герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Ноябрь


Вспоминаем имена юбиляров последнего месяца осени в области литературы.


Литературный хронограф. Ноябрь2 ноября – 90 лет со дня рождения Михаила Пляцковского, русского советского поэта-песенника, драматурга.

Любимые хиты советской эстрады, такие как «Увезу тебя я в тундру», «Ягода-малина», знают, пожалуй, не только люди, выросшие в СССР, но и молодое поколение. Соавтором этих и огромного количества других шлягеров стал известный поэт-песенник Михаил Пляцковский.

Первое сочинение как поэт-песенник Пляцковский написал в соавторстве с композитором Семеном Заславским. Песня называлась «Марш космонавтов», но она не стала популярной, в отличие от последующих произведений. Первой композицией, принесшей известность, стал шлягер под названием «Лада», который исполнил Вадим Мулерман. Музыку к нему написал Владимир Шаинский.

Вскоре произведения автора зазвучали голосами настоящих звезд советской эстрады: Валентины Толкуновой, Аллы Пугачевой, Юрия Антонова, Софии Ротару и других популярных исполнителей. Свой репертуар пополнили песнями Пляцковского популярные ВИА советской эпохи «Лейся, песня», «Самоцветы», «Поющие сердца».

Список произведений, созданных поэтом, огромен. Среди них стоит выделить песни, ставшие по-настоящему народными: «Деньки стоят погожие», «Крыша дома твоего», «Школьная любовь». Много произведений поэт написал и для юной аудитории. Его перу принадлежат популярные детские песни «Улыбка», «Алый цветок», «Чему учат в школе» и много других композиций, знакомых с детства.

Пробовал Пляцковский себя и в других жанрах, в частности, писал детские сказки, например, рассказ для малышей «Урок дружбы», который молодые родители и сегодня с удовольствием читают своим детям. Много ездил по стране, в том числе путешествовал по отдаленным северным территориям. Именно после очередной такой поездки родился цикл песен о севере: «Увезу тебя я в тундру», «Морзянка», «Чукотка». Также у него есть ряд произведений, посвященный строителям БАМа.

Свои хиты поэт писал в соавторстве с именитыми советскими композиторами: Владимиром Шаинским, Вячеславом Добрыниным, Никитой Богословским. Его произведения звучат в двух десятках мультипликационных и художественных фильмов. Сочинитель увлекался и драматургией: написал детский мюзикл «Не бей девчонок», оперетту «Бабий бунт».


Литературный хронограф. Ноябрь3 ноября – 130 лет со дня рождения (1895-1934) Эдуарда Багрицкого, русского поэта Серебряного века, переводчика и драматурга, художника-графика.

В 1913-1915 годах по настоянию родителей учился в землемерной школе. Одновременно работал редактором в одесском филиале Петербургского телеграфного агентства. Э. Багрицкий рано начал писать стихи. К 1912 году относится начало дружбы с талантливым молодым поэтом Анатолием Фиолетовым.

Cтихи Багрицкого под псевдонимами «Дези» и «Э. Д.» публиковались на страницах одесского альманаха «Аккорды» в 1913-1914 годах. Часть произведений поэта печаталась под женским псевдонимом «Нина Воскресенская». В 1915 году его стихи печатались в газете «Южная мысль», альманахах «Серебряные трубы» и «Авто в облаках».

В 1917 году вышел коллективный сборник «Чудо в пустыне». В 1917-1920 годах участвовал во многих литературных объединениях Одессы. После Февральской революции Э. Багрицкий вместе с А. Фиолетовым некоторое время работал в уголовном розыске в Одессе, но осенью 1917 года оставил службу для участия в персидской экспедиции генерала Баратова в качестве делопроизводителя. Весной 1919 года вступил добровольцем в Красную Армию, служил в политотделе Особого партизанского отряда ВЦИКа, затем в Отдельной стрелковой бригаде.

По настоянию В.П. Катаева в 1925 году Багрицкий переехал в Москву. Вступил в литературное объединение «Перевал», затем в Литературный центр конструктивистов, а в 1930 году стал членом Российской ассоциации пролетарских писателей.

Первая книга Э. Багрицкого «Юго-запад» вышла в 1928 году. Поэмы «Человек предместья» и «Смерть пионерки», входящие в сборник «Последняя ночь» (1932), посвящены борьбе новых поколений, устремленных в будущее, с миром прошлого. «Смерть пионерки» – единственное произведение Э. Багрицкого, многие десятилетия входившее в обязательную школьную программу.


Литературный хронограф. Ноябрь8 ноября – 125 лет со дня рождения (1900-1949) Маргарет Митчелл, американской писательницы, журналиста.

В истории литературы не так много женщин-писателей, а прославленных – и того меньше. А писательница, автор единственного романа, принесшего ей мировую известность, вообще одна. Ее имя – Маргарет Митчелл. Способности к писательству проявились у Маргарет еще в школе, именно ей принадлежит авторство пьес, поставленных ученическим драмкружком. После школы Маргарет поступила в Вашингтонскую семинарию, часто бывала в филармонии Атланты. Помимо театра девушка живо интересовалась журналистикой. Она редактировала школьный ежегодник под названием «Факты и фантазии», ее выбрали президентом Вашингтонского литературного общества.

Мировая слава пришла к писательнице с романом «Унесенные ветром», но это произошло только спустя десять лет. А пока в 1926-м Маргарет лежала дома со сломанной лодыжкой, отказалась от сотрудничества с журналом, в котором трудилась не один год. Девушка решила заняться написанием самостоятельного произведения и пыталась отнестись к событиям объективно. Однако приверженность южанам пересиливала, и события, развивающиеся в романе, получали ее собственную, субъективную трактовку.

При этом начинающая писательница все же старалась не искажать исторические факты, принимала во внимание описания, которые находила в разных источниках. Маргарет даже встречалась с бывшими участниками боевых действий, брала у них интервью. Позже Митчелл скажет, что у ее персонажей нет прототипов в реальной жизни. Однако она прекрасно разбиралась в нравах и особенностях времен Великой депрессии, поэтому ее героиня и обладала необычными качествами и характеристиками. В ее романе Америку символизирует женщина, которую никак нельзя назвать добродетельной.

Митчелл очень тщательно трудилась над созданием каждой главы. Существует легенда, что первая глава написана в шести десятках вариаций и множестве черновиков. Интересно то, что в начале повествования Маргарет дала главной героине совсем другое имя – Панси. Только перед самой публикацией писательница изменила его на Скарлетт.

В 1936 году книга вышла в издательстве «Макмиллан». Спустя год автору романа вручили Пулитцеровскую премию. Количество проданных экземпляров романа зашкаливало буквально с первого дня поступления в продажу. За полгода раскупили произведение тиражом в один миллион. В наше время «Унесенные ветром» продаются так же успешно, ежегодно по 250 тысяч экземпляров. Роман уже переведен на 27 языков, его читали во всем мире. Только в Соединенных Штатах книгу переиздавали 70 раз.

Права экранизировать популярный роман продали за рекордную по тем временам сумму – 50 тысяч долларов. В 1939 году режиссер Виктор Флеминг снял одноименную картину по произведению Маргарет Митчелл. Главную мужскую роль Ретта Батлера исполнил популярный актер Кларк Гейбл, Вивьен Ли – в образе Скарлетт О’Хара. Исполнительницу роли главной героини искали долгих два года и утвердили только ту, которая внешне и по характеру напоминала саму писательницу в молодости. Популярность главной героини была настолько велика, что в магазинах начали продаваться наряды в ее стиле.

Писательницу не раз спрашивали, будет ли продолжение полюбившейся истории, но она отказывалась от его создания. Мало того, согласно завещанию Митчелл после ее смерти уничтожили все, что она написала за много лет, поэтому трудно что-либо сказать о полной библиографии писательницы. Если и существовало продолжение истории о смелой девушке Скарлетт, то узнать об этом никто уже не сможет. Других произведений авторства Маргарет Митчелл просто нет.


Литературный хронограф. Ноябрь9 ноября – 140 лет со дня рождения (1885-1922) Велимира Хлебникова, советского и российского поэта, общественного деятеля, родоначальника футуризма.

Свое первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора.

Творческая биография Велимира продолжилась сборником поэзии под названием «Искушение грешника», опубликованном в 1908 году. Среди его знакомых появляется Давид Бурлюк и поэты, входившие в группу «Гилея». Через некоторое время в этой группе оказался и поэт Владимир Маяковский. Члены сообщества видели в Хлебникове главного теоретика футуризма, считали, что это именно он основал ответвление под названием «будетлянство». Название происходит от понятия «будет».

В 1910 году вышел сборник под названием «Садок судей», в котором было несколько произведений Хлебникова. Следующая книга вышла в свет в 1912-м и называлась «Пощечина общественному вкусу». В этом футуристическом сборнике нашлось место и двум стихам Велимира – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Последняя страница этой книги отводилась под таблицу законов времени, изобретенную Хлебниковым. В ней автор смог с помощью математических расчетов предсказать революцию 1917 года и падение государственного строя.

Велимир и его друг Алексей Крученых создали свой, особый язык, получивший название заумь, заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием «Игра в аду». В 1920-м стал автором поэмы «Ладомир», где представил человечество в тесном единении с природой и противодействие всяческим войнам и разрушениям. Эти темы преобладали в творчестве поэта до самой смерти.

Творчество Хлебникова отличалось от произведений его современников тем, что он использовал одновременно несколько разных размеров, даже если это был небольшой стих. Он называл этот прием «пляской размеров», отдавая особое предпочтение верлибру. Используя такие редкие приемы, как палиндром, который он сам прозвал «перевертень» и изобретенный язык зауми, Хлебников обрастал не только поклонниками, но и яростными противниками своего творчества.


Литературный хронограф. Ноябрь12 ноября – 105 лет со дня рождения (1920-1982) Андрея Макаёнка, белорусского советского драматурга, сценариста, Народного писателя Белорусской ССР (1977).

Писать Андрей Макаёнок начал еще в школе. В основном это были различные зарисовки и стихотворения. Но они нигде не публиковались, либо публикации не смогли сохраниться до наших дней. В то время и много позже большое влияние на Макаёнка оказало творчество другого народного писателя – Кондрата Крапивы. Это влияние можно проследить в поздних произведениях драматурга.

Во время войны вел полевой дневник, в котором делал различные зарисовки. Печататься начал с 1946 года. Сначала писал фельетоны, зарисовки, эссе.

Первая пьеса “Добра, калі добра канчаецца” написана в 1946 году и тогда же опубликована в газете “Чырвоная змена”. После войны новой литературы было очень мало, и Андрей Макаёнок решил сам попробовать себя на этом поприще. Пьеса была написана, когда драматург работал в Гродно, она была встречена одобрением, отмечена дипломом и премией на республиканском конкурсе, учрежденном управлением по делам искусства и культуры БССР.

В конце 40-х познакомился с другим Народным писателем Беларуси – Иваном Шамякиным. Они подружились и поддерживали связь друг с другом до конца жизни.

Первой по-настоящему серьезной работой Макаёнка стала пьеса “На досвітку”, по которой в 1951 году в театре им. Я. Купалы был поставлен спектакль. В ней рассказывается о борьбе французских рабочих за свои права. И хотя постановка пользовалась популярностью у минчан, самому драматургу она не нравилась.

А вот произведением, которое сделало драматурга знаменитым, стала пьеса “Выбачайце, калі ласка!” (1953). Она была посвящена сельскому хозяйству. В юмористической форме Макаёнок раскрыл все бюрократические и административные недостатки руководителей сельским хозяйством. Пьеса была популярна не только в БССР. Ее перепечатал московский журнал «Театр», и она была поставлена в Москве на сцене театра Советской Армии. Очень высоко эту пьесу оценило одно из самых авторитетных изданий о литературе в СССР – «Литературная газета». Всего же этот спектакль был поставлен более чем в 200 театрах.

Затем Макаёнок создал еще две комедии (“Каб людзі не журыліся” (1959) и “Лявоніха на арбіце” (1961)), после чего взял долгий творческий перерыв. И лишь в 1969 году появляется его политический памфлет “Зацюканы апостал”, который стал настоящим прорывом в белорусской драматургии. С тех пор он практически беспрерывно идет в наших театрах.

Любовью публики пользовались пьесы “Трыбунал”, “Таблетку пад язык”, “Святая прастата” и прочие.

Работал Макаёнок и на телевидении. Автор нескольких киносценариев – «Счастье надо беречь» (по мотивам повести А. Кулаковского «Невестка»,1958), «Кондрат Крапива» (документальный, 1961), «Рогатый бастион» (экранизация пьесы А. Макаенка «Лявониха на орбите», 1964), «После ярмарки» (по мотивам пьесы Янки Купалы «Павлинка», 1972) и др.

Перевел на белорусский язык пьесы Зорина «Добряки», Думбадзе и Лоркипанидзе «Я, бабуся, Илико и Илларион», Симонова «Четвертый» и другие.

В 1987-1990 годах выпущено собрание сочинений Андрея Макаёнка в 5 томах.


Литературный хронограф. Ноябрь13 ноября – 175 лет со дня рождения (1850-1894) Роберта Льюиса Стивенсона, шотландского писателя и поэта, автора всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейшего представителя английского неоромантизма.

Первое зрелое произведение Стивенсона – рассказ «Ночлег Франсуа Вийона» – было опубликовано в 1877 году. Спустя год свет увидел сборник под названием «Клуб самоубийц», который быстро приобрёл большую популярность. Успех закрепил второй сборник рассказов «Алмаз раджи». Стивенсон становился известным писателем.

По-настоящему популярным Роберт Льюис Стивенсон стал благодаря «Острову сокровищ», классическому образцу приключенческой литературы, опубликованному в 1883 году. Поначалу автор задумал серию увлекательных рассказов для детей, но впоследствии переработал их в полноценный роман, который стал самым важным в его творчестве. По признанию самого Стивенсона на написание «Острова сокровищ» его вдохновили произведения Эдгара По и Даниэля Дефо.

Затем последовали историко-приключенческие романы «Принц Отто» (1885), «Похищенный» (1886), «Черная стрела» (1888), «Катриона» (1893) и др. Стивенсон является автором нескольких сборников рассказов: «Новые арабские ночи» (1882), «Еще раз Новые Арабские ночи» (1885), «Веселые ребята и другие истории» (1887), «Вечерние беседы на острове» (1893). Большую известность писателю принесла повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).

Примечательно, что Стивенсон писал и стихи, однако относился к стихотворным экспериментам как к дилетантству и даже не пытался публиковать их. Но часть стихотворений писатель все же собрал под одной обложкой и решился издать. Так появился сборник поэзии Стивенсона, навеянный воспоминаниями о детских годах. На русском языке стихотворения вышли в 1920 году и получили переводное название «Детский цветник стихов». Позднее сборник несколько раз переиздавался и изменял первоначальное название.


Литературный хронограф. Ноябрь16 ноября – 125 лет со дня рождения (1900-1962) Николая Погодина, русского советского сценариста и драматурга.

Николай Погодин начал писать с 20 лет. Работал разъездным корреспондентом в газете «Молот», затем в «Правде» в качестве корреспондента-очеркиста и фельетониста. Много ездил по заводам, новостройкам, деревням. В результате этих поездок им написан ряд очерков и рассказов. Творчество Николая Погодина тесно связано с реконструктивным периодом революции и выражает собою новые тенденции в развитии советской драматургии. В восстановительный период советские драматурги обычно строили драматический конфликт на борьбе «своих» и «чужих» – белогвардейцев, вредителей, кулаков, разоблачением которых исчерпывалось содержание драматического действия.

Творческая деятельность пролетариата на строительстве, как правило, оставалась в тени. Н. Погодин обратился к новой проблематике реконструктивного периода: «пафос освоения новых заводов», конкретная практика социалистического строительства – таково содержание его пьес.

Творчество Н.Ф. Погодина является значительным явлением в советском искусстве, свидетельствуя о тех положительных тенденциях современной драматургии, которые диктуются действительностью.

В разные годы с успехом шли в театре его пьесы: «Поэма о топоре», «Аристократы», «Падь серебряная», «Мой друг», «Цветы живые», все три пьесы его трилогии о В.И. Ленине: «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», «Человек с ружьем».

Пьесы для театра: «Поэма о топоре» (1930), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934), «Аристократы» (1934), «Человек с ружьем» (1937), «Кремлевские куранты» (1940), «Когда ломаются копья» (1953), «Сонет Петрарки» (1956), «Третья патетическая» (1958), «Маленькая студентка» (1958), «Голубая рапсодия» (1961).

Роман: «Янтарное ожерелье» (1960). Сценарии для фильмов: «Заключённые» (1936), «Человек с ружьем» (1938), «Свет над Россией» (1947), «Три встречи» (1947), «Кубанские казаки» (1949), «Джамбул» (1952), «Вихри враждебные» (1953), «Первый эшелон» (1955), «Борец и клоун» (1957), «Полустанок» (1963).


Литературный хронограф. Ноябрь16 ноября – 125 лет со дня рождения (1900-1970) Николая Эрдмана, русского советского драматурга, поэта, киносценариста, лауреата Сталинской премии второй степени (1951).

Реализовываясь в качестве драматурга, Николай Эрдман сотрудничал с московскими театрами и студиями. Он занимался переделкой водевиля «Лев Гурыч Синичкин» для Вахтангова, а параллельно писал пьесу «Мандат». Произведение поставил в своем театре Мейерхольд. Сатира на мещанство и аполитичные остроты привлекали публику. Материал использовали на разных сценах союзных республик, а в 1927-м пьесу поставили в Берлине.
Авторству Эрдмана принадлежал и «Самоубийца», но это произведение ждали неудачи. Постановку неоднократно запрещали Мейерхольду во МХАТе. Первый спектакль по пьесе прошел в 1982-м.

С развитием кинематографа Николай Эрдман обрел большие перспективы. Участвуя в создании сценария для фильма «Веселые ребята» 1933 года, Эрдман вписал свое имя в историю искусства 20-го столетия, но успех сменился опалой. В 1933 году его взяли под арест из-за сочиненных острот и пародий. Автора отправили в ссылку в Енисейск. Актриса Ангелина Степанова помогла заключенному перевестись в Томск в 1934-м.

Спустя 2 года литератора выпустили на свободу с последующим запретом проживания в столице и крупных городах. Драматург находил временный приют в Рязани и Калинине, Торжке и Вышнем Волочке. Пьесы автора были запрещены, но он продолжал писать для кино. По его сценарию сняли фильм «Волга-Волга». Начало войны отбросило литератора в глубокий тыл, так как он считался неблагонадежным гражданином. Эрдман стал посещать фронт в качестве артиста и чтеца. Опыт военных лет наложил опечаток на его мировоззрение.

В концертной бригаде Николай познакомился с Юрием Любимовым. Став главным режиссером Театра на Таганке, тот часто приглашал Эрдмана к сотрудничеству. Со временем пополнялась и фильмография сценариста. Он адаптировал для экранизации сказки «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы».

Печать, оставленная ссылкой, мешала реализоваться полноценно. Режиссеры не приглашали Эрдмана для работы над драмами, зато ему оказались рады мультипликаторы. Драматург написал сценарии к нескольким десяткам мультфильмов, среди которых «Дюймовочка» и «Приключения Буратино».


Литературный хронограф. Ноябрь19 ноября – 125 лет со дня рождения (1900-1983) Анны Зегерс, немецкой писательницы.

Училась в Кёльнском и Гейдельбергском университетах. В 1933 г. после прихода к власти нацистов Зегерс была ненадолго арестована гестапо, а её книги запрещены, после чего она эмигрирует во Францию. Фактически именно это обстоятельство делает из «обыкновенной домохозяйки и матери семейства» писательницу, пламенного борца с фашистской идеологией. В 1940 г. гитлеровские войска вступают во Францию, и Анна Зегерс из оккупированного Парижа перемещается на юг, в Марсель. В 1941 г. она перебралась в Мехико, где основала антифашистский «Клуб Генриха Гейне» и журнал «Свободная Германия».

После окончания Второй мировой войны, в 1947 г. она вернулась в Германию и поселилась в Берлине. Зегерс была членом Всемирного совета мира и Комитета по международным Ленинским премиям, председателем Союза немецких писателей (1958-1978), членом Немецкой академии искусств.

Сочинения: «Цена за его голову» (1933), «Путь в феврале» (1935), «Седьмой крест» (1942), «Транзит» (1944), «Прогулка мертвых девушек» (1946), «Мертвые остаются молодыми» (1949), «Свадьба на Гаити» (1949), «Свет на эшафоте» (1961), «Карибские зарисовки» (1962), «Три гаитянские женщины» (1980).

Награды: Международная сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951), Национальная премия ГДР (1951, 1959), Орден Трудового Красного Знамени (СССР), Орден ГДР «Большая звезда дружбы народов».

Публикации на русском языке: «Собрание сочинений в шести томах», Москва, «Художественная литература», 1982-1984.


Литературный хронограф. Ноябрь26 ноября – 95 лет со дня рождения (1930-1984) Владимира Короткевича, белорусского советского писателя, публициста, поэта, переводчика, драматурга, сценариста, классика белорусской литературы.

Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации с семьёй в Пермской области, позже в Оренбурге. В 1954-м окончил филологический факультет Киевского университета. После этого работал учителем в сельской школе в Киевской области, а затем в родном городе Орше. Позже учился на Высших литературных курсах (1960) и в Институте кинематографии (1962) в Москве и стал профессиональным писателем.

В 1958 г. был издан первый сборник поэзии “Матчына душа”, впоследствии им были подготовлены к печати ещё три авторских поэтических сборника: “Вячэрнія ветразі” (1961), “Мая Іліяда” (1961), “Быў. Ёсць. Буду” (1986).

Основная тема творчества писателя – история родного края, её романтически-легендарное осмысление. Исторический аспект присутствует и в произведениях Короткевича о современности, таких как “Леаніды не вернуцца да Зямлі”, «Чёрный замок Ольшанский», «Чозения».

В 1961 г. вышел первый сборник прозы “Блакіт і золата дня”, в который вошли повести «Седая легенда», «Цыганский король» и рассказы. За ним последовали сборники «Чозения» (1970) и “Вока тайфуна” (1974) – первая книжная публикация повестей «Листья каштанов» и «Дикая охота короля Стаха».

Самое неоднозначное произведение писателя – роман «Христос приземлился в Городне», действие которого происходит в XVI веке. Сюжет романа основан на реальных событиях, записи о которых сохранились в старинных белорусских хрониках. Он был опубликован в журнале «Нёман» в 1966 г. в сокращённом переводе на русский язык, на белорусском был издан лишь спустя шесть лет, а фильм, снятый по сценарию Короткевича в 1968 г. режиссёром В. Бычковым, надолго лёг на полку.

Легенды и предания о замке в Гольшанах – посёлке в Гродненской области (ныне от замка остались одни руины) вдохновили писателя на создание написанного в детективном ключе романа «Чёрный замок Ольшанский» (1980 г.).

Особое место в творчестве писателя занимает книга “Зямля пад белымi крыламi”, посвящённая природе и истории Беларуси, рассказывающая о традициях и обычаях белорусского народа (впервые была издана в 1972 г.).

Многие произведения увидели свет только после смерти автора. В 1987-1991 гг. в издательстве “Мастацкая літаратура” вышло восьмитомное собрание сочинений, в которое вошли наиболее значимые тексты писателя. Восьмой том вышел в двух книгах, в 1996 г. был выпущен дополнительный том прозы и публицистики, не вошедшей в основное собрание.

Полное собрание сочинений Владимира Короткевича, издаваемое с 2012 года издательством “Мастацкая літаратура», состоит из 25 томов. Собрание содержит не только художественные произведения, но и сценарии, публицистику, дневники, переписку и рисунки. Это обширное издание, включающее в себя ранее не публиковавшиеся тексты и материалы, а также приложения в виде компакт-дисков с аудиозаписями.


Литературный хронограф. Ноябрь27 ноября – 185 лет со дня рождения (1840-1893) Алексея Апухтина, русского поэта, редактора, правоведа.

Литературный дебют Алексея Николаевича Апухтина состоялся в 1854 году. При содействии директора Петербургского училища правоведения юный поэт опубликовал стихотворение «Эпаминонд», посвящённое памяти героя Севастополя адмирала В.А. Корнилова.

После окончания училища Апухтин стал печататься в «Современнике». Он с лёгкостью относился к своему творчеству, писал стихи с большой непринуждённостью. В 1860 году поэт, взяв псевдоним Сысой Сысоев, стал публиковать в журналах едкие эпиграммы и пародии.

После непродолжительного творческого кризиса Апухтин вновь принялся писать. В 1868 году из-под его пера вышло сразу несколько произведений: «Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Старая любовь», «Моление о чаше», «Ночи безумные».

В последующие годы поэт регулярно стал публиковаться в журналах «Русская мысль», «Северный вестник», «Вестник Европы». В 1885 году вышла в свет поэма Апухтина «Год в монастыре», а спустя год был опубликован долгожданный сборник «Стихотворения», который имел большой успех у публики.

Поэзия Алексея Апухтина была далека от политики и злободневных тем. Она была словно пронизана тихой грустью, томлением, ей было присуще меланхолическое настроение. Именно поэтому лирика Апухтина так легко легла на музыку таких известных композиторов как Чайковский, Рахманинов, Глиэр, Аренский.

В конце жизненного пути Апухтин решил попробовать свои силы в прозе и написал «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», «Между жизнью и смертью», «Князь Таврический».


Литературный хронограф. Ноябрь28 ноября – 145 лет со дня рождения (1880-1921) Александра Блока, русского поэта Серебряного века, писателя, публициста, драматурга.

Александр Блок – одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его имя неизменно всплывает, когда речь заходит о символизме, духовных исканиях и переломной эпохе, в которой он жил и творил. От первых поэтических шагов до трагичного финала – путь Блока полон глубины, драмы и вдохновения. Его творчество стало голосом целого поколения и продолжает волновать умы до сих пор.

В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но право не стало его судьбой. Уже тогда литература полностью захватила его внимание: он читает, пишет, пробует себя в прозе, но особенно тянется к поэзии. В этот же период он заводит знакомства с будущими мэтрами русской литературы: Андреем Белым, Сергеем Маковским, Александром Кондратьевым. Эти встречи стали важными для его развития как поэта и философа.

Публикация первого поэтического сборника Блока – «Струны разрываются…» – состоялась в 1903 году. Это был дебют, который произвёл впечатление на литературную среду. Уже здесь слышится голос автора, наполненный мистицизмом, символами, аллюзиями на религию и мифологию.

Он не просто писал стихи. Он создавал целые миры, где слово приобретало сакральный смысл, а чувства превращались в образы. В 1906 году Блок выпустил цикл стихов «Сказание о святом», посвящённый Андрею Рублёву. Это был не просто поэтический опыт, а философский жест – попытка нащупать исконную русскую духовность, передать дух православной традиции, простоты и трагизма, присущих русской культуре. Образы в этих стихах сильны, наполнены исторической памятью и тонким пониманием времени.

С 1910 года Блок углубляется в религиозно-философскую проблематику. Его символизм принимает новую форму: теперь это не просто эстетика, а духовный поиск. Появляются произведения, в которых звучит отчётливый религиозный мотив – «Блудный сын», «Двенадцать», «Незнакомка».

Но не только высокие темы волновали поэта. Он умел быть очень простым – почти интимным. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» звучит не пафос, а светлая грусть и тончайшая лирика. Это один из тех текстов, где гениальность проявляется в кажущейся простоте. Так Блок говорил о любви, о боли, о вере – языком сердца, понятным каждому.

В 1913 году выходит сборник «Четыре поэмы», в котором собраны ключевые произведения поэта. Это был триумф. Критики признали Блока голосом эпохи, а читатели – поэтом, говорящим от их имени. Он стал символом Серебряного века, одновременно его голосом и его трагедией.

Революция 1917 года потрясла Блока. Изначально он воспринимал её как возможность обновления, верил, что Россия сможет стать свободной. Особое место занимает «Двенадцать» – поэма, где поэт объединил религиозные образы с революционной реальностью. Это произведение стало символом перелома, метафорой слома старого и рождения нового. И одновременно – криком души, метафизическим воплем о смысле происходящего.

Но надежды быстро сменились разочарованием. После 1917 года Блок почти не пишет. Он молчит, страдает, наблюдает за крахом всего, во что верил. Его здоровье стремительно ухудшается. Последние месяцы он проводит в апатии и отчаянии.


Литературный хронограф. Ноябрь28 ноября – 110 лет со дня рождения (1915-1979) Константина Симонова, советского прозаика, поэта, драматурга и киносценариста.

Первые произведения Константина Симонова появились в печати в 1934 году, и в том же году он поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1938 году. В конце 1930-х годов Симонов опубликовал свои поэмы «Победитель» (1937), «Павел Черный» (1938), «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939).

В 1938 году Симонов стал аспирантом в Московском институте философии, литературы и истории. Ему не удалось окончить аспирантуру, потому что в 1939 году направили на Халхин-Гол военным корреспондентом. Незадолго до отъезда он поменял свое имя и вместо изначального Кирилл взял псевдоним Константин Симонов. Вернувшись в Москву, вплотную занялся творчеством. В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», которая была поставлена в театре имени Ленинского комсомола, в 1941 году появилась пьеса «Парень из нашего города».

Также Симонов поступил в военно-политическую академию на годичные курсы военных корреспондентов. Первая же командировка в качестве корреспондента фронтовой газеты «Боевое знамя» в июле 1941 года была в стрелковый полк, расположенный неподалеку от Могилева. Подразделение должно было оборонять этот город и не пропустить противника. Немецкая армия нанесла главный удар, пустив в ход мощнейшие танковые части. Бой на Буйничском поле продолжался около 14 часов, немцы понесли сильные потери, у них сгорело 39 танков. До конца жизни в памяти Симонова остались мужественные и героические ребята, которые погибли в этом бою. Вернувшись в Москву, он сразу же написал об этом бое репортаж. В июле 1941 года газета «Известия» напечатала очерк «Горячий день» и фото сгоревших вражеских танков.

Известность 26-летнему поэту принесло стихотворение «Жди меня». Оно было написано глубокой осенью 41-го на втором этаже дачи Льва Кассиля в Переделкине и посвящено любимому человеку – актрисе Валентине Серовой. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где Валентина Серова сыграла главную роль».

В 1942 году сборник стихотворений Симонова «С тобой и без тебя» имел оглушительный успех, все стихи также посвящались Валентине Серовой. Актриса стала для миллионов советских людей символом верности, а произведения Симонова помогали ждать, любить и верить, дожидаться своих родных, близких и любимых людей с этой страшной войны.

Всю войну прошел Константин Симонов специальным военным корреспондентом. Он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии и победу встретил в Берлине. В годы войны Симонов написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война».

После окончания войны он находился в многочисленных зарубежных командировках. Тогда же появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

В 1952 году был опубликован первый роман Константина Симонова «Товарищи по оружию», в 1959 году – роман-трилогия «Живые и мертвые», с 1963 по 1964 год он написал роман «Солдатами не рождаются», продолжение которого «Последнее лето» было написано с 1970 по 1971 год, цикл повестей «Из записок Лопатина» (1957-1978). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвертый». В 1976 году вышел двухтомник «Разные дни войны», роман «Так называемая личная жизнь». Затем мемуары Симонова «Дневники военных лет» и последняя его книга – «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине» (1979).

С 1942 года Симонов работал в кино как автор сценариев. Он написал сценарии фильмов «Парень из нашего города» (1942), «Во имя Родины» (1943), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Русский вопрос» (1948), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия – Неман» (1960), «Живые и мертвые» (1964), «Возмездие» (1969), «Случай с Полыниным» (1971), «Двадцать дней без войны» (1976).

Совместно с Романом Карменом создал документальный фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя», был автором сценария документальных фильмов «Если дорог тебе твой дом» (1967), «Чужого горя не бывает» (1973), «Шел солдат» (1975), «Солдатские мемуары» (1976).


Литературный хронограф. Ноябрь28 ноября – 95 лет со дня рождения (1930) Игоря Золотусского, писателя, литературного критика.

Окончил филологический факультет Казанского университета (1954). Работал учителем в школе (1954-1956), корреспондентом газеты «Молодой дальневосточник» (Хабаровск, 1956-1958), корреспондентом Хабаровского радио (1958-1963), корреспондентом «Литературной газеты» (1967-1971), обозревателем журнала «Литературное обозрение» (1978-1990), редактором «Литературной газеты» по разделу русской литературы (1990-1994).

Автор множества книг о русской литературе, в том числе о творчестве Н.В. Гоголя; его классическая биография Гоголя в серии «ЖЗЛ» выдержала множество переизданий. Член Союза писателей СССР (1963), Русского ПЕН-центра. Награжден орденом «Знак Почета» (1984). Премии журнала «Огонек» (1979, 1983), «Литературной газеты» (1988).

В 2005 году И.П. Золотусскому была присуждена премия Александра Солженицына «за масштабность художественно-критических исследований современной словесности и глубинное постижение гения и судьбы Гоголя; за верность в независимом поиске традициям и нравственному достоинству русской литературы».

Лауреат премии «Ясная Поляна»-2022 «за неоценимый вклад в развитие отечественной литературы и критики; за независимость суждений, твердость позиции и изящество стиля».


Литературный хронограф. Ноябрь29 ноября – 120 лет со дня рождения (1905-1995) Гавриила Троепольского, советского писателя, сценариста, драматурга.

В 1937 году вышел первый рассказ начинающего писателя. Назывался он «Дедушка» и был подписан псевдонимом Лирваг. Это произведение напечатал альманах «Литературный Воронеж», а журнал «Новый мир» вскоре после этого издал рассказы Троепольского, объединенные в цикл «Записки агронома». Уже тогда А. Твардовский, будучи главредом этого журнала, увидел в молодом авторе большой писательский потенциал. Этими «Записками» было положено начало совершенно иному описанию сельской жизни. Суть его заключалась в остроте рассматриваемых проблем и предельной честности.

Во время оккупации Воронежской области (1942-1943 гг.) Гавриил Николаевич сотрудничал с фронтовой разведкой, выполняя важные задания.

С 1954 года Троепольский окончательно избрал своим поприщем литературу и поселился в Воронеже. На следующий год он написал сценарий, по которому был снят фильм «Земля и люди».

В 1958 году была издана сатирическая повесть «Кандидат наук». Через некоторое время свет увидел роман «Чернозем», в котором рассказывалось о деревенской жизни двадцатых годов 20 века.

В 1963 году выходит повесть «В камышах» и очерк «О реках, почвах и прочем». В очерке остро критикуется нерациональное и бестолковое использование водных ресурсов средней полосы России. Также о защите природы он пишет в статьях, которые публикуются в газете «Правда». В 1971 году Троепольский пробует себя в роли драматурга и издает пьесу «Постояльцы». В этом же году по частям выходит его знаменитое произведение «Белый Бим Черное ухо». Эта повесть в дальнейшем вышла более чем на двадцати иностранных языках.

С 1976 по 1987 годы Троепольский был сотрудником журнала «Наш современник», который издавал его публицистику и художественную прозу.

Троепольским было написано немалое количество интересных произведений. Однако, главной книгой, обеспечившей ему мировую известность, стала повесть о Биме, изданная в 1971 году. «Белый Бим Черное ухо» можно назвать трагическим повествованием о жизни преданного пса, встретившего на своем пути радости и беды, хороших и плохих людей.

За эту книгу в 1975 году автор получил звание лауреата Государственной премии СССР. Также ему была присуждена итальянская премия в области детской и юношеской литературы «Банкареллино». Это произведение издавалось в Китае, Монголии, Болгарии, Польше и многих других странах. Повесть читают на множестве языков мира, а в американских колледжах она входит в число обязательных произведений программы по литературе.

В романе «Чернозем» очень выразительно показана жизнь села центрального черноземья. Повествование охватывает период с 1921 по 1930 годы. Автор открывает читателю свой новый взгляд на эпоху коллективизации, ее ошибки и перегибы. Драматизм крестьянской жизни Троепольский показывает на примере главных героев – семьи Земляковых.

В полусатирической манере написана повесть «Кандидат наук» (1957), в которой автор поднимает вопрос о случайных людях в сельскохозяйственных науках. Он выступает о необходимости изгнания из науки лжеученых и подхалимов, которые своим пустословием тормозят ее развитие.

Гавриил Николаевич прожил долгую жизнь, в последние годы он уже не работал по состоянию здоровья. Эпиграфом к творчеству Троепольского могут служить его слова: «Это не я сочинил, это жизнь сочинила…»


Литературный хронограф. Ноябрь30 ноября – 190 лет со дня рождения (1835-1910) Марка Твена, американского писателя, сатирика, журналиста и общественного деятеля.

Творчества Марка Твена охватывает множество жанров – юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику.

Уильям Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор – его наследники», а Эрнест Хемингуэй считал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Родился во Флориде. Стал работать уже в 13 лет и пробовал себя в самых разных профессиях. Он был наборщиком, редактором и автором юмористических очерков в газете, а также работал на пароходе и серебряном руднике.

В 1865 году к Твену пришел первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Затем в течение года Марк Твен много путешествовал по миру, и в 1867 году вышла его книга «Простаки за границей», которая принесла писателю большую известность. С 1870 года Марк Твен начал активно заниматься литературной деятельностью, и в 1876 году вышло в свет самое известное произведение писателя – повесть «Приключения Тома Сойера».

В числе избранных произведений: «Позолоченный век», «Принц и нищий», «Похищение белого слона», «Как лечить простуду», «Таинственный незнакомец», «Рассказ собаки», «Пешком по Европе», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Жизнь на Миссисипи» и многие другие.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, он много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя свое влияние и приобретенную им издательскую компанию.


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Ноябрь
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.11.2025
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.