Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.
3 октября – 125 лет со дня рождения (1897-1982)
Луи Арагона, французского поэта,
одного из ведущих представителей сюрреалистического движения во Франции.
В 1919-1924 годах Арагон входил в группу парижских дадаистов; в 1924 году вместе с Андре Бретоном и Филиппом Супо основал движение сюрреалистов. В 1927 году вступил во Французскую коммунистическую партию и начал активно заниматься журналистикой.
В августе 1932 года посетил СССР в составе международной группы писателей, изучавшей стройки социалистического Урала; посетил города Магнитогорск, Челябинск и Надеждинск (сейчас Серов). Свои впечатления от поездки отразил в написанном по горячим следам цикле стихов «Ура, Урал!».
Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления. В 1957 году стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Арагон хорошо знал советскую литературу и занимался популяризацией ее во Франции; редактировал газету Les Lettres françaises (1953-1972), выходившую при финансовой поддержке Французской коммунистической партии.
В 1962 году Арагон и Андре Моруа завершили «Параллельную историю» Советского Союза и Соединенных Штатов Америки с 1917 по 1960 год. Арагон написал историю СССР, а Моруа – историю США. После прекращения публикации «Французской литературы» – литературного приложения «Юманите» – в 1972 году вернулся к сюрреализму, в последние годы своей жизни он опубликовал по крайней мере еще два романа: «Роман Анри Матисса» и «Прощание».
4 октября – 175 лет со дня рождения(1847-1910)
Луи Анри Буссенара, французского писателя и путешественника, автора остросюжетных романов, насыщенных географическим и естественноисторическим материалом.
Окончив медицинский факультет в Париже, он в связи с начавшейся летом 1870 года франко-прусской войной был мобилизован в армию, где служил в качестве полкового врача.
После войны Буссенар оставил медицину и вернулся в Париж, где целиком посвятил себя литературе. Уже его первые романы, опубликованные в «Журналь де Вояж»: «Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума» (1879) и «Путешествие парижского гамена вокруг света» (1880), сделали имя Буссенара широко известным. В 1880 году Буссенар был послан министерством народного просвещения во французскую Гвиану для проверки состояния медицинского обслуживания. В результате этой командировки в 1882 году увидел свет один из лучших его романов «Гвианские Робинзоны» (в русском переводе – «Беглецы в Гвиане»). А в 1883 году выходит роман «Похитители бриллиантов».
Многочисленные путешествия помогают ему создать такие остросюжетные романы, как «Из Парижа в Бразилию» (1885), «Приключения в стране львов» (1886), «Приключения в стране тигров» (1887), «Приключения в стране бизонов» (1887), «Голубой человек» (1888), «Без гроша в кармане» (1895), «Горбунок» (1901).
Буссенар является автором ряда научно-фантастических произведений, таких как «Тайна доктора Синтеза» (1887-1888) и «Десять тысяч лет среди льдов» (1890). В последние годы жизни в его историко-приключенческих романах заметно влияние А. Дюма. Это такие романы, как «Герои Малахова кургана» (1890), «Подвиг санитарки» (в русском переводе – «С красным крестом»), «Пылающий остров» (1898), «Капитан Сорви-голова».
4 октября – 50 лет (1972)
Инне Спасибиной, гомельской поэтессе.
Поэт, член Союза писателей Беларуси (2013), лауреат областной литературной премии имени Кирилла Туровского (2013) в номинации «Поэзия» за сборник «Мой солнцеворот».
Окончила Полоцкий лесной техникум. Живёт и работает в Гомеле.
Инна Спасибина – выпускница школы «Молодой литератор» при Гомельском областном отделении ОО «Союза писателей Беларуси», участник литературных изданий «Междуречье» (2009), “Пралеска” (2009), «Десна» (2011), «Берега» (2014), «Литературная Гомельщина» (2009-2016).
Пишет на русском языке. Автор книг поэзии «Обереги» (2010), «На Кудыкиной горе» (2012), «Мой солнцеворот» (2013).
Инна Спасибина является дипломантом многочисленных конкурсов.
7 октября – 90 лет (1932)
Игорю Мотяшову, российскому литературоведу.
Окончил филологический факультет МГПИ в 1954 году. Кандидат философских наук, российский критик, литературовед.
Печатался с 1955 года. Автор многих статей и книг по советской детской литературе. Его книги были посвящены флагманам той литературной поры: С. Михалкову, А. Барто, С. Алексееву, З. Воскресенской, А. Лиханову.
Работы И.П. Мотяшова по проблемам детской литературы, в т.ч. книги «Писатель-вожатый. Гайдар и пионерия», «Мастерская доброты» являются еще и руководством по детскому чтению.
Статьи Игоря Мотяшова и особенно предисловия к детским изданиям советских лет многочисленны, он был ведущим критиком в этой литературной области. Награжден орденом Дружбы народов.
7 октября – 90 лет со дня рождения (1932-2016)
Ивана Пташникова, белорусского писателя.
Иван Николаевич Пташников – советский белорусский писатель. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978). Заслуженный работник культуры БССР (1983). Член СП БССР (1959), член СП СССР (1959).
В 1957 году окончил отделение журналистики БГУ имени В.И. Ленина. Редактор художественной литературы в Государственном издательстве Белорусской ССР (1957-1958), редактор отдела прозы белорусского литературного журнала «Маладосць» (1958-1962), с 1962 – редактор отдела прозы белорусского литературного журнала «Полымя». Член Союза писателей БССР (1959).
Иван Пташников – бытописатель современной белорусской жизни, тонкий пейзажист, владеющий богатством живого народного языка. Публикуется с 1952 года.
Первая книга – сборник рассказов и повестей «Зёрна падают не на камень» (1959). Автор романов «Жди в далёких Гринях» (1962) и «Мстижи» (1970), сборника рассказов и повестей «Степан Жихар из Стешиц» (1966), повестей «Лонва» (1965), «Тартак» (1968).
Многие произведения Пташникова переведены на русский, польский, чешский, украинский и другие языки.
8 октября – 130 лет со дня рождения (1892-1941)
Марины Цветаевой, русской поэтессы, прозаика и драматурга.
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств (теперь это Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Писать стихи Марина Цветаева начала очень рано, с шести лет, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках.
С 1902 по 1905 годы она обучалась в пансионатах Швейцарии, Германии, Италии. В конце 1905 года Цветаевы переехали в Ялту.
В 1910 году был опубликован первый сборник стихов Цветаевой – «Вечерний альбом», который был замечен и одобрен Н. Гумилевым, В. Брюсовым, а также М. Волошиным, который с этого момента и до конца жизни оставался другом Цветаевой.
В 1911 году Цветаева познакомилась в Коктебеле в доме М. Волошина с Сергеем Эфроном, который вскоре стал ее мужем.
В 1912 году вышел сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь», в 1913 году «Из двух книг», в 1922 году был издан сборник «Версты», посвященный русским поэтам, а также поэма-сказка «Царь-девица».
В том же 1922 году Цветаева уехала к мужу за границу, до 1925 года жила в Чехословакии, в Праге, а с 1925 до 1939 в Париже, во Франции.
За границей Цветаева создала большинство стихотворений, были изданы ее книги «Ремесло» (1923), «Психея» (1923), «Молодец» (1924), «Поэма конца» (1924), «Поэма горы» (1924), «Крысолов» (1925), «После России» (1928).
В 1939 году Цветаева восстановила советское гражданство и возвратилась вместе с сыном в СССР. Ее муж и дочь, вернувшиеся ранее в СССР, были репрессированы. Сначала Цветаева обосновалась в Москве, но с началом Великой Отечественной войны переехала в Чистополь, а затем в Елабугу. В Елабуге, 31 августа 1941 года, Марина Цветаева покончила с собой.
9 октября – 130 лет со дня рождения (1892-1975)
Иво Андрича, югославского писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии в области литературы 1961 года.
Иво Андрич сделал успешную карьеру в качестве дипломата. В 1920 году он работал в посольстве в Ватикане, а затем в консульствах в Бухаресте, Триесте и Граце. В 1927 году работал в консульствах в Марселе и Париже, а позднее в Мадриде. С 1930 по 1933 годы был секретарем постоянной делегации Королевства Югославии при Лиге Наций в Женеве, а затем в качестве чрезвычайного представителя Югославского правительства находился в Берлине.
После начала Второй мировой войны из-за разногласий с руководством Андрич уходит в отставку и возвращается в Белград. Именно в это время он пишет произведения, которым суждено получить всемирную известность. В 1954 году Андрич вступает в Коммунистическую партию Югославии и становится председателем Союза югославских писателей. Он был первым, кто в 1954 году подписал Новисадский договор о единстве сербскохорватского литературного языка. В 1961 году Андрич был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
13 октября – 90 лет со дня рождения (1932-2013)
Анны Кобец-Филимоновой, белорусской писательницы.
В 1971 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве. Работала редактором на киностудии «Беларусьфильм», в издательстве «Юнацтва».
Начинала писать на белорусском и русском языках. Член Союза писателей СССР с 1965 года. Вышли сборники стихов «Казка пра месяц» (1963), «Залаты ручнік» (1972), «Лесной барабан» (1970), а также рассказ «Жаваранкі над Хатынню» (1977), сборники сказок «Читайка и Гуляйка» (1963), «Семь художников» (1965), «Сказки старого Яниса» (1969), «Вянок дзівосаў» (1986), роман «Агні за перавалам» (1987).
В 1973 году по сценарию писательницы снят мультфильм «Вася Буслік і яго сябры». Составитель (соавтор) сборника белорусской поэзии «Земля с лазурными очами» (1979). В том же году была издана книга переводов современной греческой поэзии Яниса Рикаса «Макроникас». Написала книгу очерков о Греции «В королевстве… но не сказочном» (1968).
В 1978 году по мотивам повести «Блакітны экспрэс» поставлен одноименный спектакль. В 2001 году на страницах журнала «Полымя» были опубликованы воспоминания из детства писательницы – «На беразе Друці».
В 2004 году издала автобиографическую книгу-исповедь «Шлях да малітвы», в 2005 году – документальный рассказ «Распятая Хатынь», в 2006 году – книгу о Григории Кобеце «Калі ўцякала сонца». Произведения писательницы переведены на кыргызский, литовский, немецкий, русский, татарский и украинский языки.
15 октября – 125 лет со дня рождения (1897-1937)
Ильи Ильфа, русского писателя, журналиста и прозаика.
Илья Ильф (настоящая фамилия Файнзильберг) – выдающийся советский писатель и журналист. Наиболее известен по романам «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931), написанным в соавторстве с Евгением Петровым. В юности Илья учился в технической школе, а затем работал в различных организациях: на заводе, в чертежном бюро, и т.д. После революцию он начал журналистскую деятельность, а также работал редактором в юмористических изданиях. В одном из таких изданий он публиковался под женским псевдонимом.
Профессиональная карьера литератора началась в 1923 году. Он переехал в Москву, где печатал свои фельетоны и очерки в различных журналах, в том числе и в газете «Гудок».
1925-й год стал знаковым для Ильфа. В этом году он написал серию очерков об Азии и познакомился с Е. П. Петровым (настоящая фамилия Катаев). В 1927 году они совместно работали над легендарным романом «Двенадцать стульев» о похождениях великого комбинатора и изобретательного мошенника Остапа Бендера. В 1928 году Ильф попал под сокращение и его уволили из газеты «Гудок». За ним последовал и Петров. Вдвоем они устроились на работу в еженедельный журнал «Чудак».
Впоследствии они вместе написали еще одну книгу о похождениях Остапа Бендера – «Золотой теленок», а также несколько новелл, фантастическую повесть «Светлая личность» и документальную повесть «Одноэтажная Америка» (1937).
Начиная с 1932 года оба писателя стали писать фельетоны в газете «Правда». В свободное время увлекался фотографией. Его фотографии были обнаружены дочерью после смерти и опубликованы. Посмертно были изданы также «Записные книжки» – дневник, который он вел с 1925 года.
15 октября – 115 лет со дня рождения (1907-1975)
Романа Соболенко, белорусского прозаика, поэта, публициста.
В 1929 г. окончил Гомельский педтехникум. В 1933-1935 гг. учился на вечернем отделении Гомельского педагогического института.
В 1929-1931 гг. Роман Соболенко служил в Красной Армии. После демобилизации работал редактором в газете «Палеская праўда». Член Союза писателей Беларуси с 1939 г.
Участвовал в боях на Калининском и 2-м Прибалтийском фронтах. В 1945-1953 гг. – заведующий отделом культуры, заместитель главного редактора барановичской областной газеты «Чырвоная звязда».
В 1953 г. переехал в Минск. Работал в редакциях газеты «Калгасная праўда», журнала «Маладосць». В 1957-1966 гг. – заместитель главного редактора еженедельника «Лiтаратура i мастацтва».
Первое стихотворение Р. Соболенко опубликовано в газете «Звязда» (1927). Издал два сборника стихов – «З родных крынiц» и «Мая эстафета». Основное содержание сборников рассказов и очерков «Жменя зярнят», «Юнацтва ў дарозе», «Сустрэчы», «Блакiтнае ззянне», «З пройдзеных дарог» и др., автобиографической трилогии «Iду ў жыццё» – сложности довоенных пятилеток, послевоенная деревня, жизнь колхозников. Особое внимание писатель уделял раскрытию морально-этической проблематики, затрагивал и ленинскую тематику.
Своеобразным подведением итогов работы является двухтомное издание «Выбраных твораў» (1968). В 1975 г. вышел сборник его очерков о знаменитых деятелях белорусской литературы и культуры «Колерамi вясёлкi». Произведения Романа Соболенко переведены на другие языки. Композиторы М. Аладов, А. Гуренков написали песни на его стихи.
15 октября – 75 лет (1947) гомельской поэтессе
Таисии Мельченко.
Поэзия Таисии Васильевны знакома не только читателям Беларуси, но любителям поэзии далеко за её пределами. Её поэзия пронизана любовью к родному краю, родному языку, к Беларуси и белорусам. В своем поэтическом творчестве автор обращается к истории народа, сложным проблемам современности, чернобыльской катастрофе, темам смерти и бессмертия, роли поэта и поэзии, проблемам родного языка. Окунуться в искренность душевных строк можно в книгах поэзии «Сарцавіна роду», «Сябрына», «Пуціна годнасці», «Добры знак» и др.
Таисия Мельченко – член Союза писателей Беларуси с 1991 года, лауреат литературных премий А. Гречаникова, И. Мележа (Беларусь), Баяна (Россия).
Печатается со школьной скамьи в районной, областной и республиканской прессе. Первое стихотворение «Мацi» было опубликовано в добрушской районной газете «Ленинец» (1963). С тех пор вышел не один поэтический сборник автора: «Бацькоўскі дом» (1989); «Званок у верасень» (1992); «Каласы болю» (1994); «Добры знак» (1997); «Бярэста памяці» (1998); «Пуціна годнасці» (2000); «Сарцавiна роду» (2002); «На вострыі дугі» 2006; «Крыж веры» (2007); «Музыка пачуццяў» (2012); «Распяты гонар» (2014); «Выток святла і дабрыні» (2018); «Колыбель любви» (2022).
С 1988 Таисия Мельченко выступает и как прозаик, раскрывая морально-этические и семейные проблемы. Первый рассказ был опубликован в журнале «Маладосць» (1988, N 3).
Таисия Мельченко занимается переводами с болгарского и украинского языков. Издала сборник переводов мировой литературы «Сябрына» (1998). Перевела с украинского языка на белорусский избранные произведения Тараса Шевченко («Кабзар», 2004).
Стихи Т. Мельченко переводились на русский, украинский, болгарский и чувашский языки. Стихотворения поэтессы на болгарском языке изданы в 2015 году в Болгарии отдельной книгой «Как птицей в небе».
16 октября – 95 лет со дня рождения (1927-2015)
Гюнтера Грасса, немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы 1999 года.
Первый его роман, «Жестяной барабан» (1959 г.), имел огромный успех. Герой романа Оскар появился на свет с невыносимым отвращением к окружающему миру и не желал участвовать в его жизни. В три года он «в знак протеста» перестал расти. Лишь игрушечный барабан примирил Оскара с жизнью, дал возможность найти смысл существования.
Следом вышли произведения Грасса «Кошки-мышки» (1961 г.) и «Собачьи годы» (1965 г.), продолжившие социально-критическую линию «Жестяного барабана». Критики назвали три эти романа «данцигской трилогией».
Затем писатель выпустил книги «Под местным наркозом» (1969 г.), «Из дневника улитки» (1972 г.), «Камбала» (1977 г.), историко-фантастическую повесть «Встреча в Тельгте» (1979 г.), «Вымыслы» (1982 г.), «Крысиха» (1985 г.), текущий комментарий XX столетия «Моё столетие» (1999 г.). Писателем было создано большое количество эссе и статей, стихов и драматических произведений.
В 1999 г. Грасс был удостоен Нобелевской премии по литературе «за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
Помимо Нобелевской премии писатель получил множество наград. В их числе: премия «Группы 47» (1958 г.), премия критики (1960 г., Германия), премия иностранной книги (1962 г., Франция), премия Бюхнера (1965 г.), премия Фонтана (1965 г.), премия Гайса (1969 г.), премия Монделло (1977 г., Палермо), медаль Карл фон Осирски (1977 г.), премия Виареджио-Версилия (1978 г.), медаль им. В. Маяковского (1977 г.), премия Фельтринелли (1982 г.), кольцо Леонарда Франка (1988 г.).
17 октября – 85 лет (1937)
Николаю Чергинцу, белорусскому писателю, публицисту, Заслуженному деятелю культуры Республики Беларусь, Народному писателю Беларуси.
Является членом Союза писателей СССР и БССР с 1977 г., членом Белорусского союза журналистов и Белорусского союза кинематографистов. Был постоянным автором газеты «Известия» и газеты «Правда». С ноября 2005 года – председатель правления ОО «Союз писателей Беларуси». Сопредседатель Международного общества писательских союзов, сопредседатель Союза писателей Союзного государства Беларуси и России. Председатель Совета по нравственности. Шеф-редактор журнала Союза писателей Союзного государства Беларуси и России «Белая Вежа».
Литературной деятельностью начал заниматься в 1970 году. Пишет на русском языке. Автор книг прозы «Четвертый след» (1973), «Тревожная служба» (1975), «Следствие продолжается» (1977), «Финал Краба» (1979), «Служба – дни и ночи» (1981), «Приказ № 1» (1985; 2003), «Следствие продолжается. Финал Краба» (1986), романов «Вам – задание» (1982), «За секунду до выстрела» (1983), «Тайна Черных Гор» (1987), «Сыновья» (1989; 2000), «Черный пес» (2000), «За секунду до выстрела» (2001), «Киллер» (2001), «Кремлевский колодец» (2001), «Русская красавица» (2001), «Убить вождя» (2001), «Илоты безумия» (2002), «Побег» (2002), «Смертник» (2002), «Тайна Овального кабинета» (2002), «Смерть за смерть» (2003), «Упреждающий удар» (2002), «Вам задание» (2004), «Русское братство» (2004), «Смертельный квадрат» (2004), «Третья звезда» (2005), «Выстрел в прошлое» (2006), «Логово змей» (2007).
Автор повестей «Свадьбы не будет», «Однажды в марте», «По божьей воле», «Следствие продолжается» (2000), «Последний герой» (2003). Автор нескольких киносценариев и спектаклей. Книги переведены более чем на 15 языков мира.
Лауреат Международной литературной премии имени А.А. Фадеева, лауреат Международной литературной премии имени В.С. Пикуля, Международной литературной премии «Прохоровское поле» и многих других международных литературных премий.
Лауреат премии СНГ «Звезды Содружества» в области культуры и искусства, Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, Народный писатель Беларуси. Лауреат Республиканского конкурса «Национальная литературная премия» (2022).
18 октября – 150 лет со дня рождения (1872-1936)
Михаила Кузмина, русского поэта, переводчика.
Начал печататься в 1905 году. Первая книга стихов Михаила Кузмина «Сети» вышла в 1908 году. Уже в ней нашли отчетливое выражение основные концепции «акмеизма», которые наиболее ощутимо проявились в его более поздних стихах 1913-1914 гг. («Глиняные голубки»).
Ранняя поэзия Кузмина пронизана духом «мелочей прелестных и воздушных». Но вскоре мотивы «воздушности» сменяются религиозными, в его стихах начинают преобладать уныние, печаль, непрочность человеческого существования («Осенние озера», 1912).
Кузмин приобрел известность как мастер стилизаций и перевоплощений. При этом к прошлому и настоящему он подходил как к условной театрализованной действительности.
После революции Кузмин наряду с поэтическим творчеством много занимался театральной критикой и художественными переводами. Его сборник статей «Условности» (1923) содержит ряд интересных наблюдений над природой театрального и оперного искусства.
В поэтических сборниках 20-х годов («Новый гуль», 1924; «Форель разбивает лед», 1929), в ряде прозаических произведений Kyзьмин развивает принципы создания художественных образов, основанные на гротеске, подчеркнутой условности и стилизации.
Много работал Кузьмин в жанрах прозы и драматургии. Он известен также как переводчик Апулея, Боккаччо, Шекспира, как автор музыки на собственные тексты.
21 октября – 250 лет со дня рождения (1772-1834)
Самюэля Тэйлора Кольриджа, английского поэта и критика.
В 1791 году поступил в Кэмбридж, занимался классической литературой на богословском факультете, но был исключён из университета за сочувствие республиканским идеям.
Раннее творчество писателя было отмечено интересом к социальным вопросам; в 1789 он написал свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» (опубликовано в 1834), однако уже в 1794 году совместно с Робертом Саути создал драму «Падение Робеспьера», осуждающую революционный террор. Отрицание насилия составляет также пафос трагедии Колриджа «Осорио» (1797; переработанное издание под названием «Раскаяние», 1813).
В 1798 году появились «Лирические баллады» Сэмюэла Колриджа и Уильяма Вордсворта – манифест английского романтизма. Писателя привлекли дух и формы народной баллады, которой он подражал, например, в «Поэме о старом моряке», опубликованном в «Лирических балладах» (русский перевод был выполнен Николаем Степановичем Гумилевым, в 1919; и В. В. Левиком в 1967).
После поездки с Вордсвортом в Германию в 1798-1799 годах Колридж стал пропагандистом немецкой литературы и идеалистической философии в Англии, перевел «Валленштейна» Иоганна Фридриха Шиллера. Виднейший представитель «озёрной школы», Сэмюэл был глубоким теоретиком английского романтизма, принципы которого изложил в «Литературной биографии» (1817). Замечательные образцы романтической критики содержат его лекции о Шекспире (издана в 1856). Публицистика Сэмюэла Тейлора Колриджа проникнута духом политического консерватизма.
23 октября – 90 лет со дня рождения (1932-2012)
Василия Белова, русского писателя, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2003).
В 1959 г. Белов поступил в Литературный институт. Знакомство с лицом современного города заставило его по-новому увидеть крестьянский мир – как органичное целое, противостоящее городской жизни. Первым произведением Белова, обратившим на себя внимание критики, стала повесть «Деревня Бердяйка» (1961 г.).
Принёсшая автору широкую известность повесть «Привычное дело» (1966 г.) явилась одним из наиболее ярких произведений так называемой деревенской прозы. В изображении героев и языке Белов наследует традиции русской классики – от И.С. Тургенева до И.А. Бунина. Вместе с тем в его прозе отчётливо ощутимо влияние устного народного творчества. Так, повесть «Плотницкие рассказы» (1968 г.) и «Бухтины вологодские» (первая бухтина появилась в 1969 г., а последние – в 1996 г.) обнаруживают родство с небылицами, прибаутками, сказом. Среди наиболее заметных произведений Белова, знакомящих с вековой крестьянской культурой, – «Лад. Очерки о народной эстетике» (1979 г.). Отрицательные, представляющие опасность для нравственного здоровья личности стороны современной городской жизни писатель рисует в сопоставлении их с патриархальным деревенским укладом (цикл рассказов «Воспитание по доктору Споку», 1968-1978 гг., и вызвавший много споров роман «Всё впереди», 1986 г.).
Главной художественной задачей на долгие годы стало для Белова воссоздание истории коллективизации, столкновения власти и крестьянства на рубеже 20-30-х гг. XX в. (романы-хроники «Кануны», 1976 г.; «Год великого перелома», 1989 г.; «Час шестой», 1998 г.). Стремление повлиять на ход современной истории выразилось в публицистике, пропаганде наследия самобытного религиозного философа И. А. Ильина, а также в общественной деятельности. В 1989 г. Белова избрали народным депутатом СССР, в 1990-1991 гг. он был членом Верховного Совета СССР.
23 октября – 80 лет со дня рождения (1942-2008)
Джона Майкла Крайтона, американского писателя-фантаста и кинорежиссера.
Его книги разошлись тиражом более 200 миллионов экземпляров по всему миру, и более дюжины из них были экранизированы. Его литературные произведения в значительной степени посвящены технологиям и обычно относятся к жанрам научной фантастики, технотриллера и медицинской фантастики. В его романах часто исследуются технологии и сбои в человеческом взаимодействии с ними, особенно приводящие к катастрофам с биотехнологиями. Многие из его романов имеют медицинскую или научную подоплеку, отражающую его медицинское образование и научное образование.
Крайтон получил степень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе в 1969 году, но не занимался медицинской практикой, вместо этого решив сосредоточиться на своей писательской деятельности. Первоначально писал под псевдонимом, со временем написал 26 романов, в том числе: «Штамм Андромеды» (1969), «Человек на терминале» (1972), «Великое ограбление поезда» (1975), «Конго» (1980), «Сфера» (1987), «Парк юрского периода» (1990), «Восходящее солнце» (1992), «Раскрытие» (1994), «Затерянный мир» (1995), «Планер» (1996), «Временная шкала» (1999), «Добыча» (2002), «Состояние страха» (2004) и «Следующий» (2006). Несколько романов, в разной степени завершенности, были опубликованы после его смерти в 2008 году.
Крайтон также был вовлечен в киноиндустрию и телевизионную индустрию. В 1973 году он написал сценарий и снял «Мир Дикого Запада», первый фильм, в котором использовались 2D-изображения, созданные компьютером. Он также был режиссером: «Кома» (1978), «Первое большое ограбление поезда» (1978), «Красавица» (1981) и «Беглец» (1984). Он был создателем телесериала «Скорая помощь» (1994-2009), и несколько его романов были экранизированы, в первую очередь франшиза «Парк юрского периода».
25 октября – 255 лет со дня рождения (1767-1830)
Бенжамена Констана, французско-швейцарского писателя.
Бенжамен Констан – один из крупнейших представителей французского романтизма. Первое своё литературное сочинение, героическую эпопею «Рыцари», он сочинил в двенадцатилетнем возрасте. С 1803 вёл дневники.
Б. Костаном была выполнена переделка пьесы Шиллера «Валленштейн», а мировую славу писателю принёс автобиографический роман «Адольф», (соч. в 1806 в Женеве, опубл. в Лондоне в 1816), высоко оценённый А.С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя – «сына века».
Автобиографическое начало хаpaктеризует и два других прозаических сочинения писателя, опубликованных только в XX веке. Это повести «Красная тетрадь» (оригинальное название – «Моя жизнь», 1807, опубл. в 1907) и «Сесиль» (около 1810, опубл. в 1951); в последней Констан запечатлел историю своих взаимоотношений со второй женой, Шарлоттой фон Гарденберг.
В конце прошлого столетия была обнаружена рукопись еще одного произведения, написанного Констаном совместно с его возлюбленной в 1786-1787, Изабель де Шарьер де Зёйлен – эпистолярного романа «Письма Д’Арсийе-сына к Софи Дюрфе».
27 октября – 90 лет со дня рождения (1932-1963)
Сильвии Плат, американской поэтессы, одной из основательниц жанра «исповедальной поэзии».
Сильвия Плат – американская поэтесса и писательница, считающаяся одной из основательниц жанра «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе.
При жизни Плат вышли лишь поэтический сборник «Колосс» (Лондон, 1960) и полуавтобиографический роман «Под стеклянным колпаком» (1963). В 1965 году был опубликован сборник «Ариэль», который удостоился восторженных отзывов критики, став одним из главных бестселлеров англо-американской поэзии XX века.
В 1982 году за книгу «Собрание стихотворений» Плат получила посмертно Пулитцеровскую премию. Признание поэтического таланта Плат в большей степени произошло после ее смерти.
Как истинный представитель исповедальной поэзии, Сильвия Плат писала о собственных переживаниях, ощущениях, страхах. Среди тем ее лирики были семья, женская судьба, природа.
28 октября – 100 лет со дня рождения (1922-2019)
Михася Даниленко, белорусского писателя, публициста.
Закончил Борщовскую семилетку (1938), поступил на учебу в Речицкое педучилище. Здесь же начал печататься в местной районной газете «Заря коммуны». Документ об окончании училища получить не успел — началась война. Учился в запасном полку в Казахстане. В мае 1942 г. контуженным попал в плен, откуда убежал в 1944 г.
В 1945 г. вернулся домой. Работал учителем Козерожской средней школы Лоевской и Ясеньской средней школы Осиповичского р-на. В 1952 г. заочно закончил Гомельский пединститут. С 1953-1982 гг. работал в редакции «Гомельскай праўды». Награжден орденом Отечественной войны 2-степени, медалями, Почетной грамотой и двумя Грамотами Верховного Совета БССР. Отличник печати.
Печатается с 1944 г. В своем творчестве опирается на собственный жизненный опыт и многолетнюю журналистскую практику. Наиболее удаются писателю произведения, посвященные родной Лоевщине, своим землякам, их нелегкому труду, верности своему делу, земле и т. д.
Автор книг «Мая песня», «Майская навальнiца», «Журлiвiца» и др., сборников «Мацi Мар`я», «Наш дом», «Родная зямля». Для детей издал книги «Вернасць слову», «На вулiцы Сонечнай», «Ключы бабулi Зiмы». Писал также и стихи. Некоторые из них положены на музыку.
31 октября – 90 лет (1932)
Кэтрин Патерсон, американской писательнице.
Писательские наклонности Кэтрин проявились довольно рано. В семь лет она впервые опубликовалась в газете шанхайской американской школы. Кроме того, она сочиняла пьесы, которые ставила вместе с одноклассниками.
В 1964 году ей предложили написать учебное пособие для вечерних школ Пресвитерианской Церкви. Но прошло десять лет, прежде чем вышел её первый роман «Знак хризантемы» (на русский язык не переведен). А спустя тринадцать лет, в 1977 году, она получила Национальную книжную премию за книгу «Мастер-кукольник» (1976) (на русский язык не переведена). В последующие годы одна за другой появлялись книги, принесшие ей наибольший успех: «Мост в Терабитию», «Великолепная Гилли Хопкинс» и «Иакова я возлюбил».
За пределами англоговорящего мира её наиболее читаемые книги – «Мост в Терабитию» и «Великолепная Гилли Хопкинс». В 2007 году по книге «Мост в Терабитию» был снят фильм (режиссер Габор Чупо).
Удостоена многих наград и премий, в числе которых – премия Андерсена (1998), премия А. Линдгрен (2006) и две медали Ньюбери – высшей американской награды в детской литературе за книги «Мост в Терабитию» (1977), «Иакова я возлюбил» (1981).
31 октября – 120 лет со дня рождения (1902-1982)
Евгения Пермяка, русского писателя, драматурга, журналиста, режиссёра.
Евгения Пермяка, как и многих жителей Москвы, в 1941 году эвакуировали в Свердловск. И туда же отправились многие известные писатели того времени. Среди них – Лев Кассиль, Агния Барто, Федор Гладков, Ольга Высоцкая, Анна Караваева, Илья Садофьев, Юрий Верховский и многие другие. И все они, естественно, общались между собой. Так Евгений Пермяк обзавелся крайне полезными знакомствами и, что еще более важно, он начал приобретать бесценный опыт от своих более знаменитых «коллег по перу». Но еще более важную роль в становлении Пермяка как писателя сыграл Павел Бажов, который в те времена возглавлял Свердловскую литературную организацию. Они не просто общались по профессиональным вопросам, они стали хорошими друзьями.
В 1946 году выходит первая книга Евгения Пермяка под названием «Кем быть?». Это большой сборник рассказов, который объединен одной целью – рассказать детям о различных профессиях, показать, что в каждом занятии есть свое очарование, и приучить юных читателей к тому, что надо всегда упорно трудиться, чтобы добиться результата. Подобную тематику писатель продолжает и в других своих произведениях для детей. Среди них «Дедушкина копилка» (1957), «От костра до котла» (1959), «Сказка о сером волке» (1960), «Замок без ключа» (1962), «Горбатый медведь» (1965), «Царство Тихий Лутони» (1970) и многие другие.
Но в творчестве автора есть и серьезные рассказы, и повести, которые предназначались уже для более взрослого круга читателей. Например, любовная история «Последние заморозки» (1972), в которой рассказывается об отношениях юноши и девушки и крайне сложном выборе, который всем нам приходится делать в жизни. В эту категорию также попадают такие книжки, как «Герои грядущих дней» (1951), «Азбука нашей жизни» (1963, 1972), «Мой край» (1970) и «Разговор без обиняков» (1977).
31 октября – 185 лет со дня рождения (1837-1890)
Луи Жаколио, французского писателя, путешественника.
Луи Жаколио – французский писатель, путешественник, колониальный судья и преподаватель.
Продолжительное время жил в Океании (на острове Таити) и Индии в период 1865-1869 годов. Путешествовал по Индо-Китаю и Америке, занимал судебные должности во французских колониальных владениях. По возвращении во Францию описал многие свои приключения в книгах таких как «Берег черного дерева и слоновой кости».
Для автора были характерны два типа романов: приключенческий роман «Грабители морей», и романы, изобилующие научно-популярными сведениями, иногда почти не связанные с ходом действия, «Песчаный город». Целый ряд своих книг Луи Жаколио посвятил этнографическим вопросам и сравнительному изучению индийской религии и мифологии.
Романы Луи Жаколио пользовались широкой популярностью в царской России, где в 1910 году было издано 18 томов его сочинений в переводе на русский язык. В советское время книги автора были запрещены как социально вредные и с 1928 года не издавались. Лишь с 1990 года произведения Луи Жаколио снова стали издаваться на русском языке.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно