В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Короткевича. Неудивительно, что мы вновь обратились к одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Владимир Короткевич – писатель, драматург и поэт, произведениями которого гордится Беларусь и с удовольствием зачитываются читатели разных стран.
За его книгами выстраивались огромные очереди. Чтобы на пару дней заполучить заветную книгу люди записывались в очередь и в библиотеках. Причем такая популярность ни в коей мере не отражалась на человеческих качествах писателя: Владимир Короткевич, не избалованный вниманием государства, был добрым и скромным человеком, обладающим огромным сердцем и широкой душой.
Глядя на фото Владимира Короткевича, легко можно рассмотреть в этом человеке открытость, решительность и бескомпромиссность; в белорусском авторе даже в зрелые годы удачно соединялись накопленная годами человеческая мудрость и данная природой детская непосредственность.
К числу его наиболее популярных произведений относятся роман «Колосья под серпом твоим» (Каласы пад сярпом тваім, 1965) и повесть, написанная в жанре исторического детектива, «Дикая охота короля Стаха» (Дзікае паляванне караля Стаха, 1964). В целом его проза связана с темами исторического прошлого Белоруссии, такими как Январское восстание 1863—1865 и Великая Отечественная война. Короткевич также написал несколько пьес, эссе, статей, сценариев для коротко- и полнометражных художественных фильмов. Творчество Короткевича отличается яркой образностью, исторической точностью, писатель был награждён несколькими государственными литературными премиями.
Большое число произведений стали доступны читателю лишь после его смерти; романы и рассказы автора легли в основу многих кинофильмов, в числе которых «Черный замок Ольшанский», «Мать Урагана», «Седая легенда», «Дикая охота короля Стаха». Также творчество писателя продолжилось в постановке балета, многочисленных спектаклях и двух операх.
О белорусском писателе рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси». Цикл основанных на реальных событиях из истории Беларуси. Проект содержит в себе элементы настоящего кино. Реконструкция событий органично вплетается в канву сериала. Герои проекта – очевидцы и участники давних историй. Многие из них до этого никогда не давали интервью и предпочитали не общаться с прессой. Информация из первых уст без грифа «секретно».
Юлия Крыницкая, продюсер цикла документальных фильмов «Тайны Беларуси»: В своем фильме мы постарались дать ответ на несколько интересных вопросов, связанных с Владимиром Семеновичем Короткевичем. Во-первых, его раскрыть именно с разных точек зрения. Да, где-то как Дон Жуана и дамского угодника, где-то как талантливого сценариста, к сожалению, судьба его фильмов не всех была удачной. Какие-то фильмы, как например, «Дикая охота короля Стаха», имели большой фестивальный успех в свое время, но у него была ссора с режиссером. Конечно, мы постарались найти ответ и услышать несколько мнений на вопрос, который волнует, наверное, не только почитателей творчества Владимира Семеновича Короткевича, а в принципе, широкий круг зрителей: есть ли продолжение «Колосьев под серпом твоим»?
Сделать фильм про Владимира Короткевича. Что может быть проще – вот он, весь на виду. Вся его жизнь, его творчество, его женщины. Именно так казалось авторам одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси» на старте проекта, но уже буквально в первые дни, погрузившись в материал, стало понятно: за простотой и образом «своего парня» – а именно так вспоминают про Короткевича многие, кто его знал, скрывается неимоверная глубина – глубина мыслей, слов, поступков.
Уже многое сказано – и про страсть привозить из поездок самые разные сувениры от ракушек до чертиков, и про вредные привычки, и про личную жизнь. Да, все это часть его жизни, и отними это, перечеркни, возможно, и многих произведений Короткевич никогда бы и не написал.
Денис Мартинович, писатель: Караткевіч быў рамантыкам. Без канкрэтных жанчын, без натхнення ен бы не напісаў большасць сваіх твораў, таму што шмат твораў, дзе можна знайсці рысы той ці іншай жанчыны, якая сустракалася ў яго жыцці, якая ўплывала бы на яго жыцце.
Но помимо женщин была у Владимира Короткевича ещё одна страсть. Страсть, которой он, как писатель, обязан своей популярностью. Страсть, ради которой он с юных лет был готов пожертвовать всем. Имя её – Беларусь! Любовь всей его жизни – это любовь к своей родной земле. И спорить с этим уж точно никто не возьмется. Искреннее, трепетное и восторженное отношение к корням своим впиталось в его сердце с самого детства, и после проявлялось во всем, что бы ни делал Короткевич. В каждом из своих произведений он восторгался своей страной, своей землей под белыми крыльями.
Петр Жолнерович, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики БГУ: Слово «зямля» ў адным са значэнняў тлумачальнага слоўніка – гэта і есць краіна, дзяржава. Ен шмат вось пра гэта гаварыў, ен паказаў упершыню, што беларус – гэта не толькі пан сахі і касы. Ен прымусіў беларуса ганарыцца сваей гісторыяй.
В стихах и прозе, в сценариях к фильмам, в многочисленных очерках – все проникнуто уважением к народу. И именно Короткевич для многих белорусов заново открыл книгу истории, где нашлось место величию белорусов и богатству традиций.
Елена Синкевич, племянница Владимира Короткевича: Я лічу, што яго роля ў беларускай літаратуры і ў беларускай культуры бяспечна вялікая і магчыма яшчэ да канца не асэнсаваная. Ен стварыў мастацкую гісторыю ў Беларусі. Многія людзі лічылі яго фантазерам, лічылі, што ен рамантызаваў гісторыю Беларусі. Няхай будзе так, калі яго чытачы зацікавяцца гісторыяй сваей краіны, захочуць яе ведаць, захочуць ганарыцца ею.
Племянница классика белоруской литературы Елена Синкевич с болью рассказывает о некоторых записях в одном из дневников дяди. В то время многие его произведения были подвергнуты цензуре. Конечно, это выбивало писателя из творческой колеи, но Короткевич не сдавался.
Елена Синкевич: Канешне, ен хацеў, каб кнігі, якія ен напісаў, вышлі, каб чытач іх бачыў, таму, напэўна, ен бясконца і пераробліваў, і скарачаў, і не заўседы гэта выходзіла тое, што ен хацеў.
История жизни Владимира Короткевича – это еще и история белорусского кино. И тем ценнее воспоминания о его роли в кинематографе от тех, кто работал с Короткевичем-сценаристом. О спорах и ссорах с режиссерами, о причинах, по которым киноленты были отправлены на полку.
Михаил Басалыга, художник: «Быў, есць, буду», – калі так на слых успрымаеш гэтыя словы, чаму ен так сказаў, можна растлумачыць, як бы яго там не тапталі, як бы яго не заціралі, а ен усе-такі быў і есць. За плячамі было многа-многа чаго зроблена і будзе.
Можно ли сегодня назвать Владимира Короткевича гением? Наверняка, у поклонников его таланта есть ответ на этот вопрос. Но а для тех, кто пока ещё не открыл для себя богатый и захватывающий мир писателя Короткевича, совет один – срочно в библиотеку.