Юлия Ковальчук в рамках авторского проекта «Новинки литературных журналов» предлагает обзор номеров за ноябрь.
Евгений Эдин «Моё незавершённое убийство»Евгений Эдин родился в 1981 году в Ачинске, окончил Красноярский государственный университет. Печатался в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др. Лауреат премий Астафьева и Гончарова, стипендиат Министерства культуры России.В освещённом неоном Нью-Йорке Трэвис Бикл заводит мотор такси и выезжает на смену. В Санкт-Петербурге Данила Багров в очередной раз перезаряжает свой 1911-ый и выходит чистить город от скверны. Тайлер Дёрден открывает двери «Бойцовского клуба» и приглашает любого желающего выразить подавленную агрессию на этот грязный и прогнивший мир.
Когда главный герой рассказа Евгения Эдина в первый раз берёт в руки оружие, подобно перечисленным «героям времени», он ощущает власть. Она разливается по телу, затуманивая рациональное. Вкупе с играющими подростковыми гормонами и стыдом за чрезмерную мягкость отца формируется жгучая смесь. Готовность доказать остальным, что ты настоящий мужчина, что не похож на пьющего и потерявшего смысл жизни родителя.
Возможность проявить себя появляется с приходом любви. Эффектная Чингизка моментально приковывает внимание героя. У них нет ничего общего, потому что оба существуют в разных мирах. И именно это становится катализатором катастрофы. Он, не сумевший защитить возлюбленную от местных хулиганов, и она, окинувшая его холодным взглядом на прощание.
Подходящий момент, чтобы сыграть Раскольникова и задать себе вопрос: тварь я дрожащая или право имею. Могу ли я взять в руки оружие и отстоять честь любимой девушки. Спойлер: в рассказе преступление не совершается. Со временем приходит осознание, что в нём не было необходимости. Через счастье потери рождается новый смысл. Это не следование классическому пути «героев времени», а вымощенная собственными ошибками и потерями дорога во взрослую жизнь.
И только спустя годы, когда на смену «юной злости» приходит «взрослая доброта», можно, наконец, выдохнуть и позволить себе быть. Слабым, любящим, тактильным. Всем тем, что так отторгалось в юности и что стало спасением во взрослом враждебном мире.
С прозой Евения Эдина вы можете ознакомиться в
журнале «Новый мир».Елизавета Полеес «В небесах мои корни»Елизавета Полеес – поэтесса, переводчица. Родилась в 1947 году в Могилёве. Окончила филологический факультет БГУ. Автор нескольких поэтических сборников. «Я – листок, всего лишь маленький и слабый листок некогда большого семейного дерева, корни которого давно прячутся в земле…»
Так начинает эссе Елизавета Давыдовна. Это ещё одна история о детстве. Ведь как утверждают психологи, детские воспоминания формируют восприятие мира взрослого человека.
Маленькой девочкой писательница жаждала узнать каждую подробность истории своей семьи, но всякий раз попытки добраться до собственных корней рушились об упорное молчание отца и отрицание матери.
Невозможно ощущать себя частью родной культуры, когда единственное, что у тебя от неё есть – это несколько оставшихся в памяти матери букв идиша и пара ироничных песен.
Боль пережитой войны железным занавесом всегда стояла между юной Елизаветой Давыдовной и доверительными отношениями с родителями. Отец, потеряв всю семью, с возрастом так и не смог смириться с горечью утраты, что сделало его немногословным. Мать не находила слов выразить те ужасы, что им пришлось пережить, да и детям, как она полагала, это было ни к чему. Автору пришлось собирать себя по крупицам самостоятельно.
Спустя годы, уже будучи взрослой, Елизавета Полеес продолжает искать ответы на многие вопросы, поднимая глаза к небу в надежде, что именно там скрыт ключ к истокам её происхождения.
Погрузиться в историю о поисках собственной идентичности вы можете в
журнале «Нёман».Маргарыта Латышкевіч «Сямейны чамаданчык»Маргарыта Латышкевіч скончыла філалагічны факультэт БДУ. Працавала ў часопісах «Маладосць», «Бярозка». Аўтарка кнігі вершаў «Пульс навальніц», кніг прозы «Яблыкі» і інш. Лаўрэатка Нацыянальнай літаратурнай прэміі (2017).Калі героі Тарантына ў адной са стужак адкрываюць чамадан, іх твары асвятляюцца магічным жоўтым святлом. Што ўнутры – не вядома. Фанаты рэжысёра прапаноўваюць розныя тэорыі ужо 28 год, але да гэтага часу ніхто так і не дазнаўся.
У сям’і галоўнай гераіні апавядання таксама ёсць незвычайны чамаданчык. Яго змесціва – назапшаваны скарб некалькіх пакаленняў. Дзіўнаватыя шалі з дробнымі грузікамі, пластыкавая канструкцыя, каб падагрэць дзіцячыя бутылечкі, бабулін парык, які яна ніколі не насіла, але ўсё ж такі захавала, россып чорна-белых фотаздымкаў. Па іх добра бачна, што адбываецца, калі дзесьці, за межамі нашага быцця, маленькая дзяўчынка Генетыка дастае сваю папяровую барбі, раскрывае блакітны пульхны альбом з папяровым вушамі, вачамі, ілбамі, насамі – і пачынае сваю гульню. Таму калі галоўная гераіня завітала ў родную вёску сваёй бабулі, жыхары адразу вызначылі «чыя яна».
Майстэрства аўтаркі ў фарміраванні герояў адлюстроўваецца ў дэталях. Так, напрыклад, можна звярнуць увагу на апісанне рук. Бабуліны, па ўспамінах дарослай дзяўчыны, заўсёды поўніліся цукеркамі, ягадамі, арэхамі. Дзедавы былі жылістыя, працавітыя, грубыя ад мазалёў, але тыя ж рукі і шкадавалі, прыцісківалі да сябе, супакойвалі.
Такім чынам, знікае неабходнасць выкарыстоўваць грувасткія апісанні і праз акцэнтаванне на вобразе рук можна перадаць характар герояў, іх адносіны да гераіні.
«Сямейны чамаданчык» – гэта апавяданне пра пачуцці маленькай дзяўчыны, якая існуе ў прасторы дарослых. Яна практычна незаўважная для іх, але адчувае віну за кожную сварку за зачыненымі дзвярамі. Але крык для гераіні яшчэ не самае жахлівае.
Цішыня – вось, што атручвае паветра ў кожным пакоі кватэры. Ніколі гераіня не адчувала такую адзіноту, як ў той час, калі бацькі былі дома, але не размаўлялі адзін з іншым. Здавалася, што яна засталася зусім адна на гэтым свеце і што пакутам яе не будзе канца.
Гэта толькі некалькі рэчаў з чамаданчыка сям’і Маргарыты Латышкевіч. Каб дазнацца больш, чытайце адзіннаццаты нумар
часопіса «Полымя».
Франсиско Умбраль «Рассказы»Франсиско Умбраль – испанский прозаик, журналист, эссеист, составитель словарей. Автор восьмидесяти романов, а также множества сборников, писатель биографий.Мольеровское «мы умираем только раз, но это тянется так долго» приводит главного героя «Рассказов» в лобби дорогого отеля. Промежуточное положение между бытием (быть наделённым именем собственным, здороваться на остановке с постаревшими одноклассниками и утвердительно кивать на «Вам как обычно?» в запыленном баре) и небытием (придумать новую личность, надев лучший костюм, и позволить себе грубить обслуге, ощущая детское удовольствие от использования запрещённых приёмов).
У Умбраля герой выбирает играть на уровне «сложный» и напомнить Мольеру, что всё в руках человеческих. Он приходит в отель совершить самоубийство.
Пока кислоты снотворного и среда организма вступают в реакцию, герой погружается в воспоминания о смерти своей машины. Пятнадцать лет назад она стала первой самостоятельной покупкой и прожила с ним долгую жизнь. Была рядом в моменты утраты, одиночества, но и «открыла мир, расширила горизонты, заменила географические карты пейзажами».
Смерть машины обнажает до этого упорно игнорируемую гибель семьи и тотальное отчуждение супругов. Герои не стремятся разрешить проблемы, а погружаются в мерзлоту чёрно-белой итальянской ночи, отдаляясь друг от друга уже не только эмоционально, но и физически.
Вопрос, занимающий героя перед совершением последнего шага, – кто останется в памяти людей, когда его не станет. Извечный шутник, литератор-самоубийца, хмурый одиночка в череде одинаковых дней. Всё о нём и ничего одновременно. И он не против такого расклада. Уорхол давно написал, что «все кока-колы одинаковы, и все они хороши».
Каждый из рассказов Умбраля уникален по стилю написания. Первый сошёл бы за представителя литературы потока сознания, второй мог бы стать абсурдистской пьесой, третий – дань уважения Прусту и его мадленкам, где функцию бисквита выполняет Жанетт из Марбельи. В «Рассказы» она введена автором с целью обратить внимание героя на недостоверность собственных ощущений. Ведь и любовь была, и счастье, но рассказать о них попросту нечего. Остаётся лишь задаваться вопросом, а был ли мальчик, или мы снова всё придумали и приукрасили, лишь бы не отличаться от других.
Погрузиться в сознание человека на грани жизни и смерти можно в
журнале «Иностранная литература».* Все журналы вы можете найти в библиотеках ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля».
Карта расположения библиотекПодробнее о проекте «Новинки литературных журналов»скачать dle 10.4фильмы бесплатно