Сотрудник отдела обслуживания центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена Ирина Маркова в рамках авторского проекта «Новинки литературных журналов» предлагает вашему вниманию вторую часть обзора августовских номеров журналов. Приятного чтения!ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА АВГУСТ 2018 ГОДА. ЧАСТЬ 2
В августовском номере «Иностранной литературы» опубликована пьеса испанского драматурга Хуана Майорги «Карта мира».Хуан Майорга (род. в 1965 году) – испанский драматург, пьесы которого переведены на 19 языков и поставлены в 27 странах. Лауреат испанской Национальной театральной премии.
Действие новой пьесы драматурга происходит в наши дни и в военное время. Испанка Бланка, путешествуя по Европе, посещает Варшаву. Она приходит в Музей истории польских евреев. В музее среди прочих реликвий хранится карта еврейского гетто. Эту карту нарисовала девочка, которой помогал старый картограф. Автор переносит читателя в 1942 год в оккупированную Варшаву в еврейское гетто, где людей расстреливали за малейшее нарушение правил. Бланка, потрясенная судьбой польских евреев, разыскивает тех, кто остался жив после нахождения в детстве в гетто. Их осталось только трое: двое мужчин и женщина. Бланка находит эту женщину, которой в начале войны не было десяти лет. Эта женщина стала картографом. В ее рассказах о прошлом проступает трагедия еврейского гетто, и прошлое предстает реальнее настоящего…
В этом же номере журнала «Иностранная литература» опубликован рассказ американской писательницы Джойс Кэрол Оутс «Приют в Крейгмилнаре».Джойс Кэлол Оутс (род. в 1938 году) – американская писательница, прозаик, поэтесса, драматург, критик. Свою первую книгу выпустила в 1963 году и с тех пор опубликовала более 50 романов, большое количество рассказов, стихов и документальной прозы. За роман «Их жизни» получила Национальную книжную премию.
В рассказе «Приют в Крейгмилнаре» писательница поднимает актульную в настоящее время проблему – насилие над детьми, пренебрежение ими. Действие рассказа происходит в доме престарелых, где при загадочных обстоятельствах умирает старая монахиня Мэри Альфонсус. Мэри Альфонсус долгое время была настоятельницей детского приюта в Крейгмилнаре. Прототипом приюта в рассказе, возможно, является католический сиротский приют Св. Иосифа в Берингтоне, штат Вермонт. Монахини приюта в Крейгмилнаре также отличались грубостью и жестокостью. Дети в приюте ходили полуголодные, их использовали как чернорабочих, избивали. От полученных травм и невылеченных болезней дети часто умирали. В ходе судебного разбирательства журналисты назвали сестру Мэри Альфонсус «ангелом смерти». Адвокаты избавили ее от «нападок» государства, учитывая ее преклонный возраст. Однако спустя десятилетия возмездие совершается…
В августовском номере журнала «Звезда» опубликована повесть Бориса Хазанова «Запах звезд».Борис Хазанов (настоящее имя Геннадий Моисеевич Файбусович; род. в 1928 году) – русский прозаик, эссеист, переводчик. Учился в МГУ. В 1947 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации, освобожден в 1955 году. Публиковал прозу в самиздате и в зарубежных изданиях. В 1982 году эмигрировал в Германию. Опубликовал 7 книг прозы и эссеистики в России, США, Германии и Израиле.
В повести Бориса Хазанова «Запах звезд», вышедшей в 1977 году в Израиле, нашло отражение лагерное прошлое писателя. В центре повести – рабочая лошадь. Это почти мифологическое существо, более благородное, чем окружающие его люди. Громадный исхудалый конь стар и едва стоит на ногах, но все еще тверд духом, вынослив и могуч. Его безжалостно эксплуатируют, истязают, как только люди могли истязать рабочих лошадей в неволе. Он чуть не погибает в болоте, ненароком топит возницу, каким-то чудом выкарабкивается из трясины. Два героя повести, бесконвойный возчик и рабочий конь, имели своих прототипов. Борис Хазанов описывает все, что было: повседневную жизнь людей и лошадей на грани жизни и смерти где-то на северо-востоке России. Читатель повести проникается особым уважением к человеку, как бы он ни был унижен. Повесть Бориса Хазанова полна поэтического описания красоты русской природы.
Августовский номер журнала «Знамя» посвящен оттепели – короткому, но яркому периоду, когда наше общество и культура, открывали для себя ценности свободы, равенства и братства. Номер журнала пробует передать дух времени того поколения молодых бунтарей, которых назовут шестидесятниками. Представляет интерес статья Виктора Матизена «Между заморозками», посвященная советскому кино периода оттепели.Виктор Эдуардович Матизен (род. в 1949 году) – советский и российский кинокритик, председатель Экспертного совета кинопремии «Белый слон», куратор сайта Гильдии киноведов и кинокритиков России Kinopressa.ru.
По мнению автора статьи, оттепель интересна тем, что на ее протяжении формировался костяк советского кинематографа, сохранившийся до 1986 года. Кинокритик выделяет три основных направления советского кинематографа:
1) мутировавшее в новое время нормативно-пропагандистское кино («Павел Корчагин», «Коммунист»);
2) зародившееся в оттепель авторское кино («Иваново детство», «Мне 20 лет» и др.);
3) народно-демократическое кино (комедии Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Георгия Данелии).
Особое место в период оттепели принадлежит авторскому кино. Именно эти выдающиеся фильмы получили резонанс и за советскими пределами: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Иваново детство», «Андрей Рублев» и другие. В этих фильмах была найдена новая авторская позиция, свободная от идеомифологии и предполагающая в зрителе равного взрослого человека. Неслучайно, что некоторые из названных фильмов были выпущены в прокат в урезанном виде или не выпущены вовсе до новой оттепели. «Но дорога была проложена, – заканчивает свою статью автор, – и свернуть с нее на старый путь оказалось невозможно».
К 200-летию со дня рождения русского писателя Ивана Тургенева редакция журнала «Дружба народов» попросила своих постоянных респондентов – белгородских школьников – ответить на вопрос: бывают ли тургеневские девушки в наше время? Результаты опроса школьников комментирует критик Лев Аннинский в статье «Дождался Тургенев своего часа?»Лев Александрович Аннинский (род. в 1934 году) – советский и российский литературный критик, литературовед.
Образы цельных, чистых, самоотверженных, нравственно сильных героинь Ивана Тургенева сформировали литературный феномен «тургеневской девушки» – типичной героини его произведений. Бывают ли тургеневские девушки в наше время? Мнения школьников на этот счет разделились. Одни считают, что время тургеневских девушек прошло. «Сегодня большая редкость встретить чистую, скромную девушку, способную на искренние чувства… Сейчас, к сожалению, героиня Тургенева скорее миф, чем реальность», – пишет школьник. Другие считают, что тургеневские девушки есть и будут во все времена, что «в каждой современной девушке есть что-то от тургеневской барышни». Какими качествами должна обладать тургеневская девушка, по мнению современных школьников? Прежде всего, ее отличают определенные моральные качества – такие как верность, нравственная чистота, цельность характера и богатый внутренний мир. «Как бы ни менялась жизнь людей с течением времени, всегда будут женщины, обладающие такими качествами», – считает школьник из Белгорода. И я полностью разделяю его мнение.
* Все журналы вы можете найти в библиотеках ГУ «Сеть публичных библиотек города Гомеля»
скачать dle 10.4фильмы бесплатно