Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2023 года в области литературы.
Февраль богат на юбилейные литературные даты.
1 февраля – 110 лет со дня рождения (1913-1971)
Антона Алешко, белорусского советского писателя.
Окончил двухгодичные педагогические курсы при Слуцком педагогическом техникуме (1931). До 1935 года работал учителем в местечке Лапичи (теперь Осиповичский район Могилевской области). Окончил Ленинградскую военно-медицинскую академию (1941).
Во время Великой Отечественной войны воевал сначала на Западном, а потом на 3-м Белорусском фронте. После войны служил военным врачом в военно-воздушных силах. Демобилизовался в 1963 году. Жил в Минске.
Дебютировал рассказами в 1932 году. В 1938-1939 годах опубликовал несколько рассказов и повесть «Молодость» (журнал «Полымя»).
Вышли книги повестей, рассказов «Утро» (1949), «Их первых встречает солнце» (1957), «Пять суток» (1959), «Над нами миллион высоты» (1965), роман «Дороги без следов» (1969), «Небо на замке» (избранное, 1974, 1984). Жизнь и боевые подвиги советских лётчиков – основная тема творчества писателя.
4 февраля – 215 лет со дня рождения (1808-1884)
Винцента Дунина-Марцинкевича, белорусского поэта, драматурга, театрального деятеля, просветителя.
С середины 1820-х годов В. Дунин-Марцинкевич жил в Минске и находился на государственной службе, имел должность при дворянском собрании. Через 10 лет купил небольшую усадьбу в д. Малая Люцинка Воложинского района и поселился там, оставив государственную службу.
В этот же период начал заниматься литературной деятельностью. Первые произведения (тексты для оперетт) «Соревнования музыкантов», «Волшебная вода», «Рекрутский еврейский набор» писал на польском языке. Музыку к ним написал композитор Станислав Монюшко. Участие в создании музыки принимал и сам Винцент, иногда при постановке пьес выступая как актер (роль старого еврея в оперетте «Рекрутский еврейский набор»).
В 1846 году в Вильно отдельным изданием вышло либретто музыкально-драматического произведения – оперы «Крестьянка» (позже – «Идиллия»). Она считается принципиальным явлением в становлении новой белорусской литературы. Если паны здесь говорят по-польски, то крестьяне – впервые в литературном произведении – по-белорусски.
В 1840-1850-е годы существовал театр (драматический кружок) В. Дунина-Марцинкевича, созданный им как любительский театральный коллектив. Он считается первым белорусским национальным театром современного типа. Труппа состояла из 20 человек, в том числе сам писатель, две его дочери и сын, представители минской интеллигенции. Театр придерживался народных традиций и отличался демократизмом. После первой же постановки «Крестьянки» деятельность коллектива была запрещена властями, но нелегально спектакли продолжались в разных городах Беларуси до 1856 года.
В этот период в Минске вышла из печати поэма «Гапон», – первое произведение В. Дунина-Марцинкевича, созданное полностью на белорусском языке, в котором показана условность социального разделения общества. Во второй половине 1850-х годов писатель перевел с польского на белорусский язык поэму польского поэта белорусского происхождения Адама Мицкевича «Пан Тадеуш, или Последний наезд на Литве. Шляхетская история 1811-1812 годов в двенадцати книгах, писанная стихами». В ней изображена широкая картина жизни Беларуси начала XIX века. Это был первый в мире перевод знаменитого произведения на другой славянский язык.
В 1861 году в Вильно отдельным изданием на польском языке вышел стихотворный исторический рассказ «Люцинка, или Шведы на Литве». В нем поэтически прославлялись мужество и героизм предков современных белорусов в борьбе с захватчиками. Это последняя книга В. Дунина-Марцинкевича, изданная при его жизни.
В 1866 году писатель создал свое лучшее произведение – комедию «Пинская шляхта». В ней высмеивалась заносчивость, надменность и одновременно страх мелкой шляхты перед властями, их несправедливый суд. Однако на сцене пьеса была поставлена только в 1917 году, а напечатана через год в газете «Вольная Беларусь». Примерно такая же судьба ожидала и его сатирическую комедию «Залеты», которая была написана в 1870 году.
4 февраля – 150 лет со дня рождения (1873-1954)
Михаила Пришвина, русского писателя.
В 1893 г. М. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец. В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.
В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина – он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны – на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом.
После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.
Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования.
В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.).
Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).
Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.
6 февраля – 115 лет со дня рождения (1908-1991)
Станислава Шушкевича, белорусского советского поэта и прозаика.
В 1926 году стал участником литературного объединения «Молодняк». В 1928-1930 годах работал в Книжной палате и Государственной библиотеке БССР. В 1930-1931 годах руководил библиотекой научно-исследовательского института сельского и лесного хозяйства. В 1934-1935 годах работал в редакции газеты «Літаратура і мастацтва», «Колхозник Белоруссии», а в 1935-1936 годах в газете «Звязда». С 1956 по 1958 год работал в газете «Минская правда». В 1958-1970 годах был начальником отдела писем газеты «Літаратура і мастацтва».
Дебютировал стихотворением в январе 1924 (газета «Красная смена»). Автор сборников поэзии «Стихи» (1934), «Дорогою весны» (1959), «Вслед за мечтами» (1961), «Гроза» (1966), «Друзьям» (1972), «Дорога в золотую осень» (1983), «Эхо молодости» (1984), «Солнце над моим осенним садом» (1987), книги воспоминаний «Возвращение в молодость: Воспоминания и заметки» (Минск, 1968; в т.ч. воспоминания о белорусских писателях), сборника сатиры и юмора «Груши на вербе» (1969), книжек стихов, рассказов и сказок для детей «Звериный бал» (1936), «Лесная колыбельная» (1958), «Сорочий теремок» (1959), «Мы на смену идем» (1961), «Гора Марата Казея» (1963), «Будильник» (1966), «Рассказы про Марата Казея» (1968, 1988), «Вясёлыя дзятлікі» (1970), «Сколько коготков у кошки» (1972), «Двенадцать посланцев» (1973), «Бородатый комар» (1977), «Апрель» (1977), «Лиса с магнитофоном» (1979), «Сказочный терем» (1983), «Едет страшная Яга» (1985), «Козел на вертолете» (1987).
В 1978 г. вышли Избранные произведения в 2 томах, в 1988 г. – «Избранное». Многие стихи С. П. Шушкевича положены на музыку.
Награжден медалями. Заслуженный работник культуры Белорусской ССР (1983).
6 февраля – 245 лет со дня рождения (1778-1827)
Никколо Уго Фосколо, итальянского поэта, филолога.
Переехав в Венецию (1792), получил хорошее литературное образование, проникся либеральными идеями, которые выразил в трагедии «Тиест» (пост. 1797), написанной в подражание Альфьери.
В период наполеоновских войн большую часть времени Фосколо провел в армии. Тогда же он завязал близкие отношения с выдающимися литературными деятелями севера Италии, в т.ч. с Дж. Парини и В. Монти, и в свободное от службы время занимался критикой и журналистикой. В 1815 в Милане Фосколо отказался присягнуть на верность восстановленной австрийской администрации и бежал в Швейцарию. В 1816 перебрался в Англию.
Творческое наследие Фосколо включает в себя три трагедии, лирику, сатиру, критические эссе, политические статьи и переводы с греческого, латинского и английского. Славу ему принесли два произведения: эпистолярный роман «Последние письма Якопо Ортиса», начатый в 1796 и опубликованный в окончательной редакции в 1802, и поэма «Гробницы» (1807). Во многом автобиографический роман испытал влияние «Страданий юного Вертера» И.В. Гёте. В поэме «Гробницы» Фосколо протестует против наполеоновского приказа об унификации захоронений и призывает соотечественников чтить память предков. Поэма примечательна смешением классической и романтической литературных традиций.
7 февраля – 545 лет со дня рождения (1478-1535)
Томаса Мора, английского писателя, мыслителя.
Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.
Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает духовенство, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.
Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами, распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.
«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла.
Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.
8 февраля – 195 лет со дня рождения (1828-1905)
Жюля Верна, французского писателя, классика приключенческой литературы, одного из основоположников жанра научной фантастики.
Во время учебы в Париже Верн познакомился в Александром Дюма, с которым у него развились дружеские отношения. Благодаря поддержке Дюма, позже в Историческом театре был поставлен спектакль по пьесе Жюля – «Сломанные соломинки».
Затем молодой писатель познакомился с Виктором Гюго и Дюма-сыном. Одними из первых произведений Жюля Верна, вышедших в печать, стали «Драма в Мексике» и «Первые корабли Мексиканского флота». Его работы получили хорошие отзывы, в связи с чем литератор продолжил писать приключенческие рассказы.
В первой половине 1850-х годов Верн трудился в «Лирическом театре» Дюма. Потом он работал биржевым маклером, но все свободное время посвящал литературе. Тогда же он решил попробовать создавать романы.
Первый успех к Жюлю пришел в начале 1860-х годов, когда он стал публиковать серию романов «Необыкновенные путешествия». Затем свет увидели произведения «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» и «С Земли на Луну».
В этих работах Верн продолжал развивать приключенческую тематику с элементами научной фантастики. Стоит отметить, что за годы творческой биографии он описал ряд приспособлений и устройств, который были изобретены гораздо позднее.
Например, Жюль Верн предсказал возникновение факса, акваланга, самолета, электрического стула, телевидения и т.д. В 1867 г. он представил свою знаменитую книгу «Дети капитана Гранта», по мотивом которой было снято немало фильмов.
Стоит отметить, что «Дети капитана Гранта» представляли собой 1-ю часть трилогии. Спустя три года классик издал роман «Двадцать тысяч лье под водой», а позже – «Таинственный остров». Сегодня данные произведения считаются мировой классикой.
Затем Верн опубликовал книги «Вокруг Луны» и «Двадцать тысяч лье под водой». В 1972 г. на книжных прилавках появился культовый роман «Вокруг света за 80 дней», рассказывающий о путешествии эксцентричного и флегматичного Филеаса Фогга и его слуги Жана Паспарту вокруг света, предпринятом вследствие одного пари.
По мотивам этой книги до сих пор продолжают снимать новые фильмы и мультфильмы. В 1878 г. Жюль Верн стал автором нового романа «Пятнадцатилетний капитан». По сюжету, младшему матросу Дику Сэнде пришлось принять командование китобойным кораблем «Пилигрим», экипаж которого погиб в ходе ожесточенной схватки с китом.
В последнее десятилетие своей биографии Жюль Верн начал опасаться научного прогресса, поскольку это могло навредить человечеству. В связи с этим, он пишет такие произведения, как «Флаг родины» и «Властелин мира».
Творческое наследие Верна состоит из 66 романов (включая неоконченные и изданные только в конце 20-го столетия), свыше 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, а также несколько документальных и научных работ. Интересен факт, что в России переводились практически все романы француза, выдерживая по нескольку переизданий.
Не менее интересно и то, что Дмитрий Менделеев называл Жюля Верна «научным гением», а Лев Толстой читал его произведения детям и сам рисовал к ним иллюстрации. Для написания своих трудов Верн искал вдохновения в морских путешествиях, которые совершал на собственной яхте.
8 февраля – 135 лет со дня рождения (1888-1970)
Джузеппе Унгаретти, итальянского писателя, одного из основателей итальянского герметизма.
Джузеппе Унгаретти с 1912 года учился в Париже, где сблизился с Г. Аполлинером, П. Валери, итальянскими футуристами. В 1915-1918 годах Унгаретти – участник Первой мировой войны 1914-1918 годов.
Печатается с 1915 года. В 1916 году опубликовал сборник «Заброшенный порт», ставший ядром сборника «Веселье кораблекрушений» (1919; с дополнениями издан в 1931 и 1936 году под названием «Веселье»).
Основные темы творчества Унгаретти – трагичность жизни, одиночество и потребность в человеческом общении. Его стихам присущи лаконизм, отказ от рифмы, ассоциативность образа, при простоте языковых средств. Унгаретти – один из создателей поэтической школы герметизма.
В 1930-е годы в его поэзии усиливаются пессимистические мотивы (сборник «Чувство времени», 1933). В цикле «Оккупированный Рим» (1943-1944) поэт приобщается к общенародным чувствам (стихотворение «Перестаньте убивать убитых», посвященное героям Сопротивления). Поэтический сборник «Страдание» (1947) отразил кризис поэзии Джузеппе Унгаретти. В последний период творчества поэзия Унгаретти включает в себя и «непоэтическую реальность». С 1962 года был председателем Европейского сообщества писателей.
8 февраля – 100 лет со дня рождения (1923-1976)
Эвалда Вилкса, латышского писателя, заслуженного деятеля культуры Латвийской ССР, лауреата Государственной премии Латвийской ССР.
Литературный дебют Вилкса состоялся в апреле 1945 года, когда был напечатан его первый рассказ «Доброволец». Рассказ вошёл в его первую книгу «Люди одной правды» и был посвящён молодым коммунарам, ушедшим на Великую Отечественную войну и не вернувшимся с неё.
В 60-е годы Вилкс также продолжает писать рассказы о войне, среди которых, например, «Упрямый» и «Первый вальс», посвящённые первым дням войны и совсем ещё юношам, добровольно ушедшим на фронт.
В 1962 году была опубликована повесть «Двенадцать километров», внёсшая, по мнению многих критиков, огромный вклад в латышскую литературу. Повесть явилась новаторской для того времени и впервые в творчестве писателя коснувшаяся темы вины и ответственности человека перед лицом народа, своей совести и всего человечества. В 1965 году им была написана статья «Литература должна быть продолжение жизни», призывавшая писателей к более углублённому изучению жизни, психологии рядового советского писателя. Последним его произведением явился рассказ «Где собака зарыта», напечатанный в апреле 1975 года.
9 февраля – 85 лет со дня рождения (1938-1995)
Юрия Коваля, советского русского детского писателя и поэта, а также сценариста мультфильмов и фильмов для детей, художника и скульптора, автора-исполнителя песен.
Стихотворения автор начал сочинять, еще сидя за школьной скамьей. Также имел способности к рисованию. Перенимал опыт у скульпторов В. Лемпорта, В. Сидура, Н. Силиса. После школы окончил обучение в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина на факультете русского языка и литературы. Первые стихи для детей, написанные им, опубликовались в 1966 году. Интересно, что свои способности к рифме автор проявлял и на уроках, придумывая диктанты в виде стихов. Первые рассказы автора были опубликованы в 1956 году газетой «Ленинец».
После работы учителем, автор перешел трудиться в стены издательства «Детская литература». Также работал в издании «Мурзилка», руководство которого отправляло писателя за границу. Там он начал писать прозу. Такими произведениями были, например, «Алый» и «Елец». Ковалем был написан сборник рассказов «Чистый дор» (описание жизни Вологодского села и его жителей) и «Приключения Васи Куролесова» (история о расследовании милицией мошенничества). При написании этого произведения, автор применял опыт из служебной жизни своего отца. Кстати, приключения В. Куролесова были написаны как юмористический детектив. Это произведение получило премию во время проведения Всесоюзного конкурса лучших детских книг. Было издано на большинстве языков мира. Тему милицейской жизни автор продолжил в таких повестях, как «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова».
1972 год ознаменовался для писателя вступлением в ассоциацию писателей. По сюжетам трудов писателя «Недопесок» (рассказ, написанный во время командировки на Урале) и «Алый» были сняты фильмы. Кроме того, в них звучали песни Ю. Коваля.
Талант писателя в написании детской литературы подтверждается тем, что некоторые его рассказы и в настоящее время включены в школьные программы по литературе. К таким относятся «Нулевой класс», «Серая ночь», «Колобок» и многие другие. Наиболее большим трудом автора был роман «Суер-Выер», написанный им перед смертью. 1996 год ознаменовался присуждением (посмертно) писателю премии «Странник» Международным конгрессом писателей-фантастов.
9 февраля – 240 лет со дня рождения (1783-1852)
Василия Жуковского, русского поэта.
В 1797-1801 гг. обучался в Московском благородном университетском пансионе.
В печати дебютировал стихотворением «Мысли при гробнице» (1797).
Работал в журнале «Вестник Европы», где опубликовал свой вольный перевод элегии английского сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище», повесть «Вадим Новгородский» и многие стихотворения.
В 1808 г. написал балладу «Людмила», дав начало новому направлению в русской литературе – романтизму. Другие известные баллады: «Светлана» (1808), «Лесной царь» (1818), «Рыбак» (1818), «Кубок» (1825), «Ленора» (1831).
Вступив в ополчение во время Отечественной войны 1812 г., написал знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», упрочив свою литературную популярность.
В 1815 г. стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», высмеивавшего консерватизм классической поэзии.
В 1826 г. занял должность воспитателя будущего императора Александра II.
Колумбом, открывшим «Америку романтизма», назвал В.А. Жуковского В.Г. Белинский, а А.С. Пушкин написал о нем: «Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности».
10 февраля – 80 лет со дня рождения (1943-2022)
Михася Тычины, литературоведа, критика, писателя, лауреата литературной премии имени В. Колесника (2000 г.), премии президентов академий наук Украины, Беларуси и Молдовы (2004 г.)
Работал ведущим научным сотрудником Института литературы и языка НАН Беларуси, преподавал литературу в Белорусском гуманитарном лицее.
Печататься начал в 1963 году со стихотворений, как критик и литературовед – с 1969-го.
Был специалистом в области литературоведческой экспертизы.
Михась Тычина – автор многочисленных монографий, эссе, очерков, повестей, рассказов.
Перевёл на белорусский язык ряд произведений своего двоюродного брата Алеся Адамовича. Один из авторов учебников и учебных пособий по литературе для базовой и средней школы.
10 февраля – 125 лет со дня рождения (1898-1956)
Бертольда Брехта, немецкого поэта, драматурга, видного деятеля европейского театра, основателя нового направления под названием «политический театр».
Во время учебы в городской реальной гимназии начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.
Окончив гимназию, он в 1917 г. стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию.
В 1919 г. Б. Брехт знакомится с Л. Фейхтвангером, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г.
Совместно с известным режиссером Эрвином Пискатором в 1925 г. им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея.
Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы – «Мамаша Кураж и ее дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), «Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944).
В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию – единственную страну, выдавшую ему визу. Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.
Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов. Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем. В 1950 г. состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г. – избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г. он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира.
10 февраля – 90 лет со дня рождения (1933-2010)
Михаила Рощина, русского писателя, драматурга.
Первая рощинская пьеса «Седьмой подвиг Геракла», написанная в 1963 году, была поставлена только в 1988 году. Вторая – «Дружина» – тоже ждала постановки до времен горбачевской перестройки и гласности. Главную роль в первом спектакле по этой пьесе сыграла Ирина Печерникова.
В «Дружине» показан небольшой городок, где власть захватили дружинники. Они диктуют окружающим нормы морали и поведения, и это приводит к катастрофическим последствиям.
Третью пьесу Рощина поставили, и вскоре он стал успешным драматургом. 70-80-е годы были периодом его расцвета и всесоюзной популярности.
Самая знаменитая пьеса Рощина – «Валентин и Валентина». По ней сняли одноименный фильм с Мариной Зудиной, Татьяной Дорониной, Ниной Руслановой. Пьеса «Старый Новый год» известна по спектаклю Олега Ефремова, перенесенному на телеэкран. В этом фильме заняты Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Евгений Евстигнеев.
Свой псевдоним писатель взял из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам»: одного из персонажей зовут Рощиным.
Написанная в 1970 году пьеса «Остров сокровищ» была игрой по мотивам знаменитого произведения Роберта Льюиса Стивенсона, предвестником современных фанфиков. В конце 1970-х Михаил Рощин повторил игру, написав «Галоши счастья», где наряду с обычными людьми действуют феи из андерсеновской сказки «Калоши счастья».
Завершенную в 1973 году пьесу «Эшелон» драматург посвятил своей матери. Одна из значимых работ Рощина – пьеса «Спешите делать добро» – о том, как добрый человек привез из командировки девочку-подростка, спасенную от самоубийства.
Михаил Рощин – автор более десятка прозаических сборников, мемуаров и романа о русском классике Иване Бунине, выпущенного в серии «Жизнь замечательных людей».
10 февраля – 85 лет со дня рождения (1938-2009)
Георгия Вайнера, советского писателя, сценариста, мастера детектива.
Георгий Вайнер является легендой для всей любителей советских детективов. Его перу в дуэте с братом принадлежит создание всем известных персонажей.
Отец работал на заводе, а сыновья с детства демонстрировали тягу к учению. Именно потому их с братом Аркадием отдали учиться в Московский заочный юридический институт. Работать по специальности Георгию не хотелось, потому он начал пробовать себя в других отраслях. Успел побыть электромехаником, инженером и даже журналистом. В 1967 году они с братом заканчивают и выпускают в мир детективный роман «Часы для мистера Келли». Работа сразу же возымела успех, аудитория поклонников требовала продолжать творить, а потому был создан дуэт, в котором Георгий Вайнер с братом Аркадием подарили миру множество шедевров.
Творчество братьев стало культовым для всех любителей жанра детектива. Фанаты с удовольствием брались за новые книги, которые в 70-х годах активно выпускали авторы. Их романы «Я, следователь…», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали» и другие почти сразу же после выхода получали экранизацию. Это только сопутствовало популярности на советском пространстве.
Наиболее успешной книгой можно считать вышедший роман «Эра милосердия», по которой был поставлен мини-сериал из пяти серий «Место встречи изменить нельзя». Книгу фанаты после просмотра кино разобрали на цитаты. Приключения Глеба Жеглова с его напарником Володей Шараповым остались надолго в сердцах многих зрителей. Сами же писатели экранизацию не слишком одобрили, так как посчитали, что режиссер многое упустил. Георгий Вайнер с Аркадием считали возможность создать легендарный фильм на века упущенной.
Для авторов наибольшую ценность представляли не свои детективные романы, а книги о более серьезных мотивах. В своих шедеврах «Петля и камень в зеленой траве» и «Евангелие от палача» они затронули трагическую тематику. Эти книги Георгий Вайнер с братом Аркадием посвятили описанию возможного еврейского Холокоста, который должен был произойти в СССР. Они описывали масштабы в сравнении с гитлеровскими гонениями и подтверждали тот факт, что катастрофа была бы примерно на том же уровне.
В 1990 году писатель переезжает в США, где становится редактором газеты «Новое русское слово». Это издательство показывало жизнь эмигрантов за границей. Параллельно он продолжал работать над несколькими романами, которые так и остались неоконченными. Через пять лет после выезда умер брат Аркадий. С тех пор мир увидело еще две книги от автора – «Умножающий печаль», «Райский сад дьявола».
10 февраля – 85 лет со дня рождения (1938-2019)
Юрия Фатнева, гомельского поэта и прозаика.
В 1941 г. отца писателя перевели в Беларусь. Детство его прошло в деревне Старые Дятловичи Гомельского района. С 1956 года жил в Казахстане, где работал библиотекарем. В 1967 г. переехал в Гомель, затем жил в Брянске, Гатчине под Ленинградом, с 1990 года постоянно проживал в Гомеле.
Поэт и прозаик. Первое стихотворение появилось в печати в 1955 году в Столбцовской районной газете «Голас селяніна».
Автор сборников стихов: «Любимое» (Алма-Ата), «Общий вагон» (Алма-Ата),
«Глаза не умеют молчать» (Алма-Ата), «Поет рожок у Сожа» (Минск), «Лирика» (Москва),
«Лунный час» (Тула), «Костер на пристани» (Москва), «День прозрения» (Москва), «Птицы ночи» (Гомель), «Еще оглянусь на Отчизну» (Гомель), «Русская печаль» (Гомель), «Сны Земли» (Минск);
повести: «Неисторическая фамилия» (журнал «Неман»), «Убегающий лось» (журнал «Немига»);
романы: «Кумиры творяху» (журнал «Полесье», перепечатан в журнале «Славянское вече», Киев), «У эха нет лица» (2009, серия «Библиотека Союза писателей Беларуси»).
Печатался в различных журналах и газетах, в т.ч. в журнале «Юность», «Смена», в газетах «Литературная Россия» и «Литературная газета», коллективных сборниках Беларуси, России, Украины.
Отмечен межрегиональной литературной премией Бояна (г. Трубчевск, 2008).
23 стихотворения Ю. Фатнева включены в литературно-художественное издание серии «Школьная библиотека» для старшеклассников «Исповедь» (русскоязычная поэзия Беларуси, конец 20-начало 21 века), 2010 год.
Член Союза писателей СССР с 1967 года. Член российского союза писателей.
В Союзе писателей Беларуси с 1998 года. Член Совета областного отделения Союза писателей Беларуси (2005).
11 февраля –70 лет со дня рождения (1953-2020)
Алексея Михеева, российского писателя и литературного критика.
В 1974 году окончил экономический факультет МГУ, в 1983 году – аспирантуру Института языкознания РАН по филологии, в 1992-1994 годах преподавал в РГГУ, в 1994-1995 годах на «Эхо Москвы» вел программу «Лит-парад».
В 2005-2008 годах был главным редактором журнала «Иностранная литература», с 2008 года вел там авторскую рубрику о Non-fiction.
С 2009 по 2019 год – главный редактор портала «Словари XXI века». С 2013 года входил в жюри премии «Большая книга».
Автор книг «Meaning and Categorization» (Нью-Йорк, 1996), «А. и Б. сидели на трубе: Перевод с советского» (2002), «Чтение по буквам. Роман-альбом» (2012), «Словарь Россия. Russia. Для туристов и не только» (2018).
12 февраля – 195 лет со дня рождения (1828-1909)
Джорджа Мередита, английского писателя викторианской эпохи.
В 1851 году вышла книга его стихов, до того публиковавшихся в периодической печати.
События личной жизни легли в основу его первого романа «Бремя Ричарда Феверела» (1859).
В 1864 поселяется в графстве Суррей, где потом протекает действие его знаменитого романа «Эгоист». Он продолжает писать романы, не оставляя, однако, и поэзии, чаще обращаясь к пейзажной лирике.
Острую характеристику творчества Мередита дал в своем «Искусстве лжи» Оскар Уайльд: «Его стиль – хаос, озаряемый вспышками молний. Ему, как писателю, подвластно всё, кроме языка; как романист, он освоил все искусства, кроме повествования; как художник, он обладает всеми достоинствами, кроме способности к самовыражению».
Одним из основных доходов писателя была работа в качестве редактора в различных издательствах. Он неизменно выступал с поддержкой молодых начинающих авторов. Так, он не только помог впервые опубликоваться Томасу Харди, но и посоветовал смягчить многие резкости его романа, выпиравшего за тесные рамки викторианской морали. К концу жизни Мередит стал признанным мэтром английской литературы: после Теннисона он был президентом Общества авторов; в 1905 году был награждён Орденом Заслуг.
13 февраля – 120 лет со дня рождения (1903-1989)
Жоржа Сименона, французского писателя, мастера детективного жанра/
В 1929 году писатель решил перезимовать в порту Делфзейла, городка на севере Голландии. Там родился первый роман Жоржа Сименона о комиссаре Мегрэ. Всего прозаик издал 80 произведений о знаменитом сотруднике криминальной полиции.
Жители Делфзейла поставили комиссару Мегрэ бронзовый памятник, на открытии которого глава города вручил Сименону свидетельство о рождении: «Жюль Мегрэ, место рождения – Делфзейл, дата рождения – 1929 год, отец –Жорж Сименон, мать – неизвестна».
Во время Второй мировой войны произведения Жоржа Сименона не издавались. Писатель жил на западе Франции, а затем переехал в Северную Америку. Автор опубликовал несколько романов о страданиях людей в годы войны и оккупации «Клан остендцев», «Грязь на снегу» и «Поезд».
В 1952 году писатель стал членом королевской академии Бельгии. Три года спустя он вернулся во Францию и вскоре переехал в швейцарскую Лозанну.
Король детективного жанра своими главными произведениями считал вовсе не романы о комиссаре Мегрэ, а психологические или «трудные» романы о человеческих взаимоотношениях и психологизме жизни.
В канун своего 70-летия Жорж решил не писать больше детективов. В последние годы жизни писатель издал несколько автобиографических работ: «Письмо к матери», «Я диктую», «Ветер с севера, ветер с юга» и другие книги.
14 февраля – 120 лет со дня рождения (1903-1993)
Семена Гейченко, русского писателя-пушкиниста, музейного работника.
Плоды многолетнего творческого музейного труда С.С. Гейченко нашли воплощение в его книгах, выдержавших несколько изданий: «Лукоморье», «В краю великих вдохновений», «Приют сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «Сердце оставляю вам», «Завет внуку», и многочисленных путеводителях, статьях для периодической печати.
Семен Степанович был великий мечтатель и неутомимый просветитель. Он считал необходимым расширить круг усадеб, в которых жили родственники, друзья и знакомые поэта, восстановить на основании исторических данных их облик, дополнить ими музейный комплекс Пушкинского заповедника. Он был убежден, что подобные оазисы русской культурной провинции будут играть далеко не провинциальную роль в духовном и нравственном воспитании новых поколений посетителей Заповедника. Сегодняшнее развитие Пушкинского заповедника происходит с учетом замыслов и планов прежних лет, время исполнения которым наступило только сейчас.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что С.С. Гейченко был самый известный в стране музейный директор. В Михайловское ехали не только к Пушкину, но стремились увидеть Гейченко, услышать его вдохновенное слово о великом поэте. Люди почитали для себя за честь хоть чем-нибудь помочь Пушкинскому заповеднику, принять участие в его благоустройстве.
15 февраля – 95 лет со дня рождения (1928-1996)
Эно Рауда, эстонского писателя.
Ярким образцом творчества литератора является цикл рассказов об ожившей тряпичной кукле по имени Сипсик. Она словно является воплощением детской мечты о говорящих игрушках и об ощущении тайны, которую так бережно хранят персонажи.
По сюжету тряпичный человечек был результатом трудов маленького Марта, который хотел сделать подарок младшей сестре. Но герой счел игрушку настолько некрасивой, что обозвал ее «сипсиком». Каково же было удивление мальчика, когда кукла вдруг начала говорить с ним и Ану, становясь проводником в красочный мир приключений.
Первое издание книги было украшено иллюстрациями художника Эдгара Вальтера, но в последующие годы к воссозданию образа Сипсика приложили руку Герман Огородников и Роман Кашин. Произведения были переведены на несколько языков и стали символом эстонской детской литературы.
Не менее популярными среди читателей были рассказы о Муфте, Полботинке и Моховой Бороде. Автор называет их накситраллями – созданиями, которые меньше человека и отдаленно напоминают гномов, что тоже является своеобразным отражением детских фантазий Эно Мартиновича.
Рассказы о накситраллях считаются образцом экологической литературы, но в них можно найти философские размышления о любви, дружбе, верности, свободе и жизни в обществе. Поэтому «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» оказались актуальными для малышей и для взрослых.
Не забывал автор и о детях постарше – в его библиографии можно отыскать книгу «История с “летающими тарелками”». Она не только написана легко и с юмором, но и содержит элементы детектива, приправленного мистичностью и таинственностью. Также заслуживает внимания произведение «Нержавеющая сабля».
Другим направлением творчества Эно Мартиновича было написание сценариев для мультфильмов. Первым на экраны вышел «Маленький мотороллер», за которым последовали «Яак и робот», «Пылесос», «Зеленое желание» и другие, ставшие не менее поучительными и популярными, чем книги.
15 февраля – 90 лет со дня рождения (1933-2005)
Владимира Савченко, советского писателя-фантаста.
Писать фантастические рассказы начал, ещё будучи студентом МЭИ, а первая публикация состоялась в 1955 году в журнале «Знание – сила» – рассказ «Навстречу звёздам». Первая фантастическая книга – сборник «Чёрные звёзды» (1960). Почти все его произведения написаны в «инженерском стиле», где во главу угла ставится подробный анализ какого-нибудь открытия или изобретения.
В повести «Призрак времени» космические исследователи обнаруживают планету-зеркало, вращающуюся около звезды с ещё более необычными свойствами антиматерии и антивремени. А в повести «Час таланта» герой изобретает необычный прибор коррелятор, который модифицирует информационное поле окружающего нас мира.
Владимир Савченко также опубликовал две книги по своей основной специальности: научно-занимательную брошюру «Полупроводники на старте» (1958) и строго научный труд «Технология и свойства микроэлектронных диодных матриц» (1965). Впрочем, сам автор важнейшей своей научной публикацией считал работу «Шестнадцать новых формул физики и космологии. Вселенское корреляционное Поле Действия (U-поле), проявляющее себя Универсальной связью величин и явлений», опубликованную в «Журнале Русской Физической Мысли» (1992).
Своё последнее произведение опубликовал в 1992 году – крупный роман «Должность во Вселенной», который является первой книгой задуманного автором цикла «Вселяне».
За повесть «Похитители сутей» в 1989 году получил высшую награду украинских фантастов – премию «Чумацкий Шлях». Последний опубликованный в 1994 году роман «Должность во Вселенной» номинировался на «Великое Кольцо». В 2003 году писателю присуждена премия «Аэлита» за вклад в русскоязычную фантастику.
С 2005 года на Международной ассамблее фантастики «Портал», которая ежегодно проходит в Киеве, вручается премия «Открытие себя» имени В.И. Савченко за произведение, которое показало качественный рост писателя.
16 февраля – 115 лет со дня рождения (1908-1992)
Ядвиги Беганской, белорусского советского прозаика, переводчика и журналиста.
Начала публиковать стихи с 1926 года.
С 1953 года начала выступать как прозаик. Переводила произведения с польского и словацкого языков.
В 1956-1963 гг. работала в Минске редактором на Белорусском радио.
Член Союза писателей СССР с 1957 года.
Автор книг для детей «Далеко на Севере» (1954), «Евгенин голубок» (1958), «Встреча с морем» (1962), «Зосина звездочка» (1965), «Над рекой Шушею» (1977), «Неожиданная встреча» (1978).
18 февраля – 130 лет со дня рождения (1893-1938)
Максима Горецкого, белорусского писателя, литературоведа, публициста, переводчика, критика, общественного деятеля.
Дебют Горецкого как писателя состоялся публикацией рассказа «Лазня» в 1913 году в газете «Наша Ніва», в которой в то время печатались многие белорусские писатели и поэты. В 1914 г. в городе Вильнюс вышел сборник «Рунь», издание оплатила княгиня Мария Магдалена Радзивилл. Впоследствии Горецкий издал несколько сборников рассказов и повестей. Многие произведения Горецкого посвящены пережитой им войне, в том числе и наиболее известные – «Ціхая плынь» и «На імперыялістычнай вайне».
В 1920 году Горецкий написал и издал первую историю белорусской литературы. Впоследствии им было написано ещё несколько работ по этой теме. Кроме того, Горецкий составил несколько белорусско-русских и русско-белорусских словарей.
Произведения Горецкого переведены на болгарский, латышский, литовский, немецкий, польский, русский и украинский языки.
Сам Горецкий перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», некоторые произведения Максима Горького, произведения Ю. Лебединского «Комиссары» и «Неделя»; А. Фадеева «Разгром».
Также Максим Горецкий работал в отрасли критики, был литературоведом и языковедом. Написал первым «Гісторыю беларускае літаратуры» (Вільня, 1920, 4-е выданне, Мінск, 1926). Автор литературно-критической работы «Маладняк» (1928), «Хрэстаматыі беларускае літаратуры. XI век – 1905 г.» (Вільня, 1922), «Руска-беларускага слоўніка» (з Г. Гарэцкім, Смаленск, 1918, 2-е выданне, Вільня, 1920), «Беларуска-расійскага слоўнічка» (3-е выданне, 1925), «Практычнага маскоўска-беларускага слоўніка» (з М. Байковым, 1924, 2-е выданне, 1926). Выдаў зборнік «Народныя песні з мелодыямі» (запісаныя ад маці, мелодыі запісалі А. Ягораў і М. Аладаў, 1928).
21 февраля – 80 лет (1943)
Людмиле Улицкой, русскому прозаику, сценаристу.
Первая книга Людмилы Улицкой «Бедные родственники» была издана на французском языке во Франции, а публикации первых рассказов Людмилы Евгеньевны стали появляться в журналах в конце восьмидесятых. В начале девяностых по ее сценариям снимают фильмы «Сестрички Либерти» режиссера В. Грамматикова и «Женщина для всех» режиссера А. Матешко. В этот же период в журнале «Новый мир» выходит повесть «Сонечка», которую во Франции назвали лучшей переводной книгой года. Эта повесть принесла Улицкой французскую премию Медичи. В 1998 году повесть «Сонечка» приобретает звание лауреата итальянской литературной премии Джузеппе Ачерби.
Лауреат премии «Русский Букер» – роман «Казус Кукоцкого», он был экранизирован режиссером Ю. Грымовым в 2001 году, а в 2006 году этой книге присуждают итальянскую премию Пенне. В 2006 году выходит роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Интересно, что написание этого романа началось с банального перевода с английского языка документальной книги американского профессора-социолога о Даниэле Руфайзене, с которым писательница была лично знакома. Этому роману о католическом священнике в 2007 году была присуждена премия «Большая книга». В 2009 году Людмила Улицкая вошла в список претендентов на международную Букеровскую премию 2009 года. Соискателями этой премии были известные писатели: Эдгар Доктороу, Марио Варгас Льоса, а также лауреат Нобелевской премии Видъядхар Найпол. Людмила Евгеньевна занимается не только творчеством. Фонд Людмилы Улицкой, организованный в 2007 году, реализовывал детский книжный проект «Другой, другие, о других» и оказывал благотворительную помощь библиотекам.
Людмила Евгеньевна считает, что она всегда опаздывает. Так пыхтя и отдуваясь, она пытается шагать со временем в ногу. В 45 лет она научилась водить машину, в 50 стала писательницей, только в 55 научилась владеть компьютером. Улицкая считает, что она могла бы и не стать известной писательницей, если бы ее не уволили с работы. Ее произведения, написанные для своих, для узкого круга читателей, стали популярными и приобрели обширный круг своей аудитории. Улицкая стала одной из самых успешных, самых читаемых и модных писательниц. Ее произведения читают не только в России. Они переведены более чем на 30 языков. Людмила Евгеньевна, невзирая на славу, считает себя человеком, которому неуютно сидеть под софитами, она готова всегда уступить первое место. А что касается ее профессии, то она и сейчас готова с интересом осваивать новые уголки.
21 февраля – 85 лет (1938)
Изяславу Котлярову, белорусскому поэту, публицисту, переводчику.
Окончил факультет журналистики Белгосуниверситета. Член Союза журналистов СССР с 1965 года (теперь Белорусского союза журналистов). С 1966 года живёт в Светлогорске. Почти 35 лет отдал работе в районной газете «Светлагорскія навіны»: литсотрудник, ответственный секретарь, заместитель редактора. Многие его публикации стали журналистской летописью города и района. Автор истории Светлогорского строительного треста №20 (брошюра «Ровесник города») и Светлогорского домостроительного комбината («Домостроители»).
Один из инициаторов и создателей городской картинной галереи «Традиция» (1992). С 1992 по 2008 годы являлся руководителем галереи. Автор брошюры о картинной галерее («Верность традициям»), каталога о творчестве Г.М. Прянишникова. Регулярно выступает в периодической печати со статьями о творчестве известных художников Беларуси.
Награждён нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За личный вклад в развитие культуры Беларуси», Почётными грамотами Республиканского комитета по печати, Министерства культуры Республики Беларусь, Гомельского облисполкома и другими. В 2001 году присвоено звание Почётного гражданина города Светлогорска.
С 1990 года – член Союза писателей СССР, сейчас – член Союза писателей Беларуси и Союза российских писателей. Стихи И. Котлярова публиковались в журналах «Знамя», «Юность», «Нева», «Аврора», «Форум», «Смена», «Нёман», «Немига», «Новый журнал» (Нью-Йорк), в альманахах «День поэзии» (Москва), «Поэтический Олимп» (Москва), «Встречи» (Филадельфия), в «Литературной газете», «Литературной России» и др. изданиях.
В российских и белорусских журналах, альманахах, поэтических антологиях и газетах публиковались переведенные им на русский язык стихи белорусских поэтов П. Панченко, А. Гречаникова, Р. Бородулина, Т. Бондарь, С. Шах, А. Бадака, В. Яреца и других. А стихи И. Котлярова в переводах на белорусский язык С. Шах и М. Метлицкого – в журналах «Полымя», «Маладосць», в еженедельнике «Літаратура і мастацтва».
Автор книг: «Мой ровесник» (1975), «Конфетное дерево» (1980), «Друзья мои – свидетели мои» (1981), «Здесь, на трепетной земле» (1989), «На расстоянии взгляда и души» (1990), «Фантазия реальности бедней» (1993), «А душа и в молитве болит» (1994), «Наш двор» (1997), «Но даже умираем, чтобы жить» (1999), «Россыпь» (2000), «Земля простит, но не прощает небо» (2001), «Куда б ни шёл – иду к своей судьбе» (2002), «Вечное время во мне» (2003), «Сам себе дорога» (2004), «И гром, словно эхо войны» (2005), «По ту и эту сторону окна» (2006), «Сначала жизнь – потом судьба» (2007), «Диалог = Дыялог» ч.1 (2007), «Диалог = Дыялог» ч.2 (2008), «Перазоў = Перезов» (2009), «Принял я крещение от клёна» (2009), «Сирень на пепелище» (2010), «В днях, к самозабвенью не готовых…» (2010), «Зовущая печаль» (2010), «Побег из детства» (2011), «Небесная весть» (2012), «Ученик вечности» (2013), «Верность» (2015), «Еще за далью и за высотой» (2015), «Неизъяснимое» (2015), «Из полуяви и полузабвений» (2017), «Эхо зова» (2017).
23 февраля – 265 лет со дня рождения (1758-1823)
Василия Капниста, русского поэта и драматурга.
Впервые выступил в печати в 1774 году. Известность ему принесла стихотворная «Сатира I» (1780), вызвавшая широкую полемику в связи с колкими замечаниями о современных литераторах. В «Оде на рабство» (1783, опубликована в 1806) выступил против закрепощения крестьян в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. Свою «Оду на истребление в России звания раба» (1786, опубликована в 1787; написана в связи с указом императрицы о наименовании просителя не «раб», а «верноподданный») Капнист послал Екатерине II с надписью на обложке: «Освободительнице России».
Капнист – сторонник постепенного освобождения крестьян; эти взгляды нашли отражение в «Оде на пиитическую лесть», «К восставшему греческому народу» и др. Автор оперы «Клорида и Милон» (1800), трагедий «Гиневра» (1809), «Антигона» (1814), переводов, в т.ч. комедии Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1806). Комедия «Ябеда» (1798; 1-я редакция под названием «Ябедник», 1793, запрещена цензурой) – острая сатира на бюрократию и суд, запрещенная к постановке после первых спектаклей (1798, запрет снят в 1805, пьеса шла на сцене до 1840).
В 1814 году участвовал в составлении «Словаря Академии Российской» (Капнисту поручен выбор слов из «Русской правды» и «Слова о полку Игореве»). Почетный член «Беседы любителей русского слова» (1811), в ее «Чтениях» публиковал свои стихи, а также статьи о стихосложении и др. Сотрудничал в «Санкт-Петербургском вестнике» (с 1780-х гг.), «Московском журнале» (1792), «Аонидах» (1796-1797), «Северном вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и других.
Последние годы жизни занимался главным образом переводами произведений Горация.
23 февраля – 120 лет со дня рождения (1903-1823)
Юлиуса Фучика, чехословацкого журналиста, литературного и театрального критика, публициста.
Учился на философском факультете Пражского университета. Уже в 18 лет он стал членом коммунистической партии Чехословакии, а вскоре – одним из редакторов печатных органов компартии – газеты «Руде право» и журнала «Творба».
Репортажи и очерки Фучика были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов журналиста – разработка концепции социалистического искусства, которому он уделял много внимания.
В первой половине 1930-х годов Фучик несколько раз посещал СССР в качестве журналиста. И на основании полученных впечатлений он создал книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём», которую посвятил Советскому Союзу, а затем и значительный цикл художественных очерков.
Многообразная деятельность Фучика второй половины 1930-х годов проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии он писал боевые статьи и заметки, в которых призывал народ к отпору фашистским захватчикам и борьбе с оккупантами. А во время Второй мировой войны Юлиус, как убежденный антифашист, был активным деятелем Движения Сопротивления.
В период гитлеровской оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. И будучи членом нелегального Центрального комитета компартии Чехословакии, Фучик руководил подпольными изданиями партии, в которых публиковались его обращения к чешскому народу.
В апреле 1942 года Юлиус был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую свою известную книгу «Репортаж с петлёй на шее», в которой появилась знаменитая строчка, ставшая впоследствии цитатой: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». Эта книга была опубликована уже после смерти писателя в 1945 году, а позднее переведена на 70 языков народов мира.
Она является документально-художественным свидетельством о героической борьбе антифашистского подпольного движения Чехословакии во время Второй мировой войны. Это одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе, где также суммированы размышления Фучика о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту книгу в 1950 году автор был удостоен Международной премии Мира посмертно.
24 февраля – 110 лет со дня рождения (1913-1962)
Эммануила Казакевича, русского писателя, поэта и переводчика.
С 1938 года Эммануил Казакевич жил в Москве. В 1941-1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана – помощника начальника разведки армии.
Первое произведение на русском языке – повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) – было удостоено Сталинской премии в 1948 году и принесло автору широкую известность. Роман «Весна на Одере» (1949) был также удостоен Сталинской премии в 1950 году. Военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953), однако, подверглись разгрому в советской критике, как и вышедшие в эпоху «оттепели» под редакцией Э. Казакевича сборники «Литературная Москва» (1956). Перу Эммануила Казакевича принадлежат также роман «Дом на площади» (вторая часть дилогии «Весна на Одере», 1956), повесть «Синяя тетрадь» (1961), рассказы (в том числе «При свете дня», 1961 и «Враги», 1962), путевые заметки «Венгерские встречи» (1955), незаконченный роман «Новая земля».
Повесть «Звезда» в авторском переводе на идиш была опубликована в варшавской газете «Фолксштимэ», авторский вариант романа «Весна на Одере» на идише вышел в Монтевидео отдельной книгой в 1950 году. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Эммануил Казакевич вновь вернулся к творчеству на идише, опубликовав в выходивших в Польше газете «Фолксштимэ» и журнале «Идише шрифтн» статьи и критические заметки, а также переводы на идиш стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю Лермонтова, В. В. Маяковского. В переводе Э. Казакевича на русский язык несколькими переизданиями вышла сказочная повесть К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (первое издание – 1959).
В 1990 году посмертно были опубликованы дневники, записные книжки и письма Эммануила Казакевича («Слушая время»). Прозаические произведения Э.Г. Казакевича были переведены на ряд иностранных языков. Повести «Синяя тетрадь» (1964) и «Звезда» (дважды – 1949 и 2002), а также роман «Весна на Одере» (1968) были экранизированы.
24 февраля – 85 лет со дня рождения (1938-1989)
Иосифа Скурко, белорусского поэта, многие стихи которого положены на музыку, кинодраматурга, переводчика.
Скурко И.В. – родственник и крестник Максима Танка.
В 1956 году он закончил среднюю школу с золотой медалью в г. Поставы. В 1957-1960 г.г. служил в Советской Армии. После армии поступил на филфак БГУ. В 1965-1967 г.г. работал в ЦК ЛКСМБ, в 1967-1971 г.г. – директором Бюро международного молодежного туризма «Спутник», в 1971-1974 г.г. – референтом в Совете Министров БССР.
В 1974-1989 г.г. успешно работал на белорусском телевидении: политический обозреватель, комментатор, заведующий отделом, заместитель главного редактора литературно-драматических программ. В 1986 г. был принят в члены Союза писателей БССР.
В 1960 г.г. вся Беларусь слушала с удовольствием песни на слова И. Скурко – «Верасы», «Бацькоўскі парог», «Рабінавая ноч», «Свіцязянка» и многие другие. Музыку писали такие композиторы, как И. Лученок, А.Чиркун, Р. Буцвиловский. Песня «Верасы» была признана в 1972 году лучшей песней года СССР.
Автор сборников «Бацькоўскі парог» (1973), «Весніцы» (1990).
26 февраля – 105 лет со дня рождения (1918-1985)
Теодора Старджона, американского писателя-фантаста, классика «золотого века» американской фантастики.
«Девяносто процентов научной фантастики – полная чушь, но следует помнить, что девяносто процентов всего есть полная чушь», – утверждал Теодор Старджон.
Когда Старджон был рекламным копирайтером, он начал сотрудничать с журналом «Unknown», где опубликовал свой первый фантастический рассказ «Бог в саду». Писатель также редактировал журнал «Fortune» и управлял собственным литературным агентством. Каждое произведение Старджона становилось событием. Он разрушал всяческие табу и неписаные правила научно-фантастического жанра, создавая захватывающие, оригинальные сюжеты. Критики назвали прозаика «лучшим стилистом в истории американской фантастики». В копилке фантаста есть забавные истории о чудовищах и инопланетных монстрах, романтическая проза о любви к инопланетянину и интеллектуальные, философские размышления о пугающе безграничных возможностях человеческого разума.
Рассказы писателя получили престижные премии «Хьюго» и «Небьюла». Роман «Больше, чем люди» стал визитной карточкой литератора. Он оказал влияние на развитие жанра и был удостоен Международной фантастической премии 1954 года. В своих работах Старджон размышляет над проблемами будущего, путешествиями во времени и пространстве, существовании внеземной разумной жизни и о людях со сверхъестественными способностями. Творчество Теодора имело грандиозное значение для американской фантастики. Произведения автора: «Брак с Медузой»; «Больше, чем люди»; «Скальпель Оккама»; «Таксидермист».
Творения Старджона получили высокие оценки современников, а очарованный им Стивен Кинг назвал писателя «одним из величайших фантастов, когда-либо рождавшихся на свет».
27 февраля – 110 лет со дня рождения (1913-1984)
Ирвина Шоу, американского писателя, драматурга.
Первые шаги на литературном поприще Ирвин совершает в 21 год, когда начинает писать сценарии для радиоспектаклей, часть из которых носила остросоциальный характер и отличалась тонким психологизмом. В начале сороковых годов Шоу попробовал свои силы в роли автора сценария к фильму «Город говорит», где в ироничном ключе шли рассуждения о гражданских свободах.
Во время Второй мировой войны Ирвин отправился на фронт в качестве уорент-офицера. Военные действия и полученные впечатления автор воссоздал в своем первом романе, «Молодые львы», который увидел свет в 1949 году. В произведении автор описал армию, объединяющую восторженных патриотов и прожжённых циников, интеллектуалов и простых работяг, каждый из которых пришел на войну, преследуя свои цели.
Несмотря на то, что критики единодушно отмечают уникальный талант писателя при создании глубоких и напряженных сюжетов с прекрасными диалогами и колоритными образами героев, самыми любимыми его произведениями считаются следующие: «Молодые львы»; «Богач, бедняк»; «Вершина холма».
Второй роман Ирвина Шоу вышел в 1951 году под названием «Растревоженный эфир». Произведение было посвящено росту и популяризации антикоммунистического движения, вызвавшего массовые репрессии граждан, якобы настроенных против Америки и ее устоев.
В пятидесятых годах писатель продолжает работать над киносценариями и другими книгами, среди которых стоит особенно отметить роман «Богач, бедняк». В нем автор раскрывает историю трех детей, которые по-разному устраиваются в жизни после смерти отца, добиваясь своей цели или теряя к ней всякий интерес. Роман был настолько популярен, что в восьмидесятых годах его экранизировали в ряде стран.
Творчество Ирвина Шоу отмечено не только известностью в читательских кругах, но и несколькими премиями, включая премии О. Генри и награду Американской академии искусств и литературы.
28 февраля – 490 лет со дня рождения (1533-1592)
Мишеля де Монтеня, французского писателя, философа.
В возрасте 38 лет он получил возможность заниматься тем, о чём давно мечтал, – литературой.
В 1572 году Монтень приступил к работе над своими философско-литературными «Опытами», и спустя 8 лет были опубликованы первые две книги. Просвещённая публика с восторгом приняла труд Мишеля де Монтеня, разобрав его на цитаты и афоризмы.
«Опыты» стали, по сути, изложением мыслей Монтеня по поводу важных исторических событий, его наблюдений за самыми разными людьми. На протяжении многих лет эта книга пользовалась большой популярностью благодаря своему гуманизму, искренности и тонкому юмору.
Сразу после публикации «Опытов» Мишель Монтень совершил путешествие по Европе. Он побывал в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. По возвращении домой он написал дополнения к первым двум книгам и опубликовал третью книгу «Опытов», которая во многом носила автобиографический характер.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно