Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.2 июля – 145 лет со дня рождения (1877-1962)
Германа Гессе, немецкого и швейцарского писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы 1946 года.
В 1899 г. Гессе стал членом литературного общества «Маленький кружок». К этому времени он уже пробовал писать стихи и короткие рассказы. Первый роман – «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» – был опубликован в 1901 г. Но успех пришел к писателю через три года, после выхода второго романа – «Петер Каменцинд». После этого литературная деятельность стала для Гессе не хобби, а основным источником существования. Он начал жить на доходы от своих произведений.
«Петер Каменцинд» во многом автобиографичен. Гессе говорит о стремлении личности к самосовершенствованию и цельности. В 1906 г. была создана повесть «Под колесом», где писатель пишет о проблемах творческой личности. В этот период из-под пера Гессе вышло немало очерков и эссе. В 1910 г. вышел роман «Гертруда», в 1913 г. – сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии», в 1914 г. – роман «Росхальде». В 1919 г. был создан роман «Демиан», вышедший под псевдонимом Эмиль Синклер.
В 1923 г. Гессе и его семья стали гражданами Швеции. Писатель открыто выступал против агрессивного национализма Германии, что вызвало недовольство многих соотечественников. Во время Первой мировой войны Гессе оказывал поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне.
В 1946 г. Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Гессе был также награжден Цюрихской литературной премией Готфрида Келлера, Франкфуртской премией имени Гёте, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев, удостоен почетной докторской степени Бернского университета.
3 июля – 115 лет со дня рождения (1907-1956)
Алеся Стаховича, белорусского писателя.
Алесь Стахович начал печататься в 1928 году в газете «Чырвоная змена». В 1930 году в журнале «Беларуская работніца і сялянка» был опубликован его первый рассказ «Яе шлях».
Писал очерки, фельетоны, небольшие рассказы. Первая книга его рассказов «Маленькія героі» (1939) посвящена детям.
О довоенной и послевоенной жизни рассказал в повести «Пампей Шчупак», романах «Пад мірным небам», «Шырокія гарызонты». Эти работы, актуальные по тематике, не отличались постановкой острых проблем. Напротив, приукрашиваются все сложности жизни колхозников накануне Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В его произведениях есть дань господствовавшей тогда в искусстве теории бесконфликтности.
Повесть А. Стаховича «Шумяць лясы» посвящена партизанской борьбе на территории Беларуси.
Перевел на белорусский язык «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Произведения А. Стаховича издавались на русском и польском языках.
6 июля – 145 лет со дня рождения (1877-1957)
Алексея Ремизова, русского писателя и переводчика.
В 1902 был напечатан перевод Ремизова (совместно с Мейерхольдом) книги А. Роде «Гауптман и Нищие»; в этом же году были опубликованы собственные произведения Ремизова «Мгла», «Осенняя песня» и др. Становится профессиональным писателем, навсегда отходит от революционного движения.
Первая оригинальная книга Ремизова – «Лимонарь, сиречь: Луг духовный» (1907) – пересказ преданий, легенд, попытка реставрировать язык. Следующие произведения тоже были написаны в этом ключе («Посолонь», 1907; «Страница», 1918; «Московские любимые легенды. Три серпа», 1929).
Периодически обращается к драматургии – «О Иуде, принце Искариотском», 1908; «Бесовское действо», 1919; «Царь Максимилиан», 1920. Впечатления от поездок по глухим углам России нашли отражение в романе «Часы» (1908), повестях «Пятая язва» и «Неуемный бубен» (1909). Повесть «Крестовые сестры» была опубликована в 1910.
Октябрьскую революцию Ремизов встретил враждебно. В произведениях этого периода звучит боль за «святую Русь» («Слово о погибели земли Русской», 1918).
В 1921 эмигрировал из Советской России: сначала жил в Берлине (до 1923), затем переехал в Париж, где написал такие автобиографические книги, как «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951) и др. Книга «Огонь вещей. Сны и предсонья» (1954) посвящена русской классике. В последние годы проявлял интерес к жизни СССР, принял советское подданство.
6 июля – 125 лет со дня рождения (1897-1962)
Анатолия Мариенгофа, русского поэта, писателя, драматурга и мемуариста.
В 1916 году был призван на фронт. В 1917 возвращается в Пензу и полностью посвящает себя литературе, в 1918 году выходит его сборник поэзии «Витрина сердца». В конце революции гибнет его отец и Мариенгофа больше ничто не держит в Пензе, юноша отправляется в Москву.
В столице работает литературным секретарем в издательство ВЦИК, знакомится с Есениным, Шершеневичем и Бухариным. Так образовалась группа имажинистов, которые в 1919 году издали нашумевшую «Декларацию». С 1919 года Мариенгоф практически неразлучен с Есениным, они пишут друг друга письма в газетах и посвящают стихи. С 1924 Мариенгоф пробует себя в необычном амплуа – он написал около 10 киносценариев.
В 1928 году в Берлине был представлен его роман «Циники», за который писатель был подвергнут настоящей травле на территории СССР. После этого публично признал, что выпуск этого романа, да еще и в другом государстве, был недопустим.
С 1941 года работал на радио, писал баллады и мемуары. Во время войны жил с женой в Кирове. В период с 1953 по 1956 год написал автобиографию «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги».
7 июля – 140 лет со дня рождения (1882-1942)
Янки Купалы (Ивана Даминиковича Луцевича), белорусского поэта, публициста, драматурга, Народного поэта Беларуси.
Янка Купала – великий сын белорусского народа, классик белорусской литературы, поэт, академик, лауреат Государственной премии СССР. Его малая родина – деревня Вязынка, что в Молодечненском районе Минской области.
Будущий поэт учился в Петербурге на общеобразовательных курсах А.С. Черняева (1909-1913) и Москве в народном университете им. А.Л. Шанявского. Ему приходилось трудиться рабочим, писарем, домашним учителем, приказчиком.
Первое поэтическое произведение Ивана Луцевича, «Мужык», увидело свет в 1905 году.
Большую роль в творческом развитии Янки Купалы сыграл Максим Горький.
Газета «Наша ніва», пользующаяся огромной популярностью в Белоруссии и оказавшая большое влияние на формирование национального самосознания белорусов, печатала произведения молодого поэта.
Янка Купала не раз обращался к революционной тематике. Она нашла свое отражение в сборниках стихотворений автора «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Шляхам жыцця» (1913), «Курган» и «Сон на кургане» (1910) и других, пьесах «Паўлінка», «Раскіданае гняздо»…
Янка Купала прославился своими работами в годы Великой Отечественной войны: «Беларускім партызанам», «Хлопчык і лётчык» и др. «Послание к Гитлеру» поэт декламировал на радиомитинге в 1942 году в Казани. Это поэтическое произведение, как и другие, направленные против фашизма, звучали из уст белорусского поэта пламенно и горячо.
Иван Доминикович был не только автором, но и великолепным переводчиком. Произведения самого поэта в свою очередь переведены на многие языки мира.
Недалеко от Казани, вниз по Волге стоит красивейшее село Печищи. В нем есть старинная мельница, построенная в 1895 году. Недалеко от нее находится единственный в России мемориальный Музей белорусского поэта Янки Купалы.
Бросается в глаза мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 13 ноября 1941 года по 13 июня 1942 года жил народный поэт Белоруссии Янка Купала». Когда под властью фашистов оказались западные территории СССР, все члены Академии наук Белоруссии были эвакуированы в Казань. Среди них был и Иван Луцевич. Добирался он с семьей до Казани на своем личном автомобиле. Не доехав до Казани, семья оказалась в Печищах, где и осталась.
Народный поэт Беларуси погиб 28 июня 1942 года в Москве, в гостинице «Москва», при странных, загадочных, до сих пор не выясненных обстоятельствах. То ли прихватило сердце, то ли сорвался в лестничный пролет…Место нахождения его свидетельства о смерти – архивы НКВД СССР.
После войны появилась идея о создании в селе Печищи Музея Янки Купалы. Здесь сохранились его вещи: трость, кисет с махоркой, курительная трубка, чемодан, пиджак. Музей Янки Купалы в Печищах официально был открыт 8 мая 1975 года. Еще музеи великого белорусского поэта есть в Вязынке и Минске.
Именем Янки Купалы назван Институт литературы Национальной академии наук Беларуси (с 2008 г – Институт языка и литературы им. Я. Коласа и Я. Купалы), Гродненский университет, поселок в Глусском районе и деревня в Пуховичском, колхозы, многочисленные библиотеки, в том числе библиотека-филиал №5 им. Янки Купалы в Гомеле, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси, суда Дунайского и Волжского пароходств. Имя Купалы получили школа и улица в Душанбе (Таджикистан), библиотека в Харькове и улицы в Киеве и Запорожье (Украина), улицы в Ташкенте (Узбекистан), Тбилиси (Грузия), Риге (Латвия), Нижнем Новгороде (Россия), Белостоке (Польша). В Порто-Аллегро (Бразилия) имя Янки Купалы присвоено библиотеке-читальне.
Произведения белорусского поэта переведены на английский, арабский, итальянский, китайский, немецкий, русский, французский, хинди, японский языки.
7 июля – 115 лет со дня рождения (1907-1988)
Роберта Хайнлайна, американского писателя-фантаста.
Роберт Хайнлайн – знаменитый американский автор, во многом определивший лицо современной научной фантастики, «декан писателей-фантастов», единственный пятикратный обладатель премии Хьюго.
В 1939 году Роберт Хайнлайн за несколько дней написал рассказ «Линия жизни» и отправил его в журнал Джона Кэмпбелла. За это он получил 70 долларов, что в пересчете на сегодняшний курс составляет более тысячи долларов. Талант писателя был настолько очевиден уже в первом рассказе, что Хайнлайна вскоре признали лидером нового направления – «социальной» фантастики.
В военные годы он в компании А. Азимова и Л.С. де Кампа трудился в научно-исследовательской лаборатории ВМФ. Здесь он встретил и полюбил Вирджинию Герстенфельд, но сочетаться браком они смогли лишь в 1948 г. после развода с Л. Макдоналд. Этот союз оказался самым счастливым из трех: Джинни являлась для мужа редактором, секретарем, она подавала ему новые идеи и стала прототипом для ярких положительных героинь его романов.
В 40-е годы Хайнлайн создает произведения, объединенные впоследствии в цикл «История будущего». Первый опубликованный роман – «Ракетный корабль “Галилей”» – вышел в свет в 1947 г. и позднее был включен в так называемый юношеский цикл, романы для которого выпускались под рождество вплоть до 1958 г. Больше всего публике полюбились «Имею скафандр – готов путешествовать» и «Астронавт Джонс».
В 50-е годы Роберт и Вирджиния объехали мир, а также посетили Советский Союз, откуда вернулись с весьма негативными эмоциями. Семья переехала в Колорадо-Спрингс, где поселилась в доме с собственным бомбоубежищем.
Наиболее известные романы были созданы в так называемый зрелый период творчества автора – 60-е годы ХХ столетия. Например, «Луна – суровая хозяйка», повествующая о революции в лунной колонии, признается многими критиками и почитателями таланта Хайнлайна лучшим творением писателя.
В 70-80-е гг. авторский стиль изменился, в произведениях появилось больше сатиры и философских размышлений. В это время написаны романы цикла «Мир как миф», в которых вселенная, созданная Хайнлайном, представляется одной из множества миров, параллельных нашей реальности.
Вошел в «Большую тройку» писателей-фантастов наравне с Айзеком Азимовым и Артуром Кларком. Неоднократно получал престижные премии «Хьюго» и «Небьюла». Его имя носят астероид и марсианский кратер.
После себя Роберт Энсом Хайнлайн оставил 32 романа, 59 рассказов и 16 сборников иных произведений.
9 июля – 110 лет со дня рождения (1912-1937)
Сергея Астрейки, белорусского поэта.
Стихи начал писать во время учебы в семилетке.
В 1928 году по рекомендации Т. Гартного стихи Сергея Астрейки появились в газете «Чырвоная змена». Поэму Сергея Астрейки «Бенгалія» одобрил Янка Купала. В свое время ее называли «антисоветской», потому что считалось, что, описывая борьбу бенгальцев с британскими колонизаторами, Астрейка имел в виду непосредственно Беларусь. В 2018 году в семейном архиве Алины Алексенко был найден отрывок из поэмы «Бенгалия», считавшийся утерянным.
Сборник стихов «Смарагды кроз» готовился к печати, но так и не был издан. Романтическая поэма «Смарагды кроз» – размышление о развитии родного края – была опубликована в 1990 году.
В ссылке он перевел «Евгения Онегина» Александра Пушкина, рукопись не сохранилась.
10 июля – 230 лет со дня рождения (1792-1848)
Фредерика Джозефа Марриета, английского мореплавателя, писателя, автора приключенческих романов.
Фредерик Марриет – знаменитый английский писатель, автор классических приключенческих романов.
Марриет бороздил морские просторы вокруг Канарских островов с географической разведывательной экспедицией, однако это занятие быстро наскучило бывалому боевому офицеру, и тогда он прямо на корабле принялся за создание своего первого романа.
Литературная деятельность так поглотила его, что в 1830 году писатель подал в отставку с целью посвятить себя творчеству. Однако и в эти мирные годы любитель странствовать не сидел на месте, путешествуя по Канаде и США, живя какое-то время в Бельгии и регулярно публикуя свои книги.
Романы Фредерика Марриета, по праву признанные классикой приключенческого жанра, пользовались успехом еще при жизни автора, однако не утратили своей популярности и по сей день. Человеку, прожившему такую бурную, полную всяческих перипетий, опасностей и подвигов жизнь, несомненно, было о чем рассказать читателям. Такие его произведения, как «Корабль-призрак», «Мичман Изи» и «Пират» не только отражают действительность того времени – бытовые морские неурядицы и романтику корабельной жизни, но изображают также современные автору политические события и уклад семейной жизни XVIII века.
Не последнее место в творчестве автора занимают и фантастические мотивы. Так роман «Корабль-призрак» (1839) основан на возможно самой известной морской легенде о Летучем голландце.
Также интересным для жанра является роман «Многосказочный паша», написанный в стиле «Тысяча и одной ночи», некоторые рассказы из которого содержат фантастические элементы. К жанру хоррор также относится роман «Приключение собаки».
Его последние романы были в основном для детей, включая его самую знаменитую книгу для юношества «Дети Нового Леса» (1847).
11 июля – 85 лет со дня рождения (1937-2018)
Леонида Яхнина, известного российского поэта, прозаика, переводчика.
Леонид Яхнин с детства мечтал стать писателем, но по воле судьбы оказался в московском Архитектурном институте. До начала 1970-х годов автор работал по специальности, писал кандидатскую диссертацию и преподавал.
Случай помог Яхнину всерьез заняться литературой. Проектный институт, который автор часто посещал, находился в одном здании с детским издательством. Однажды архитектор заглянул к одному из редакторов и показал свои стихи, которые, на удивление, сразу приняли. В 1964 году свет увидели стихи Яхнина для дошкольников и младших школьников. Первыми работами поэта стали следующие сборники: «Мой город», «Всадник», «Сосны корабельные», «Всегда вперед».
Детская литература формирует мировоззрение самых юных читателей. Автор прекрасно понимал, какое влияние оказывают сказки на воспитание и обучение детей, поэтому обратился к этому жанру. Вскоре были опубликованы «Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко», принесшие Яхнину любовь миллионов советских читателей. В 1976 году поэт вступил в Союз писателей и навсегда покинул архитектуру.
Леонид Яхнин также известен широкой публике как талантливый переводчик с сербского, македонского, белорусского, польского, немецкого и английского языков. Он познакомил читателей с работами Э. Гофмана, Дж. Толкина, У. Шекспира. Особое место в творчестве переводчика занимает пересказ известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», за которую автор получил Международный дипломом имени Андерсена. Яхнин опубликовал десятки книг сказок и сборники стихов. Некоторые его работы переиздаются и по сей день.
13 июля – 155 лет со дня рождения (1862-1946)
Николая Рубакина, русского библиографа, книговеда, писателя.
В качестве руководителя издательских фирм О.Н. Поповой (с 1894 г.), И. Д. Сытина и товарищества «Издатель», Рубакин много сделал для проведения в народную массу и в публику хорошего и серьёзного чтения. Сотрудничал с издательницей Александрой Калмыковой.
Потребности читающей публики Рубакин изучал систематически, составив сначала «Программу по исследованию литературы для народа» (1889), а затем вступив в обширную корреспонденцию с лицами, отозвавшимися на программу. В связи с другими исследованиями русского книжного и библиотечного дела, это дало Рубакину материал для чрезвычайно интересных докладов и статей, изданных отдельно под заглавием «Этюды о русской читающей публике».
В 1906 году был издан труд Рубакина «Среди книг», представлявший собой рекомендательный книжный указатель по всем областям знаний. В дальнейшем он неоднократно пополнялся, 2-е издание было напечатано уже в трёх томах. В 1907 году Рубакин передаёт основанную ещё его матерью библиотеку Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования.
В октябре 1907 года Николай Рубакин был вынужден эмигрировать – уехал в Швейцарию. Там он собрал уникальную русскоязычную общедоступную библиотеку, постоянно пополнявшуюся книгами, выходившими в России.
Самые известные книги Рубакина – «Этюды о русской читающей публике» (1895), «Среди книг» (1905), «Письма к читателям о самообразовании» (1913).
С 1923 по 1928 год в СССР было переиздано 23 книги Рубакина (тиражом около 166 тыс. экземпляров), кроме того ввезено в СССР несколько его книг по естествознанию, изданных за границей тиражом почти 50 тысяч экземпляров.
За всю жизнь Рубакин собрал две библиотеки. Первую (около 130 тыс. томов), он подарил в 1907 году Петербургской лиге образования, а вторую (около 100 тыс. томов) он завещал Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве.
18 июля – 90 лет со дня рождения (1932-2017)
Евгения Евтушенко, русского советского и российского поэта.
Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. Заодно он был оформлен секретарём комсомольской организации при Союзе писателей.
Время второй половины 1950-х, начала 1960-х годов – период поэтического бума, когда большая популярность пришла к таким поэтам как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.
В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко.
В 1963 году тридцатилетний Евтушенко был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» – манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.
С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года – секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года – сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года – член общества «Мемориал».
14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.
В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию.
В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.
18 июля – 145 лет со дня рождения (1877-1949)
Елина Пелина (н. и. Димитр Стоянов), болгарского писателя.
В ноябре 1897 года была опубликована повесть «Тихая печаль» впервые под псевдонимом Елин Пелин (полынь). Для раннего творчества Димитра Стоянова характерны поэтические произведения. В своих поздних работах писатель чаще обращается к жанру рассказа и повести, продолжая писать стихотворные произведения для детей.
Елин Пелин является одним из величайших писателей болгарской деревни. Духом сельской жизни пронизаны его рассказы «Бич Божий», «Ветряная мельница», «На том свете», «Призрак», «Андрешко», «Весна обмана» и др. Автор нескольких шуточных рассказов, в которых болгарский крестьянин готов шутить в самые трудные моменты своей жизни, собранных в сборник «Пижо и Пендо». Большим сочувствием проникнуты его рассказы о сельском учителе «Душа учителя», «Грязь», «В одиночестве».
С большим умением Елин Пелин описывает лирические пейзажи, где красота природы связана с трудом и чувствами людей. В повести «Гераците» (1911) – одном из самых значительных произведений болгарской литературы – Елин Пелин описывает распад патриархального крестьянского общества и формирование новых капиталистических отношений. В другой своей повести – «Земля» (1922) – писатель изображает разрушительный элемент частнособственнических отношений. Во время Первой мировой войны Елин Пелин пишет патриотические произведения, собранные в сборник «Букет для героя» (1917).
В 20-е и 30-е годы XX века писатель написал множество рассказов для детей. Его детские рассказы наполнены юмором и безмятежным жизнелюбием. Наиболее выдающиеся из них: «Ян Бибиян» (1933), «Ян Бибиян на Луне» (1934), «Золотые поездки» (1908), «Кум Волк и Кума Лиса» (1918), «Леса далёкие и холодные» (1919), «Правда и Кривда» (1920), «Песни» (1927), «Быстрые ручьи» (1931), «Сказки и басни» (1949).
Произведения болгарского писателя переведены более чем на сорок языков и известны во всём мире.
21 июля – 140 лет со дня рождения (1882-1967)
Давида Бурлюка, поэта-футуриста, художника.
В 1909-1910 вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим «действительным учителем».
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники «Садок судей» (1913), «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея», «Рыкающий Парнас» (1914). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др.
В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».
В 1918-1919 уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 – в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 году Бурлюк приезжал в Советский Союз.
21 июля – 235 лет со дня рождения (1787-1836)
Антония Погорельского (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский), русского писателя.
В 1805 году Погорельский поступил в Московский университет и получил степень доктора словесных и философских наук. Уже в ту пору юноша проявлял склонность к сочинительству. Тем не менее, литература была лишь любимым занятием Погорельского, а не средством заработка.
Источником дохода для молодого человека служила зарплата госслужащего. Он работал на разных должностях в Петербурге и области вплоть до войны 1812 года.
Когда начались сражения, Погорельский добровольцем отправился на фронт, где служит до 1816 года. После этого он возвратился в Петербург.
Первое свое произведение Погорельский опубликовал в 1825 году. Это была повесть «Лафертовская маковница». Позже также вышел его сборник под названием «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828).
В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши – чуть ли не первую в истории русской литературы книгу о детстве.
Самым известным произведением Погорельского стал роман «Монастырка», который начал выходить в печать с 1830 года.
Романы и повести писателя Погорельского вызвали интерес публики, но мнения были неоднозначными. Смелость и новаторство произведений не позволили критикам оценить творчество писателя по достоинству.
Уйдя с государственной службы, Погорельский перебирается в родное имение, доставшееся ему в наследство от отца. В последние годы писатель много путешествовал.
22 июля – 215 лет со дня рождения (1807-1893)
Каролины Павловой, русской поэтессы и переводчицы.
В московских литературных салонах встречалась во второй половине 20-х с Е.А. Баратынским, Д.В. Веневитиновым, А.С. Пушкиным, А. Мицкевичем, увлечение которым отразилось в лирике Павловой. Мицкевич также посвящал Павловой стихи.
В 1933 вышел сборник переводных и оригинальных произведений Павловой на немецком языке – «Das Nordlicht. Proben der neuen russischen Literatur», в сбоник вошли переводы на немецкий язык стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», «Я помню чудное мгновенье». Друзьями Павловой в 30-40-е становятся К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев, Н.М. Языков, П.А. Вяземский.
Стихотворения Павловой печатались в «Москвитянине», «Отечественных записках», «Современнике», «Русском вестнике». В 1839 в Париже вышел сборник Павловой на французском языке «Les prеludes par m-me Caroline Pavlof nеe Jaenisch»; в 1848 опубликован роман в стихах и прозе «Двойная жизнь». Поэма «Разговор в Трианоне», написанная под впечатлением событий французской революции 1848, не была разрешена цензурой и распространялась в рукописях. В 1853 Павлова уехала за границу, откуда ненадолго возвращалась в Петербург, в 1856 покинула Россию навсегда.
В 1854 опубликовала «Разговор в Кремле» – патриотическую поэму в славянофильском духе. Поэзия Павловой достигла нового расцвета в 60-е. В ней преобладает любовная лирика, усиливается тема поэта, непонятого обществом. Она по-прежнему демонстративно избегает участия в каких-либо поэтических лагерях. В 1863 опубликовала сборник «Стихотворения». Павлова много переводила на немецкий язык – трагедии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (пост. 1868), «Царь Федор Иоаннович» (1869), на русский язык – трагедию Ф. Шиллера «Смерть Валленштейна» (1868).
23 июля – 230 лет со дня рождения (1792-1878)
Петра Вяземского, русского поэта и литературного критика.
В 12 лет написал первые стихи на французском языке, а в 15 впервые опубликовал произведение – печатным дебютом Вяземского стало сочинение «О магии». После смерти отца юноша предавался кутежам, только в карточных играх Петр растратил половину наследства. С юного Вяземского списаны портрет и забавы Пьера Безухова.
Как и герой Толстого, после нападения Наполеона на Россию Петр Андреевич вступил в ополчение, и, хотя, подобно Безухову, нелепо смотрелся на передовой и не разбирался в тактике и стратегии, за геройский поступок получил орден Святого Владимира. Подвиг молодого князя заключался в спасении жизни раненого генерала Бахметьева. Интересный факт: пожилой Петр Вяземский негативно оценивал роман «Война и мир», считая, что книга принижает значение Отечественной войны для России.
В жизни литератора периоды близости к царскому двору перемежались с периодами опалы. Вяземский успел побывать космополитом и почвенником-патриотом, другом декабристов и главой российской цензуры, заместителем министра просвещения и поднадзорным полиции. Оценки его деятельности на государственных постах полярны.
Столь же многолика, как общественная деятельность Вяземского, его поэзия. Первые стихи Петра Андреевича были подражанием произведениям Жуковского и Карамзина, однако затем у поэта «прорезался» собственный голос. Вяземский даже раньше Пушкина привнес в поэзию простую человеческую речь. Эволюция слога Петра Андреевича видна при сравнении стихотворений «Первый снег» (с длинными строками и тяжеловесными рифмами) и «Береза» (с афористичными определениями). Как и Пушкин, Вяземский довольно много стихов посвятил осени.
Лучшие произведения князя (например, «Тройка») стали народными песнями. Вновь обретенная литератором в зрелом возрасте религиозность нашла отражение в его духовных стихотворениях («Молитва»). При помощи Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова баллады Вяземского получили новую жизнь в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».
Излюбленным жанром князя была поэтическая сатира, включавшая как политические эпиграммы, так стихотворные шутки, адресованные друзьям. В поздних произведениях Вяземский предвосхитил литературные эксперименты Серебряного века. Не меньшее значение, чем поэзия, имеют заметки Петра Андреевича, собранные им анекдоты и остроты его авторства.
24 июля – 220 лет со дня рождения (1802-1870)
Александра Дюма-отца, французского писателя, драматурга.
Вместе со своим другом, будущим поэтом и драматургом Адольфом де Лёвеном, в двадцатилетнем возрасте Александр Дюма отправился покорять Париж. Не имея образования, но обладая прекрасным почерком, он получил должность в канцелярии при герцоге Орлеанском.
Столичная жизнь произвела на Дюма сильное впечатление, и он принялся восполнять пробелы в своём образовании. Он с упоением читал классиков, посещал библиотеки, музеи и театры.
Дюма мечтал о профессии драматурга и вместе со своим другом Лёвеном сочинил водевиль «Охота и любовь» – приятели полагали, что проще добиться успеха в лёгком жанре.
В 1829 году Дюма написал пьесу «Генрих III и его двор», которая принесла начинающему драматургу первую славу. Он успел закрепить успех, написав ряд популярных драм и комедий: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».
Александр Дюма стал настоящим новатором в области французской драматургии в первой половине XIX века. Он одним из первых обратил внимание на современную жизнь, а также продемонстрировал значение страсти в современном обществе.
В 1838 году состоялся литературный дебют Дюма, написавшего роман-фельетон «Шевалье д’Арманталь». Соавтором выступил начинающий литератор Огюст Маке, имя которого нигде не упоминалось. В сотрудничестве с ним Александр Дюма написал девять наиболее известных своих произведений: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзам», «Две Дианы» и «Сорок пять».
В 1853 году Александр Дюма основал газету «Мушкетер», в которой печатал собственные мемуары.
В последние годы жизни он отошёл от художественной литературы, полностью посвятив себя кулинарии. Результатом его трудов стал «Большой кулинарный словарь», опубликованный в 1873 году. В этот объёмный труд вошли 800 новелл на кулинарную тематику.
Произведения Александра Дюма-отца были переведены на многие языки мира и служили материалом для огромного числа театральных постановок и кинофильмов.
26 июля – 125 лет со дня рождения (1897-1976)
Пола Уильяма Гэллико, американского писателя.
В начале 1940-х годов Пол Уильям Гэллико стал знаменит, выпустив трогательную и увлекательную книгу «Снежный гусь». С тех пор все его книги – бестселлеры. Самые известные из них – «Дженни» (1950), «Ослиное чудо» (1952), «Любовь к семи куклам» (1954), «Томасина» (1957), «Цветы для миссис Харрис» и «Миссис Харрис едет в Нью-Йорк» (1960). Он написал книгу о Святом Патрике – покровителе Ирландии.
По книге «Любовь к семи куклам» поставлен фильм «Лили». Повесть «Томасина» экранизировали на киностудии Walt Disney Pictures под названием «Три жизни Томасины», продюсером выступил Уолт Дисней. В этом игровом фильме, поставленном режиссёром Доном Чеффи, в заглавной роли снималась настоящая кошка.
В 1991 году режиссёр Леонид Нечаев по мотивам повести «Томасина» снял на студии им. М. Горького фильм «Безумная Лори».
Экранизированы также «взрослые» книги Гэллико – «Приключение „Посейдона“» и её продолжение «После приключений „Посейдона“». Шпионский роман «Назначение: Париж» был экранизирован в США в 1952 году. Телевизионный фильм Патрика Гарленда «Снежный гусь» (1971) завоевал Золотой глобус, был номинирован на премии BAFTA и Эмми.
«Томасина», «Дженни» и «Цветы для миссис Харрис» переведены на русский язык Натальей Трауберг, «Беззвучное мяу» – Александром Агапьевым, повесть «Посейдон» перевели на русский язык Александр Пахотин и Андрей Шаров. Рассказ «Белая гусыня» переводился на русский язык неоднократно, впервые также Александром Пахотиным.
В периодической печати появлялись также рассказы «Колдовская кукла» и «Страшный секрет мсье Бонваля», переведенные Екатериной Доброхотовой-Майковой; повесть «Цветы для миссис Харрис» – в журнале «Смена», перевод Павла Вязникова; рассказ «Римский парень» – в журнале «Наука и жизнь» № 12 за 1983, переводчик Р. Костанян.
28 июля – 200 лет со дня рождения (1822-1864)
Аполлона Григорьева, русского поэта и литературного критика.
В 1838-1842 учился в Московском университете на юридическом факультете, увлекался философией и поэзией, дружил с А. Фетом и Я. Полонским. В 1843 в журнале «Москвитянин» публикуются его стихотворения.
В 1844 уезжает в Петербург, собираясь начать жизнь профессионального литератора. Печатает критические статьи в «Репертуаре и пантеоне», «Финском вестнике». В 1846 выходит книга «Стихотворения Аполлона Григорьева», положительно оцененная В. Белинским.
В 1846 возвращается в Москву, сотрудничает в «Московском городском листке», где знакомится с А. Островским, вместе с которым в 1851-1855 возглавляет редакцию «Москвитянина», одновременно являясь ведущим критиком и автором стихов и переводов.
В 1856 «Москвитянин» прекратил свое существование. В 1856-1958 живет за границей: в Италии, Франции, Германии. Вернувшись в Петербург, редактирует журнал «Русское слово» и публикует в нем критические статьи. Высоко оценивает сочинения М. Лермонтова, А. Герцена, И. Тургенева.
Публикует поэму «Вверх по Волге» (1862), романтические мемуары о юности «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862-1964), написанные под влиянием и в полемике с «Былым и думами» Герцена.
Большое место в творческом наследии Григорьева занимает театральная критика, в которой он выступал за демократический театр с серьезным просветительским репертуаром. Он – автор статей о русской драматургии, о спектаклях и игре актеров.
Григорьев много занимался переводом (Софокл, Шекспир, Байрон, Гёте, Шиллер и др.). Перевел такие пьесы, как «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Ромео и Джульетта».
28 июля – 100 лет со дня рождения (1922-2010)
Владимира Карпова, писателя и публициста.
Владимир Карпов – советский писатель, автор книг о войне и жизнеописаний известных деятелей страны.
Еще во время военной службы Карпов начал публиковать свои литературные произведения, главной темой которых была Великая Отечественная война. Первые книги автора увидели свет уже в 1945 году. Спустя десять лет набирающий популярность литератор окончил заочное отделение имени Максима Горького и вступил в Союз писателей СССР. Ко времени увольнения в запас герой войны уже был достаточно известным в стране писателем.
Книги Карпова издавались с поразительной регулярностью. Вот только малая часть его работ: «Двадцать четыре часа из жизни разведчика», «Солдатская красота», «Жили-были разведчики», «Командиры седеют рано», «Полковые маяки», «Маршальский жезл», «Вечный бой», «Полководец».
Особое внимание читателей привлекла повесть под названием «Такая работа», позже выросшая до целого романа. Несмотря на все воинские регалии и высокое номенклатурное положение автора, это произведение было издано в обрезанном цензурой варианте. Полная версия книги появилась лишь в 1997 году.
Стиль Карпова многие находили достаточно странным. Это было смешение стандартного суконного языка с различными цитатами, интересными фактами и собственными умозаключениями автора. «Литературная мозаика» – так характеризовал свой почерк сам сочинитель.
Литературная карьера демобилизованного полковника стремительно росла. В 1966 году писатель занял руководящую должность в Государственном комитете печати Узбекской ССР, еще через несколько лет его назначили заместителем главреда популярного издания «Октябрь». В начале 1980-х Владимир Васильевич перешел на работу в журнал «Новый мир», и уже в 1983 году стал его главным редактором. Перед самым распадом СССР бывший командир в течение пяти лет занимал пост первого секретаря правления Союза писателей.
Именно благодаря стараниям Карпова советские читатели получили возможность познакомиться с творчеством Николая Гумилева, которое долгое время было под запретом.
Верность коммунистическим идеалам автор повестей сохранил и в постсоветское время.
29 июля – 115 лет со дня рождения (1907-1938)
Бориса Корнилова, русского советского поэта.
В конце 1925 года уехал в Ленинград, где вступил в литературную группу «Смена», которой руководил В. Саянов. Первое стихотворение напечатано в 1925 году (газета «Молодая рать», Нижний Новгород).
В начале 30-х годов написал ряд поэм, из которых широкую популярность приобрела поэма «Триполье». На стихи Корнилова написаны песни, среди них – песня Д. Шостаковича для кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой...»). С середины 30-х годов стал сотрудничать в газете «Известия». В 1936-1937 годах написал цикл стихотворений, посвященных Пушкину.
В 1926 году Корнилов вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены», поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств.
В 1928 году у него вышла первая книга стихов «Молодость». Затем в 1933 году появились сборники «Книга стихов» и «Стихи и поэмы».
В 1930-х годах у Корнилова вышли поэмы «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). Писал также песни («Песня о встречном», «Комсомольская-краснофлотская» и др.), стихи для детей («Как от мёда у медведя зубы начали болеть») и др.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно