герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Февраль

Вспоминаем имена юбиляров февраля 2022 года в области литературы.

Литературный хронограф. Февраль2 февраля – 140 лет со дня рождения (1882-1941) Джеймса Джойса, ирландского писателя и поэта, представитель модернизма.
Джеймс Джойс – один из величайших писателей XX века, ирландец по происхождению, проведший большую часть жизни за границей.

Среди произведений Джойса – лирические стихотворения, памфлеты, статьи, рассказы, пьеса, романы.

В юности Джойс выступает как публицист и литературный критик. Творчество Джойса тесно связано с Ирландией, несмотря на изгнанничество. Единственное произведение, в котором действие происходит за пределами Ирландии – «Джакомо Джойс».

Начиная с критических статей и романтических стихотворений, позже рассказов, Джойс пришел к необходимости оформить свое произведение в жанре романа. Однако, если «Портрет художника в юности» и подходил под определение «роман», то уже в меньшей степени это относится к знаменитому «Улиссу», и совсем его нельзя применить к последней книге Джойса – «Finnegans Wake»

Самое известное произведение Джойса – «Улисс». Это современная «Одиссея», где главные герои – обыкновенные люди, целый день блуждающие по Дублину и не совершающие ничего героического; это новый эпос, в котором воплощена идея универсального искусства; это книга, перевернувшая мировое представление о литературе.

Последняя книга Джойса «Поминки по Финнегалу» – одно из самых темных произведений в истории литературы, написанное на непонятном языке. В отличие от «Улисса», новая книга не привлекла внимания цензоров, возможно, потому, что они не смогли ее прочитать. Впрочем, языковые эксперименты Джойса оказались за пределами понимания большинства читателей.


Литературный хронограф. Февраль4 февраля – 115 лет со дня рождения (1907-1945) Дмитрия Кедрина, русского советского поэта, переводчика, журналиста.

Художественное мастерство поэзии Кедрина, писавшего в широком диапазоне от острых эпиграмм до масштабных исторических поэм, характеризуют соединение лиризма, эпичности, самобытного использования приёмов драматизации. Кедрина считают одним из наиболее талантливых продолжателей и интерпретаторов русского устного народнопоэтического творчества.

Произведения Кедрина, частично обращённые в глубь веков, а также к мифологическим, вневременным темам, к сюжетам православной догматики, не были восприняты советской литературной критикой 1930-1940-х годов, при жизни поэта был опубликован единственный его сборник «Свидетели» из 17 стихотворений. Отдельный пласт творчества Кедрина представляет его патриотическая, военно-фронтовая поэзия. Помимо стихов и поэм литературное наследие Кедрина включает в себя сказки, песни, драму в стихах, значительное число переводов поэтов советских республик, а также с сербскохорватского.

Первые серьёзные исследования поэзии Кедрина появились в начале 1960-х годов, однако объёмный социальный, психологический и мистический подтексты его творчества до конца не изучены. Настоящее признание и массовые тиражи пришли к Кедрину только с середины 1980-х годов.


Литературный хронограф. Февраль5 февраля – 90 лет со дня рождения (1932-1999) Джозефа Хенри А. Дилэйни, американского писателя и юриста.

Начал писать достаточно поздно (после 50 лет). Первая публикация в 1982 году принесла ему номинацию на Хьюго. О причинах, приведших его в фантастику он говорил так: «Я стремлюсь писать то, что мне нравится читать самому, то есть «жесткую» НФ. Однако, причина, по которой я обратился к фантастике в столь почтенном возрасте, банальна: я прочёл несколько рассказов с юридическим уклоном и обнаружил, что в них нет логики. Авторы рассказов обращались с законом как с магией, игнорируя тот факт, что юриспруденция – наука строгая, быть может, строже математики. Короче, я вознамерился написать фантастический рассказ, «правильный» с точки зрения юриста».

В последующем автор ещё дважды номинировался на Хьюго и стал обладателей премии, присуждаемой читателями журнала «Analog».

Критик Дон Д'Амасса, автор статьи о творчестве Джозефа Дилэйни в фундаментальном справочнике «Писатели-фантасты XX века», отмечал: «Расцвет литературы в мягком переплёте необычайно затруднил жизнь тем авторам научной фантастики, которые специализировались в короткой форме. Ситуация ещё более усугубилась из-за значительного сужения специфического журнального рынка. Однако, несмотря на это, Дилэйни, основу творчества которого как раз и составляют рассказы, смог привлечь к своим произведениям внимание широких читательских кругов. А его рассказы, написанные в соавторстве с Марком Стиглером, только укрепили его репутацию, как одного из самых успешных авторов 80-х годов».


Литературный хронограф. Февраль7 февраля – 210 лет со дня рождения (1812-1870) Чарльза Диккенса, английского писателя, стенографа, репортёра, романиста и очеркиста.

Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века, он стал самым популярным англоязычным писателем ещё при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начала.

Первым литературным произведение, увидевшим свет в 1836 году, был сборник рассказов, названный «Очерки Боза». Это оригинальные немного комические, немного сентиментальные рассказы отражали картину жизни и круг интересов мелкой буржуазии, рантье и торговцев.

Слава к писателю стала приходить по мере опубликования в одной из крупных газет глав из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который затем неоднократно издавался уже отдельным изданием. Благодаря таланту Диккенса имя старого мистера Пиквика стало таким же известным, как Дон Кихот или Тартарен из Тараскона.

Совершенно с другой стороны раскрылся талант Чарльза в 1838 году с выходом романа «Приключения Оливера Твиста». История сироты из работного дома, попавшего в руки преступников, которые хотели слепить из бедного ребенка такого же преступника, но их планы рухнули, столкнувшись с его смелостью и желанием честно трудится.

В начале сороковых годов Чарльз посетил Америку, где пользовался не меньшим уважением, чем в Англии. Слава опережала писателя и шествовала по миру. После этого путешествия он написал роман «Жизнь Мартина Челзвита», где изобразил американцев в довольно комичном виде, что, конечно, вызвало взрыв негодования со стороны заокеанских братьев. В 1843 году вышел сборник рождественских повестей, которые и сегодня пользуются огромных успехом в мире. По повестям «Сверчок на печи» и «Рожественская сказка» сняты несколько фильмов, которые с успехом транслируются во всем мире.

Два лучших, по мнению критиков, романа Диккенса «Торговый дом: Домби и сын» (1848) и «Жизнь и удивительные приключения Давида Копперфильда, написанные им самим» (1850), имеют некоторые автобиографические моменты. Роман «Давид Копперфильд» получил признание у таких мастеров пера, как Ф. Достоевский, Л. Толстой, Шарлота и Эмилия Бронте, Генри Джеймс и другие.

Один из последних романов автора «Тяжелые времена» (1854) проникнут раздумьями о судьбах рабочего движения и неотвратимости прогресса. Впервые в произведении появляются сомнения: так ли необходим личный успех для счастья человека и признания его обществом? В 1857 году вышел роман «Крошка Доррит», в котором мы видим изображение долговой тюрьмы и потерянное детство девочки, вынужденной зарабатывать себе на хлеб с самого раннего детства.

Один из самых известных романов «Большие надежды» (1861) показывает изменения, происходящие в мировоззрении писателя. Впервые он хотел закончить книгу трагически смертью главного героя, но не желая расстраивать читателей, не разрушает полностью «несбывшиеся надежды» Пипа, а дает надежду и веру на будущее. И наконец, его лебединая песня – роман «Наш общий друг» развенчивает буржуазные идеалы: стремление к наживе и власти, открывает истинную ценность любви и дружбы.


Литературный хронограф. Февраль7 февраля – 155 лет со дня рождения (1867-1957) Лоры Инглз Уайлдер, американской писательницы.

«Маленький домик в Больших Лесах» – первая повесть Лоры Инглз Уайлдер. В ней она рассказала о жизни двух маленьких девочек – Мэри и Лоры – и о приключениях их отца, деда и прадеда – охотников и фермеров – в дремучих лесах штата Висконсин. Эта небольшая книжка вышла в 1932 году, и буквально на следующий день никому не известная 65-летняя жена миссурийского фермера, время от времени публиковавшая статьи и заметки в местных газетах, неожиданно для всех и для самой себя стала знаменитой. Сотни маленьких читателей писали ей восторженные письма, требуя продолжения повести. И продолжение последовало. В течение десяти лет Лора Инглз Уайлдер опубликовала ещё семь книг о своем детстве и юности (на русском языке издано пока лишь четыре из них), а также повесть «Маленький фермер» о детстве Альманзо на отцовской ферме в штате Нью-Йорк. Завершает эпопею книга «Первые четыре года». В ней рассказывается о жизни молодых Уайлдеров и их дочери Розы, впоследствии также известной писательницы и журналистки.

Книги Лоры Инглз Уайлдер выдержали множество изданий, они переведены почти на два десятка языков, по ним поставлен популярный американский телесериал. В США учреждена книжная премия её имени, во многих местах, где она жила, созданы мемориальные общества и музеи – американцы бережно относятся к своей истории. Издан сборник её статей, сборник песен, которые пел её отец, и даже поваренная книга с рецептами блюд, упоминаемых в её книгах.


Литературный хронограф. Февраль11 февраля – 135 лет со дня рождения (1887-1950) Сигизмунда Кржижановского, советского писателя и драматурга, философа, историка и теоретика театра. Писал на русском языке, главным образом «в стол». Большая часть его творческого наследия была опубликована лишь в 1990-е годы.

Основная литературная деятельность протекала в 1920-е – 1930-е годы, когда Кржижановский написал бо́льшую часть своих прозаических произведений. Среди них – 5 повестей и 6 книг-новелл. Кроме того, в 1925 году написаны повесть в очерках «Штемпель: Москва» и ряд очерков.

Несмотря на известность в издательских и театральных кругах Москвы, Кржижановскому практически не удавалось напечатать сколько-нибудь значительный объём своей прозы. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931).

Отчаявшись увидеть изданными свои сочинения в хронологическом порядке, Кржижановский составлял свои новеллы в «книги», не оглядываясь на время написания отдельных вещей, что позволяло ему глубже подчеркивать их внутренние связи и переклички. Таким образом, все книги новелл писателя представляют собой логически завершенные произведения, подчиненные определённой внутренней идее.

В 1939 году был принят в члены Союза писателей, тем не менее это не изменило общей ситуации с трудностью издания произведений. С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал, создав лишь два десятка очерков о Москве военного времени и зарабатывая на жизнь переводами стихов и польской прозы.


Литературный хронограф. Февраль12 февраля – 85 лет со дня рождения (1937-2012) Алеся (Александра) Навроцкого, белорусского прозаика, поэта, члена Союза писателей Беларуси.
Родился в д. Давыдовка Светлогорского района Гомельской области.

В 1965 г. переехал в Минск, работал на станции скорой помощи. На Высших литературных курсах в Москве проучился год. В 1964 г. принят в члены СП СССР, в 1978 г. вышел.

Дебютировал в печати стихотворением в 1954 г. в журнале «Полымя».

Автор сборников поэзии «Неба ўсмiхаецца маланкаю», «Гарачы снег», «Пакаленнi i папялiшчы», книги рассказов «Валун» и др.


Литературный хронограф. Февраль14 февраля – 75 лет со дня рождения (1947-1998) Бориса Штерна, русского писателя.

В 1971 году послал свою первую повесть Борису Стругацкому и получил его одобрение. Первый рассказ (юмореска «Психоз») был опубликован в 1975 году. Произведения малоизвестного автора привлекают внимание Бориса Хазанова, и Штерн начинает сотрудничество с журналом «Химия и жизнь». В период с 1976 года и до конца 1980-х годов он напечатал несколько научно-фантастических рассказов: «Фокусники» (1976), «Дом» (1980), «Чья планета?» (1980) и др.

С начала 1990-х годов Борис Штерн начинает больше печататься. Расширяется его жанровый диапазон – он обращается к сказкам, сатире, социальной и реалистической прозе. Одно из наиболее известных произведений того периода – повесть «Записки динозавра», а также продолжение цикла рассказов о приключениях инспектора Бел Амора.

Выходят сборники Бориса Штерна «Кто там?», «Рыба любви» и другие. Издаётся роман «Эфиоп», который получает премию «Бронзовая Улитка». Роман про инспектора Бел Амора «Вперёд, конюшня!» вышел уже после смерти автора.

Борис Штерн – лауреат премии «Старт» за сборник «Чья планета?», был признан лучшим фантастом Европы (до него этой чести в Восточной Европе удостаивались лишь братья Стругацкие и Станислав Лем). В 1999 году на конгрессе фантастов России «Странник» писателю посмертно присуждена премия «Паладин фантастики».


Литературный хронограф. Февраль14 февраля – 115 лет со дня рождения (1907-1996) Алеся Звонака, белорусского советского поэта, драматурга, переводчика, театраловеда.

Член Союза писателей СССР (1936). Заслуженный работник культуры Республики Беларусь (1991). Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1992).

Первые публикации датированы 1925 годом. Творческой манере А. Звонака свойственна публицистичность, автора волновали проблемы культуры, социально-политические и исторические темы. Ранний период творчества отмечен импрессионистическими тенденциями.

Алесь Звонак автор сборников «Буры ў граніце», «На лінію агню», «Мая Радзіма», «Табе адной», «Запаветнае», «Россып», «Прадчуванне», «Санеты», «Ружовая чайка», поэм «Каршун і Загай».

Алесь Звонак выступал в области критики, драматургии, театра и кино.
Является автором пьесы «Навальніца будзе» (по мотивам Я. Коласа «На ростанях»), сценариев к фильмам «Якуб Колас», «Вобразы і думы». В 1973 году вышла книга статей и воспоминаний «Неспакойныя сэрцы». В 1977 г. были изданы «Выбраныя творы» в 2-х томах, в 1987 г. – «Сябрына: Выбраныя творы».
Переводился на русский, латышский, литовский, украинский и другие языки народов мира.


Литературный хронограф. Февраль14 февраля – 85 лет со дня рождения (1937-1987) Михася (Михаила) Стрельцова, белорусского писателя, поэта, переводчика, критика.

Дебютировал в 1957 году (журнал «Маладосць», рассказ «Дома»). В первом сборнике рассказов «Блакітны вецер» (1962) проявил себя тонким психологом, знатоком быта деревни и города. В сборнике «Сена на асфальце» (1966) раскрыл психологическое и эстетическое вживание недавнего крестьянина в городскую стихию. В повести «Адзін лапаць, адзін чунь» (1970) показал формирование характера ребенка в тяжелые послевоенные годы. Позже были изданы книги прозы «Падарожжа за горад» (рассказы, повесть, 1986), книги избранных произведений «На ўспамін аб радасці» (1974), «Выбранае» (проза, поэзия, эссе, 1987).

Красочность, тонкий психологизм и лирическое размышление в сборниках стихов «Ядлоўцавы куст» (1973), «Цень ад вясла» (1979), «Яшчэ і заўтра» (1983), «Мой свеце ясны» (1986). В стихах-исповедях, философских миниатюрах, зарисовках и иронических стихах-экспромтах проявляется душевная чистота и верность человеческому призванию.

В сборнике литературно-критических статей «Жыццё ў слове» (1965) возвышенно и рассудительно анализировал мастерство Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, Т. Гартного, К. Черного, А. Русецкого и др. Автор книг «У полі зроку» (1976), «Пячатка майстра» (1986) о творчестве Я. Коласа, З. Бядули, М. Горецкого, К. Чорного, В. Дубовки, А. Кулешова, П. Панченко и др., эссе «Загадка Багдановіча» (1968).

Творчеству М. Стрельцова характерно сочетание импрессионистической манеры и интеллектуализма как в поэзии, так в эссеистике и прозе. Литературоведы относят М. Стрельцова к белорусскому литературному течению «детей войны» и к «филологическому поколению».

М. Стрельцов перевёл на белорусский язык роман Ч. Т. Айтматова «Буранный полустанок» (1987), отдельные произведения русских, украинских, итальянских, латиноамериканских поэтов.

Произведения М. Стрельцова переводилась на русский, болгарский, польский, английский языки.


Литературный хронограф. Февраль16 февраля – 120 лет со дня рождения (1902-1944) Рыгора Мурашко, белорусского писателя, критика.

Рыгор Мурашко – белорусский писатель, один из самых талантливых белорусских прозаиков 1920-1930-х годов.
Был сотрудником журнала «Молодняк», ответственным секретарем журнала «Большевик Беларуси», заведующим отделом художественной литературы Госиздата БССР. Член Союза писателей с 1934 года.

«Папоўскі шлюб» – первое прозаическое произведение Рыгора Мурашки, которое в 1924 году опубликовала «Советская Белоруссия».

Затем из-под пера писателя вышло множество рассказов, вошедших в сборники «Стрэл начны ў лесе» (1926), «У іхнім доме» (1929), «Прыгранічны манастыр» (1930), «Званкі» (1931), «Рузікі» (1932), «Мюдаўская ноч» (1934) и др.

Известность к нему пришла после романа «Сын» (1929), где писатель описывает события накануне революции 1905 года.


Литературный хронограф. Февраль17 февраля – 110 лет со дня рождения (1912-2005) Андре Нортон, американской писательницы, автора фантастических романов.

Элис Мэри Нортон – «великая леди фантастики», лауреат около 20 премий и призов. Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила Нортон высокого титула Великого Мастера.

20 лет проработала в Кливлендской общественной библиотеке (за исключением военных лет, когда она служила в Библиотеке Конгресса). С 1950 по 1956 год работала редактором в издательстве «Гном-пресс».

Первую книгу «Повеление принца» в жанре военного романа выпустила в 1934 году. В том же году по совету издателей взяла мужской псевдоним Андре (или Эндрю) Нортон. Как считалось, это должно было привлечь мужскую аудиторию. Впоследствии Нортон официально поменяла имя, включив в него «Андре».

Фантастику начала писать в 1947 году («Люди кратера»). Всего написала более 130 романов. Среди наиболее заметных произведений Нортон – фантастический роман «Звёздные врата», серия космических опер «Королева Солнца» о звёздных торговцах, циклы «Колдовской Мир» и «Эльфийская Трилогия» в жанре фэнтези.

Впервые русский читатель открыл для себя Нортон в 1969 году, когда был опубликован в переводе Аркадия Стругацкого роман писательницы «Саргассы в космосе».

Американская ассоциация писателей-фантастов посмертно учредила премию имени Андре Нортон.


Литературный хронограф. Февраль20 февраля – 170 лет со дня рождения (1852-1906) Николая Гарина-Михайловского, русского писателя, путешественника.

Гарин-Михайловский не был профессиональным писателем. Но его произведения «Детство Темы» и «Несколько лет в деревне» получили признание как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в «Русской мысли». Сотрудничая с этим журналом, Михайловский достаточно близко сошелся с еще одним выдающимся литератором, К. М. Станюковичем.

Талант автора повести «Детство Темы» позволил назвать его одним из выдающихся писателей своего времени. Но Гарин-Михайловский достаточно ровно отнесся к неожиданному успеху. Посвящать всю жизнь литературе он не пожелал.

Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений. После «Детства Темы» были изданы «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

Результатом многочисленных путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и др. В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).


Литературный хронограф. Февраль20 февраля – 110 лет со дня рождения (1912-1994) Пьера Буля, французского писателя.

В 1939 году, когда немецкие войска оккупируют Францию, Пьер Буль записался добровольцем в вооруженные силы «Свободной Франции» и участвовал в операциях в Китае, Бирме и Лаосе. В 1943 году попал в плен и смог сбежать только через год. Именно в тяжелых условиях лагерной жизни Буль начинает вести дневник, который ляжет в основу его произведений. В 1945 году вернулся на родину и был награжден орденом Почетного легиона, орденом Военного креста и медалью Сопротивления.

В 1950 году в свет вышел первый роман под названием «Уильям Конрад». Одним из самых известных произведений писателя стал рассказ «Мост через реку Квай», экранизированный режиссёром Дэвидом Лином в 1957 году. Картина удостоилась сразу семи премий «Оскар», в том числе за лучший сценарий. Статуэтку вручили Булю, который не имел отношения к созданию киноадаптации, потому что настоящие авторы сценария Карл Форман и Майкл Уилсон были занесены в «чёрные списки» нежелательных деятелей Голливуда.

Второй популярной работой стал научно-фантастический роман «Планета обезьян», опубликованный в 1963 году. В 1968 году на экраны вышел одноимённый фильм Франклина Джей Шаффнера, удостоившийся двух номинаций на премию «Оскар». Роман стал частью массовой культуры и множество раз переосмыслялся в виде полнометражных фильмов, рассказов и анимационных сериалов.


Литературный хронограф. Февраль22 февраля – 60 лет (1962) Екатерине Мурашовой, русской писательнице.

Писать Екатерина Мурашова начала еще в школьные годы. Главным героем первой повести был кот по кличке Дервиш, который в тайге помогал советским геологам и лично загрыз пару басмачей. Потом были рассказы о школьной жизни. Ее первой публикацией стала повесть «Талисман» в сборнике «Дружба» (1989).

Помимо художественной прозы, Екатерина Мурашова выпустила три книги по детской психологии: «Ваш непонятный ребенок: Психологические проблемы ваших детей» (2002), «Дети «тюфяки» и дети «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром» (2003) и «Память – на пять!» (2005).

Екатерина Мурашова является членом Союза писателей Санкт-Петербурга, но сама не считает себя профессиональным писателем – для нее это скорее хобби. Сейчас Екатерина Мурашова – практикующий детский психолог.

Награждена двумя национальными премиями России по детской литературе «Заветная мечта» – за повести «Класс коррекции» (2005) и «Гвардия тревоги» (2007).

В 2010 году включена в число номинантов Международной литературной премии памяти Астрид Линдгрен.


Литературный хронограф. Февраль22 февраля – 115 лет со дня рождения (1907-1987) Богумила Ржихи (Джиги), чешского детского писателя и сценариста, лауреата Международной премии Х. К. Андерсена.

В 1952 году Ржиха избран секретарём Союза писателей ЧССР, благодаря этому часто посещал СССР, КНР, Мексику и другие страны.
В 1956-1967 годах – директор Государственного издательства детской книги. В 1967 году вышел на пенсию, но продолжал заниматься литературной деятельностью.

В 1971 году вступил в новосозданный Союз чешских писателей, затем стал членом его правления и ряда комитетов. Активно участвовал в деятельности ЮНЕСКО и Международного совета по детской и юношеской литературе, его чешского отделения.

Лауреат Международной литературной премии имени Януша Корчака (1979) за роман «Новый Гулливер» (1973).
В 1980 году удостоен премии Х. К. Андерсена – международной награды за произведения для детей, иногда именуемой «детской Нобелевкой».


Литературный хронограф. Февраль23 февраля – 80 лет (1942) Михаилу Болсуну, гомельскому писателю, члену Союза писателей Беларуси и Белорусского союза журналистов, почётному гражданину Чечерского района, лауреату областной литературной премии им. К. Туровского.

Михаил Болсун с 1965 года – в журналистской профессии. Занимал различные должности в редакции чечерской районной газеты «Трыбуна камунізму», семь лет был главным редактором буда-кошелевской газеты «Авангард», долгие годы работал в Гомельском областном телерадиообъединении.

Стихи начал писать еще школьником. Пишет на белорусском языке. Печатался в коллективных сборниках России, Украины, Беларуси, многочисленных газетах и журналах.

Издал книги поэзии «Яблыня ў фаце» (2004), «Там, дзе задумлівы Сож» (2006), «Спатканне з поўняй» (2009), «Пад сузор'ем дабрыні» (2012).

Является составителем и одним из авторов поэтического сборника литераторов Чечерского района «Далоні цёплыя зямлі» (2009).

В 2014 году вышла книга М. Болсуна, посвященная 855-летию г. Чечерска, «Чечерский след в науке».


Литературный хронограф. Февраль23 февраля – 45 лет (1977) Татьяне Череухиной (Дарье Дорошко), гомельской поэтессе.

Стихи начала писать лет с восьми, сначала на русском, а потом и на белорусском языке. Публиковалась в журналах «Маладосць», «Полымя», «Нёман», «Метаморфозы», «ЛитОгранка»; альманахах «Междуречье», «Литературная Гомельщина», в коллективных сборниках: «Avrora borialis» (Минск, 2008), «Яблоневый бонсай» (Гомель, 2010), «Святло шчымлівай памяці» (Гомель, 2006), «Пралеска» (Гомель, 2010), «Белокрылый птах» (Новокузнецк, 2012), «Маладыя галасы» (Мозырь, 2012), «Слово за словом» (Таганрог, 2013) и др.

В 2010 г. в соавторстве с гомельским поэтом Владимиром Череухиным в серии «Аз» вышел сборник поэзии «Не наступайте птице на крыло». В 2012 г. в Минском издательстве «Кнігазбор» вышла в свет первая персональная книга лирики «В Начале». В 2014 году вышла совместная с Владимиром Череухиным книга стихов, афоризмов и лирической прозы «Маяк».

С 2016 года член Союза писателей Беларуси. Лауреат многих региональных и международных литературных конкурсов.

Дарья является автором книг: «Не наступайте птице на крыло», «В Начале», «Маяк», «Птицы сновидений», «Альтанка». Коллективных сборников более 25. Стихи и рассказы Дарьи Дорошко звучат на радио, на ее стихи пишутся песни. Имеется личный литературный сайт tatmir.by.


Литературный хронограф. Февраль24 февраля – 130 лет со дня рождения (1892-1977) Константина Федина, русского советского писателя и журналиста, специального корреспондента.

В 1920 году начинается переписка Константина Федина с Максимом Горьким. Федин посылает Горькому рукописи рассказов «Прискорбие» (не публиковался), «Дядя Кисель» (впервые опубликован в газете «Сызранский Коммунар» от 22 и 23 ноября 1919 г.).

В 1921 году входит в группу «Серапионовы братья». В период с 1921 по 1923 гг. Федин публикует повести и рассказы «Сад», «Анна Тимофеевна», «Пустырь», «Рассказ об одном утре». Рассказ «Сад» удостоен первой премии на конкурсе Дома литераторов. В 1924 году выходит первое издание романа «Города и годы», в 1926 году – «Наровчатовские хроники», в 1928 году – «Братья».

В 1928 году Константин Федин совершает поездку за границу, где встречается с Иоганнесом Бехером, Эрнестом Толлером, Лионом Фейхтвангером, Арнольдом Цвейгом, Леонгардом Франком. В 1932 г. посещает Ромена Роллана в Вильневе. В 1933 году встречается в Париже с Л. Франком, А. Мальро, Луи Арагоном.

В августе 1934 года Федин выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей и избирается в состав правления Союза. В 1934 году выходит книга Федина «Похищение Европы». В 1936 году Федин с семьей переезжает в Переделкино.

В 1939 году Федин награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1941 году появляется журнальная публикация книги «Горький среди нас», а в 1944 году выходит отдельное издание.

С октября 1941 по январь 1943 гг. Федин с семьей живет в эвакуации в городе Чистополе. В сентябре­августе 1943 года он выезжает в действующую армию под Орел.

Присутствует на процессе военных преступников в Нюрнберге в качестве корреспондента газеты «Известия». В 1947 году Федин утвержден профессором Литературного института им. А. М. Горького по кафедре «Советская литература и творчество». В период с 1946 по 1948 год Федин издает романы, написанные на саратовском материале: «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

В 1951 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1958 году избран академиком Академии наук СССР. В 1960 году Федину присвоено почетное звание доктора философии (университет им. Гумбольдта, Берлин). В 1967 году к 75-летию писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.


Литературный хронограф. Февраль25 февраля – 315 лет со дня рождения (1707-1793) Карло Гольдони, итальянского драматурга, либреттиста.

Литературное наследие Гольдони – 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Одни (например, «Памела») относятся к жанру «слезливых комедий», другие – веселые буффонады из народной жизни и так называемые «комедии характера», например, «Трактирщица», «Слуга двух господ», «Прекрасная грузинка», «Комический театр», «Осажденный богач», «Скупой», «Благодетельный брюзга» и др.

С «комедиями характера» связаны огромное значение Гольдони для итальянской литературы и слава, которую он получил в Италии. Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазию и умеющим писать здравым смыслом», отмечал «чистоту, естественность» его стиля. По словам итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия», причём первое место на этой ярмарке занимает низший класс.

Главное литературное значение пьесы Гольдони в прорисовке характеров; здесь он шёл по следам Мольера. Его реформа итальянской драматургии заключалась в замене шаблонных четырёх масок реальными характерами, взятыми прямо из жизни, и в замещении грубой, в основном импровизированной арлекинады тонкой и серьёзной игрой актёров.


Литературный хронограф. Февраль25 февраля – 105 лет со дня рождения (1917-1993) Энтони Бёрджесса, английского писателя, переводчика и музыканта.

Занимался литературными исследованиями, особенно творчества Шекспира и Джойса. Также занимался сочинением музыки (симфонии, балет и опера), литературным переводом и журналистикой.

Романы Энтони Бёрджесса отличаются сюрреалистическим воображением и черным юмором. Бёрджесс признается одним из самых одарённых стилистов и экспериментаторов в английской прозе.

Самой известной работой в биографии Энтони Бёрджесса является «Заводной апельсин» (1962), написанной в воображаемом подростковом сленге. Действие произведения разворачивается в бесклассовом сказочном обществе, где интеллигентные молодые бандиты утверждают свою индивидуальность путем умышленного выбора и творения зла.

К другим известным произведениям Энтони Бёрджесса относятся романы «Мистер Энерби изнутри» (1961), «М.Ф.» (1971), «Наполеоновская симфония» (1974), «Сила земли» (1980), «The Devil’s Mode» (1989), посмертно опубликованное произведение «Мертвец в Депфорде» (1995), «Byrne» (1997) и также известное исследование Джеймса Джойса «Что касается Джойса» (1968).


Литературный хронограф. Февраль25 февраля – 200 лет со дня рождения (1822-1862) Льва Мея, русского литератора, поэта, прозаика, драматурга, переводчика.

Сотрудничал с 1845 года с «Москвитяниным», печатая небольшие стихи и переводы. Там же в 1849 году была опубликована его драма «Царская невеста».

В 1850 году переложил «Слово о полку Игореве» былинным стихом («Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святславля, внука Ольгова». В это время сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошёлся с кружком молодой редакции (Ап. Григорьев, А. Островский и др.), возглавил отделы русской и иностранной словесности. Изучал историю, русские летописи, древнюю литературу и фольклор, совершенствовался в знании языков.

С 1859 по 1861 год публиковался в журнале «Русское слово». Был корректором, затем постоянным сотрудником и членом редакции журнала «Библиотека для чтения»; до конца жизни занимался заказными переводами.

Переводил Шиллера, Гейне, Беранже, Байрона, Мицкевича, Анакреона, Шевченко, Шенье, Гюго, Мильтона, Сырокомлю.

По драмам в стихах «Царская невеста» (1849), «Псковитянка» (и пролог «Боярыня Вера Шелога») (1849-1859) и «Сервилия» написаны оперы Н. А. Римского-Корсакова, а также поставлен в 1915 г. фильм «Царь Иван Васильевич Грозный».

На стихи Л. А. Мея написали романсы многие композиторы: М. А. Балакирев,
П. И. Чайковский, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Бларамберг, С. В. Рахманинов.


Литературный хронограф. Февраль25 февраля – 180 лет со дня рождения (1842-1912) Карла Фридриха Мая, немецкого писателя, поэта, композитора, автора приключенческих романов (в основном вестернов), многие из которых экранизированы.

Первые рассказы – «Приключенческая поездка в Курдистане», «Караван смерти», «Стамбул» – опубликованы в 1881-1887. С 1892 г. публиковал рассказы о путешествиях в периодике, в том числе цикл «По пустыне».

В 1893-1910 г. Май опубликовал свой самый знаменитый цикл романов о благородном индейце Виннету. С 1895 г. ежегодно продавались более 60 000 экземпляров его романов.

Лишь в 1908 Май побывал в Америке, причём западнее Буффало не ездил.

Ему принадлежат также романы, действие которых происходит на Ближнем Востоке, во владениях Османской империи. Май выступал как композитор и драматург.

В 1960-е годы многие его романы были экранизированы совместно кинематографистами ГДР и Югославии.


Литературный хронограф. Февраль25 февраля – 65 лет со дня рождения (1957-2004) Алеся (Александра) Письменкова, белорусского поэта, эссеиста.

Дебютировал в стихах в 1972 году в костюковичской районной газете «Сцяг камунізму». Тогда же лично познакомился с Алексеем Пысиным, который приехал на встречу с членами районного литературного объединения.

В 1980-1982 годах работал корреспондентом отдела критики и библиографии еженедельника «Літаратура і мастацтва», в 1982 году перешел в журнал «Полымя» на должность редактора отдела науки и искусства. Член Союза писателей БССР с 1984 года, в 1990 году избран секретарем союза. Позже он вернулся в «Полымя» в качестве заместителя главного редактора, но потом вернулся в «ЛіМ» в качестве главного редактора (1999-2002). В 2002 году перешел в редакцию журнала «Вожык» (2002-2004).

Автор книги поэзии «Белы камень» (1983). После первого сборника поэзии вышли книги «Чытаю зоры» (1988), «Планіда» (1994), «Журавель над студняй» (1998), «Я не памру, пакуль люблю…» (2000, избранное). Сборник «Думаць вершы» (2005) издан посмертно.

Главный герой Письменкова – белорус с сильной культурной и исторической памятью, который чувствует себя полноценно и надежно на земле своих предков, который гордится тем, что принадлежит земле Беларуси, где родились Скорина, Калиновский, Богушевич и Богданович. Вместе с тем он был полон нетерпимости к черствости, равнодушию, душевной глухоте. Для него характерна доброта, доброжелательное отношение к людям.

Писал произведения для детей: книги «Заўзятары» (1993), «Ласуны – веселуны» (1997), «Мы з братам» (2003). Когда работал в журнале «Вожык», попробовал себя в сатире. Также писал эссе, автор переводов. Некоторые стихотворения поэта положены на музыку.


Литературный хронограф. Февраль26 февраля – 220 лет со дня рождения (1802-1885) Виктора Мари Гюго, выдающегося французского писателя-романтика, поэта, драматурга.

Виктор Мари Гюго является одним из самых значимых представителей французской литературы эпохи романтизма.

Творческая деятельность Гюго начинается в подростковом возрасте в период его обучения в лицее, носящем имя Людовика Великого, в виде нескольких написанных трагедий, а также стихотворений, поэм и оды «На восстановление статуи Генриха Четвертого», явившейся основой для создания им в дальнейшем грандиозного эпоса под названием «Легенда веков».

В 1823 году публикуется первый роман писателя «Ган Исландец», послуживший началом дружбы Гюго с Шарлем Надье.

Романтические тенденции творчества писателя начинают проявляться с драматической пьесы «Кромвель», в которой Гюго в виде предисловия высказывает нежелание придерживаться условностей классицизма, особенно в отношении единства места и времени. Пьеса выходит в период работы писателя с единомышленниками романтического направления в группе, созданной литературным журналом.

Следующими произведениями, в которых писатель высказывает собственную общественную позицию относительно смертной казни, становятся короткие романы «Последний день приговоренного к смерти» и «Клод Ге».

В этот же период из-под пера мастера выходит один из его знаменитых романов «Собор Парижской богоматери», ставший для писателя началом его признания в качестве теоретика и вождя национального романтизма.

Затем творческая биография Гюго пополняется несколькими театральными пьесами, а также поэтическими сборниками, в которых писатель прославляет Июльские революционные события 1830 года.

Вершиной литературного творчества Гюго как романиста и защитника народа становятся его романы «Отверженные», который признан одним из самых великих литературных произведений 19 века, и «Человек, который смеется», неоднократно переводимые на различные языки мира и экранизируемые.

Общественная деятельность писателя осуществляется с момента его избрания членом Французской академии и получения Гюго звания пэра, в дальнейшем послужившее началом для участия писателя в Национальном собрании. Однако, государственный переворот 1851 года и, соответственно, провозглашение императором Наполеона III, становятся для Гюго причиной его изгнания, поскольку писатель выступает противником произошедших событий. Лишь спустя девятнадцать лет Гюго снова оказывается во Франции и избирается сенатором.


Литературный хронограф. Февраль27 февраля – 215 лет со дня рождения (1807-1882) Генри Уодсворта Лонгфелло, американского поэта, прозаика и переводчика.

Американский писатель, поэт-романтик. Окончив Боудойнский колледж, завершил образование в Европе (1826-1829 гг.); профессор литературы Гарвардского университета (1836-1854 гг.).

Первые стихи опубликованы в 1820 г. С конца 30-х годов в свет выходят следующие сборники стихов – «Ночные голоса», «Перелетные птицы» и др. Большую роль в американской культурной жизни сыграли его переводы произведений европейских поэтов. Перевел на английский язык «Божественную комедию» Данте.

Написал также романы «Гиперион», «Кавана», книгу путевых заметок «За океаном». Обращаясь к прошлому своей страны, Лонгфелло пытался создать эпические произведения о жизни первых переселенцев в Америке, узаконил в американской поэзии гекзаметр (поэмы «Эванджелина», «Сватовство Майлза Стендиша»). На основе сказаний индейского народа, взяв за литературный образец финский эпос «Калевала», создал «Песнь о Гайавате», которая принесла ему мировую славу.

Ученый-филолог, знаток литературы и фольклора, переводчик, Лонгфелло предпринял 31-томное издание «Стихотворений о местностях», посвященное изображению природы в мировой поэзии.

В демократических кругах России, особенно в 60-е гг. XIX в., были очень популярны его «Стихи о рабстве». Русские переводчики часто обращались к его лирике и балладам.


Литературный хронограф. Февраль27 февраля – 120 лет со дня рождения (1902-1968) Джона Стейнбека, американского писателя.

В 1929 г. вышло первое крупное произведение Джона Стейнбека – роман «Чаша Господня».

В начале 1930-х гг. были опубликованы романы Стейнбека «Неведомому богу» и «Небесные пастбища». Однако эти произведения не принесли автору успеха.

Известным он стал только после публикации романа «Квартал Тортилья Флэт» (1935 г). После выхода этого произведения автор получил премию и золотую медаль.

В середине 1930-х гг. было опубликовано несколько социально-критических романов. После этого писатель стал по-настоящему известен.

В 1939 г. увидел свет роман «Гроздья гнева», оказавшийся бестселлером. За это произведение Стейнбек в 1940 г. получил Пулитцеровскую премию. Роман рассказывает о судьбе семьи Джоуд. Картины жизни одной семьи тесно переплетены с панорамой разорения американских фермеров в эпоху Великой депрессии. В этой книге автор резко подчеркивает социальные проблемы общества.

В дальнейшем Стейнбек создал произведения «Луна» (1942 г.), «Консервный ряд» (1945 г.), «Жемчужина» (1947 г.), «К востоку от рая» (1952 г.), «Светло горящий» (1950 г.), «Благостный четверг» (1954 г.), «Однажды была война» (1958 г.), «Зима тревоги нашей» (1961 г.), «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962 г.).

В 1962 г. писатель получил Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. по инициативе президента Джонсона Стейнбек был награжден медалью Свободы.


Литературный хронограф. Февраль28 февраля – 100 лет со дня рождения (1922-1993) Юрия Лотмана, советского литературоведа, культуролога.

Большая доля научных исследований Лотмана отдана изучению произведений А. С. Пушкина.

Венцом трудов ученого стали «Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» и «А. С. Пушкин. Биография писателя».

В область исследований профессора входили семиология и структурализм. Исследования ученого в данной сфере признаны мировым сообществом, и он является одним из основателей литературоведческого структурализма. Первые статьи Лотмана на эти темы были опубликованы в 1960 годах. Самыми популярными и значимыми из публикаций стали: «Структура художественного текста» (1970), «Анализ поэтического текста» (1972), «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» (1973).

Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики. Лауреат Пушкинской премии РАН. Организатор серии «Труды по знаковым системам» в «Ученых записках Тартуского университета».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Февраль
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.02.2022
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.