» (1998), «Рабро Адама» (1999), «Сны кахання» (2006), «Души ожиданье. Стихи о любви» (2006). Стихи поэтессы переведены на русский, украинский, английский и испанский языки.
28 июня – 75 лет со дня рождения (1948-2014)
Алеся Дубровского, гомельского поэта.
Член Белорусского союза журналистов (1980), член Союза писателей Беларуси (2008).
Первое стихотворение («Вяселле») было напечатано в районной газете «Маяк» в 1967 году. Автор книг «І будзе лета апасля» (2005), «Непрадказальнасць дня» (2008), «Дня наступнага святло» (2010).
Публиковался в газетах «Гомельская праўда», «Знамя юности», «Літаратура і мастацтва», «Чырвоная змена», «Сельская газета», в журнале «Маладосць», коллективных сборниках «Магістраль», «Святло шчымлівай памяці» и др.
Посмертно стал лауреатом областной литературной премии имени Кирилла Туровского (2014).
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно