XIX столетие стало временем расцвета этнографических исследований, и Беларусь была самым активным образом вовлечена в этот процесс. Одним из таких выдающихся подвижников белорусской культуры был уроженец Новобелицы Евдоким Романович Романов (1855-1922).
Евдоким родился в небогатой мещанской семье. В 13 лет остался сиротой. По окончании прогимназии в Гомеле Романова отказались принять в Могилевскую гимназию, хотя вступительные экзамены были сданы им успешно. Получив отказ, Евдоким пошел своим неповторимым путем. Окончив курсы учителей русского языка и истории, 17-летний Романов в 1872 г. начинает учительствовать в Герасимовском народном училище Оршанского уезда. Скромная участь педагога в отдаленной белорусской деревне имела осознанный смысл: "Я прежде всего белорус, и цель моей работы – спасти хоть что-нибудь из памятников родной мне словесности от гибели, на которую они обречены".
С первых шагов своей самостоятельной жизни Е. Романов плодотворно совмещал педагогическую, этнографическую и научную деятельность, в которой важное место занимало языкознание. С него фактически и начался его научный путь. К сожалению, не все собранные языковые материалы и завершенные им исследования были опубликованы, не все даже сохранилось в рукописях. Однако и те, которые дошли до нас, дают основания говорить о Романове как о способном лингвисте с довольно широким кругом научных интересов.
Занимаясь изучением истории, литературы, языка, он убедился в том, что русская общественность плохо знала тогда Беларусь, ее народ и культуру. «Больно стало моему белорусскому сердцу такое незнание ученых о моем языке», – напишет Романов. Это заставило заняться собиранием произведений устно-поэтического творчества и исследованием культуры и быта родного народа.
В 1877 году Е. Романов сообщал Российской академии наук, что за пять лет учительской работы им собрано 2000 белорусских слов и на этой основе подготовлен “Опыт белорусского словаря”, а во введении к нему – короткая белорусская грамматика. К сожалению, они не были напечатаны. Наконец, Романов создал учебник русской грамматики, чтобы облегчить изучение русского языка белорусскими детьми.
В общее русло творческого наследия Евдокима Романова органично вписывается его заинтересованность белорусской художественной литературой. По крайней мере, он был неплохо знаком с произведениями Винсента Дунина-Марцинкевича и Франтишка Богушевича. Познакомившись с “Дудкой белорусской” Матея Бурачка, он в “Витебских губернских ведомостях” напечатал рецензию.
Особую заинтересованность высказывал исследователь к поэме “Тарас на Парнасе”, которую несколько раз переиздавал. Пристальное внимание его привлекали и произведения старой белорусской письменности. Вместе с уроженцем Речицы Митрофаном Довнар-Запольским Романов предпринял издание и научную разработку Барколабовской летописи.
Своей работой содействовал тому, чтобы белорусская народная литература широкой волной вошла в мировой народный оборот, наравне с литературой всех других народов, и заняла там почётное место благодаря великому богатству своего содержания.
Спустя 10 лет, в 1886-м, выходят одной книгой первые два тома труда всей жизни белорусского энтузиаста – "Белорусского сборника". В предисловии Романов оговаривается, что собрано все это богатство (в этих томах песни, пословицы, загадки, далее – сказки, заговоры, народные мелодии, танцы, бытовые подробности, диалекты) "при жизни в захолустье, где во всей округе не найдешь словаря Даля". Уже тогда это был совсем не "фольклорист несчастный", а руководитель большой команды, в которую входили двое его братьев, народные учителя и знакомые, общим числом более десяти человек.
Первоначально в планах было издание 15 томов сборника, но при жизни Романова вышли только 9 томов, 10-ый том был издан уже после смерти исследователя в 1928 году; 11, 12, 13 и 14 тома погибли во время Великой Отечественной войны, а судьба последнего, 15-го тома неизвестна.
После 14 лет учительской карьеры его таланты заметили – с 1886-го по 1914 год Евдоким Романович честно трудился на должности инспектора народных училищ в четырех губерниях с большим количеством белорусов в составе населения – Витебской, Гродненской, Могилевской и Виленской.
Повышение в должности чиновнику Романову воспрещалось ввиду отсутствия высшего образования. Хотя на его счету было более 200 научных работ, а количество собранных Романовым при помощи его многочисленных помощников фольклорных текстов превысило 10 тысяч.
Евдоким Романов оставил свой след в отечественной науке и как археолог.
Первые археологические исследования Романов провел в 1886 г., последние – в 1912 г. Они затронули Витебскую и Могилевскую губернии, частично Гродненскую. Ученый взял на учет в одной Могилевской губернии около 10000 тысяч археологических памятников, главным образом курганных захоронений. Старался их осмотреть, описать, нанести на карту. Многие раскопал лично, делал это при любых погодных условиях. «Работать приходилось до изнеможения, – напишет он в одной из своих работ, – то под палящим солнцем, от которого слезала кожа на лице и шее, то под проливным дождем, который мочил меня до костей». После одной из раскопок сильно заболел. Ему казалось, что больше работать не сможет. В предисловии к «Белорусскому сборнику» попрощался со своими читателями, посчитав этот труд лебединой песней. Все же болезнь он преодолел, вернулся к работе.
Особенно примечательны раскопки близ г. Люцина (ныне в Латвии), произведенные в 1890-1892 гг. Были обнаружены крупнейшие языческие захоронения, получившие мировую известность.
Романов усовершенствовал методику археологических исследований, разработал для них специальную программу. На основе своих изысканий составил карты археологических памятников Витебской, Могилевской, Гродненской губерний (издать их не удалось). Карта Могилевской губернии была недавно обнаружена во Львовском архиве.
В процессе археологических исследований ученый собрал тысячи предметов материальной культуры наших далеких предков. Так, в 1893 г. 38-летний Романов во время IХ Археологического съезда в Вильно представил для экспонирования 500 экземпляров одних лишь каменных топоров. Ему принадлежит приоритет в классификации орудий каменного века на территории Беларуси.
Стараниями Романова в 1893 г. был открыт Витебский церковно-археологический музей, в 1897 г. – Могилевский церковно-археологический музей. Фонды последнего стали основой для создания Могилевского областного краеведческого музея.
Ученый принял участие в создании Этнографического отдела при Русском музее императора Александра III в Петербурге и особого православного древлехранилища в Вильно со множеством памятников белорусской церковной старины. Знакомство с музейными экспозициями, считал Романов, самый короткий путь познания прошлого.