Первый месяц 2025 года богат на литературные юбилеи.
1 января – 95 лет со дня рождения (1930-2000)
Александра Жигулина, советского и российского прозаика, поэта.
В 1959 году в Воронеже вышел первый сборник его стихов – «Огни моего города». 4 ноября 1961 года Жигулин знакомится с Александром Твардовским, который с января 1962 года публикует в «Новом мире» несколько подборок стихов поэта. А через год в свет выходит первый «московский» сборник стихов «Рельсы», который собрал множество положительных отзывов критики. В том же году Анатолий Владимирович поступает на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. С этого времени он живёт и работает в Москве.
В 1964 году в Воронеже выходит в свет книга стихов поэта «Память», затем в Москве публикуются его сборники «Избранная лирика» («Молодая гвардия», 1965) и «Полярные цветы» («Советский писатель», 1966). В последующие годы из печати регулярно выходят сборники стихов Жигулина – это «Прозрачные дни» (1970), «Соловецкая чайка», «Калина красная – калина чёрная» (оба 1979), «Жизнь, нечаянная радость» (1980), «В надежде вечной» (1983). В 1987 году опубликован цикл стихов поэта «Сгоревшая тетрадь». В 1988 году в 7 и 8 номерах журнала «Знамя» вышла в свет автобиографическая повесть Жигулина «Чёрные камни», вызвавшая большой общественный резонанс. В июле 2000 года поэт закончил составление нового сборника «Стихотворения», вышедшего небольшим тиражом уже после его смерти.
2 января – 105 лет со дня рождения (1920-1992)
Айзека Азимова, американского писателя-фантаста, ученого.
В одиннадцать лет Айзек Азимов уже начал писать книгу о приключениях двух мальчишек. Его первый рассказ «В плену у Весты» опубликовали в 1939 году. Затем последовала публикация рассказа «Приход ночи», который через 27 лет Американская ассоциация писателей-фантастов признала лучшим из всего написанного в литературе. Рассказ стал определяющим в карьере молодого Айзека Азимова.
Первые свои рассказы о роботах Азимов начал писать в 1939 году. Он ввел понятие робототехники как науки, сформулировал три ее закона. Сборник рассказов «Я, Робот» принес Айзеку Азимову небывалый успех. В его сюжетах роботы абсолютно незлобные создания – они помощники людей, иногда более человечные, чем их хозяева.
В 1942 году Айзек Азимов задумал серию «Основание», которую позже объединил с миром роботов. В 1945 году Айзек отслужил в армии, после чего пошел в аспирантуру, получил степень доктора биохимии и стал работать преподавателем. Как писатель Азимов отошел от мира фантастики и начал больше заниматься научно-популярной литературой. Большинство его книг написано именно в этом жанре. Он охватывал химию, астрономию, религию, физику и другие науки.
Азимов успешно писал научно-фантастические детективы. Одним из лучших его детективных романов была признана книга «Стальные пещеры». На пике своей писательской карьеры Айзек Азимов выпустил научно-популярную книгу для подростков «Химия жизни». В 1958 году, когда писателя и профессора уволили из университета, оставив за ним лишь звание, Айзек Азимов начал вести авторскую научную колонку в журнале.
К концу 70-х годов Азимов стал настолько популярен и узнаваем в обществе, что первым из писателей появился в рекламных роликах на телевидении. Он помогал многим начинающим авторам и их проектам.
4 января – 240 лет со дня рождения (1785-1863)
Якоба Гримма, немецкого писателя, филолога, философа, брата Вильгельма Гримма. Представитель гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре. Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга «Немецкая мифология», 1875).
Братья Гримм были настолько увлечены литературой, что решили сделать ее делом всей своей жизни. Интересно, что их замечательные сказки были лишь небольшой частью того внушительно объема работы, который братья проделали в сфере лингвистики и литературы.
Будучи немцами по национальности, они поставили цель как следует изучить немецкое народное творчество, систематизировать его, и тем самым внести свой вклад в развитие любимой страны. Братья принялись собирать, перерабатывать и записывать множество народных легенд и сказок, которые передавались из поколения в поколение. В этой непростой работе братьям помогали многие жители Касселя, знавшие несчетное количество старинных историй.
В 1812 году братьев ждал первый успех: они опубликовали сборник «Детские и семейные сказки», включавший в себя около ста произведений. Сразу после его выхода в свет Гримм приступили к работе над материалом для второй книги, которая была издана в 1815 году. Среди самых популярных сказок братьев Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Король Дроздобород», «Волк и семеро козлят», «Золушка» и многие другие.
Главный труд жизни братьев Гримм – «Немецкий словарь». Вопреки названию это фактически сравнительно-исторический словарь всех германских языков. Авторы успели довести его только до буквы «F», завершён он был лишь в 1970-е.
В 1864 году в журнале А. А. Хованского «Филологические записки» была опубликована «История немецкого языка» Якоба Гримма, первый перевод его трудов на русский язык.
4 января – 150 лет со дня рождения (1875-1954)
Василия Яна (Янчевецкого), писателя, автора исторических романов и повестей.
Творческая биография писателя весьма необычна: прославившие его исторические повести и романы он стал писать в возрасте старше 50 лет. В 1928 году он переехал в Москву, а в 1931 году была издана его первая повесть – «Финикийский корабль». Свои произведения Янчевецкий издавал под псевдонимом Василий Ян.
Он опубликовал книги «Огни на курганах» (о борьбе скифов против Александра Македонского), «Спартак», «Молотобойцы» (о появлении мануфактур в России). В июне 1941 года писатель хотел добровольцем пойти на фронт, но в армию его не взяли (В. Янчевецкому было тогда больше 65 лет).
Его самые известные романы написаны в пенсионном возрасте: в 1939 году был издан «Чингиз-хан» (о нашествии Чингиз-хана на Среднюю Азию), в 1942-м – «Батый». В 1952-м году была издана книга об Александре Невском «Юность полководца». В 1955 году, уже после смерти писателя была издана завершающая часть трилогии о нашествиях Орды – «К последнему морю».
Книги писателя Василия Яна были переведены на 50 языков, только исторический роман «Чингиз-хан» переиздавался около ста раз, уже к 1985 году общий тираж изданных книг В. Яна достиг 20 миллионов экземпляров.
5 января – 105 лет со дня рождения (1920-1996)
Николая Сладкова, русского советского писателя.
Николай Иванович родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.
Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
Первые рассказы Николай Сладков написал в начале 1950-х годов, а в 1953-м вышла в свет первая книга под названием «Серебряный хвост». В ней автор собрал короткие истории о своих встречах с забавными лесными обитателями, их жизни в дикой природе, повадках и особенностях. Через 3 года вышел еще один сборник «Безымянной тропой», наполненный впечатлениями писателя о величественных горах Кавказа.
Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Самой благодарной и искренней аудиторией писателя всегда были дети. Он сам, полюбив природу еще в нежном возрасте, отчаянно нуждался в книгах, которые стали бы для него проводниками в желанный и волшебный мир. Поэтому сам с упоением писал детские сказки, в которых наделял лесных обитателей человеческими качествами.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие.
7 января – 100 лет со дня рождения (1925-1995)
Джеральда Малькольма Даррелла, британского натуралиста, писателя.
В 1952 году свет увидела его первая книга «Перегруженный ковчег», описывавшая путешествие в Камерун. Она принесла писателю славу и деньги: на гонорар от продаж Джеральд организовал экспедицию в Аргентину и Парагвай. Эту поездку Даррелл описал в своей второй книге – «Под пологом пьяного леса», которая вышла в 1955 году. Через несколько лет писатель создал зоопарк на острове Джерси, а затем организовал на его базе Джерсийский фонд сохранения диких животных. Сейчас они называются Парком дикой природы имени Даррелла и Фондом охраны дикой природы имени Даррелла.
Всего за годы творчества Джеральд написал несколько десятков книг, например, следующие произведения: «Моя семья и звери»; «Птицы, звери и моя семья»; «Сад богов»; «Ослокрады»; «Земля шорохов»; «Летающий дом»; «Путешествие к динозаврам».
Натуралист также снял тридцать пять фильмов, в том числе тринадцатисерийный фильм «Даррелл в России». Книга «Моя семья и звери» переиздавалась более двадцати раз в США и более тридцати раз в Великобритании, ее включили в школьную программу. Критики говорили, что Джеральд возродил английскую литературу, его называли «мастером звериного портрета». Даррелл также писал фантастические истории: мистические рассказы, сказки и даже мюзикл. Он писал стихи, большинство из которых не были опубликованы при жизни автора.
Джеральд Даррелл не только оставил богатое культурное наследие, но и внес огромный вклад в спасение редких животных. Благодаря Фонду охраны дикой природы имени Даррелла удалось спасти, например, маврикийского розового голубя, золотистую львистую игрунку, лучистую черепаху с Мадагаскара. Основная идея натуралиста – сохранение и разведение редких животных в зоопарках и дальнейшее расселение их в места естественного обитания – сегодня считается общепринятой научной концепцией.
9 января – 135 лет со дня рождения (1890-1938)
Карела Чапека, чешского писателя, журналиста, переводчика.
Изучал философию в университетах Праги, Берлина, Парижа. Получил степень доктора философии, защитив в 1915 г. диссертацию «Практицизм или философия практической жизни». С 1917 г. работал репортером в газете «Народни листы», с 1921 и до конца жизни в газете «Лидове новины». Чапек постоянно общался с ведущими европейскими интеллектуалами, в 1925-1933 гг. был первым председателем чехословацкого Пенклуба.
Переводил произведения Г. Аполлинера и Г.К. Честертона. В литературу вступил вместе с братом – художником Иозефом с совместными сборниками рассказов «Сияющие глубины и иная проза» (1916), «Крконошский сад» (1918), написанных в стиле неоклассицизма. Книги «Божья кара» (1917) и «Неприятные рассказы» (1921) являются уже плодом самостоятельного творчества писателя. Читательский интерес вызвали юмористические рассказы и ряд остроумных путевых очерков Чапека «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Экскурсия в Испанию» (1929), «Картинки Голландии» (1932) и др.
С начала 1920-х гг. Чапек выступает как драматург, кратковременно работая в театре на Виноградах, где поставили его пьесы «Грабитель» и «Из жизни насекомых» (1921). Всемирную известность принесла писателю драма «RrU.R.» (1920), в которой впервые было употреблено слово «робот». В социально-фантастических произведениях, написанных в духе антиутопии: пьесе «Средство Макропулоса» (1924), романах «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924), писатель предупреждал о катастрофической опасности антигуманистических тенденций в развитии цивилизации, даже если они связаны с техническим прогрессом.
В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), пьесе «Белая болезнь» (1937) и др. представлено сатирическое обличение милитаризма и фашистских расовых теорий. Драма «Мать» (1938) проникнута тревогой за судьбы родины. Чапек всегда выступал защитником демократических идеалов и ценностей с точки зрения «маленького» человека (повесть «Гордубал» 1933).
12 января – 110 лет со дня рождения (1915-2002)
Вадима Шефнера, поэта, прозаика, фантаста, журналиста.
В середине 1930-х годов занимался в литобъединении «Смена», а с 1936 года начал публиковать стихи. С 1938 года занимался в поэтическом семинаре-студии «Молодёжное объединение» при Союзе писателей (к работе в семинаре также приглашались Ю. Тынянов, А. Ахматова, Н. Заболоцкий, М. Зощенко).
Первый стихотворный сборник Шефнера, «Светлый берег», вышел в 1940 г.; в этом же году опубликован его первый рассказ. В первые месяцы Великой Отечественной войны Шефнер был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 года – фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы». В 1943 году в Ленинграде вышла вторая книга стихов «Защита». В 1943-1945 годах он создаёт своё наиболее крупное поэтическое произведение – поэму «Встреча в пригороде».
Первый сборник прозы «Облака над дорогой» был издан в 1957 году. Своим самым значительным прозаическим произведением Шефнер считал повесть «Сестра печали», историю вступающих во взрослую жизнь героев, на долю которых выпадает испытание войной и блокадой. С 1960-х гг. Шефнер работал также в жанре фантастики, определяя эти свои произведения как «полувероятные истории» и «сказки для умных».
В 1973-1975 годах создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде», в которой положил начало ещё одному пласту своего творчества – мемуарной прозе. Продолжением «Имени для птицы» стала книга «Бархатный путь», опубликованная в 1999 году.
14 января – 105 лет со дня рождения (1920-2017)
Миколы Аврамчика, белорусского поэта.
В 1949 году окончил отделение журналистики филологического факультета Минского государственного педагогического института имени М. Горького. Работал в редакциях газет «Чырвоная змена», «Літаратура і мастацтва», в журнале «Полымя». В период с 1953 до 1980 был редактором отдела поэзии журнала «Маладосць».
Дебютировал стихами в бобруйской газете «Коммунист». В творчестве поэта отражены его драматичная военная судьба, жизнь в фашистской неволе, шахтерский труд, учёба в университете, впечатления от поездок по стране. Он мастер сюжетно организованного стиха, конкретной поэтической детали, лирического этюда, зарисовки.
В 1964 ему присуждена Литературная премия им. Янки Купалы за книгу стихов «Встреча бывших коногонов». Только в последние годы его жизни стало известно, что это Николай Аврамчик вместе с Нилом Гилевичем написал «Сказ про Лысую гору» – культовую анонимную поэму 1980-х.
Перевёл на белорусский язык отдельные произведения Дж. Байрона, Адама Мицкевича, Леси Украинки, Ивана Франко, Мусы Джалиля, сборник стихов С. Михалкова «А что у вас?» и др.
15 января – 230 лет со дня рождения (1795-1829)
Александра Грибоедова, русского писателя, прозаика, драматурга, дипломата, лингвиста, историка, востоковеда, композитора.
Всерьёз пробовать свои силы в литературе Александр Грибоедов начал в годы учёбы в университете. Там он написал несколько не сохранившихся стихотворений и также не дошедшую до нашего времени сатирически-пародийную оперу «Дмитрий Дрянской».
В 1814 году, находясь на военной службе, корнет Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» статьи «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах». На следующий год вышла комедийная пьеса «Молодые супруги», написанная как пародия на французские комедии, буквально заполонившие российские театральные подмостки. В 1816-1817 гг. Грибоедов пишет ещё несколько пьес, в том числе в соавторстве с более опытными литераторами, выступая скорее на вторых ролях.
Работу над сатирической пьесой «Горе от ума», самым знаменитым своим произведением, Александр Грибоедов начал в 1816 году, а закончил лишь в 1828 году. Комедия, которой было суждено разойдясь на цитаты, оказалась настоящей пощёчиной высшему свету. В наши дни она входит в школьную программу, а при жизни автор так и не увидел своё произведение напечатанным полностью. Пьеса расходилась в рукописных списках, но в печати вышла со значительными сокращениями лишь в 1833 году, а первая полная публикация состоялась в 1869 году. На театральной сцене премьеру без купюр поставили в 1831 году.
Кроме литературы, Грибоедов занимался музыкой. Он был талантливым пианистом и композитором, однако большинство его музыкальных произведений не сохранилось. По иронии судьбы, один из двух дошедших до нас вальсов авторства Грибоедова стал первым известным нам русским произведением этого жанра.
15 января – 100 лет со дня рождения (1925-2002) писателя
Евгения Носова, русского и советского писателя, художника-оформителя.
В 1960 году Евгений Иванович поступил на литературные курсы при Союзе писателей. Начинает печататься в таких известных журналах, как «Огонёк», «Новый мир», «Современник».
В 1959 году выпускает сборники рассказов и повестей «Тридцать зёрен», «Дом за триумфальной аркой». В 1966 году он пишет книгу «Шумит луговая овсяница», за которую в 1975 году писатель был награжден Государственной премией РСФСР.
В 1970-х годах на страницах произведений Носова всё чаще появляется военная тема. Каждое его произведение становится персонализировано. Творчество писателя приобретает философский характер. В своих произведениях он начинает подымать социальную тему. Его герои естественны и реалистичны, он с лёгкостью создает картины быта и деревенские, и городские, фабричные.
Одно из самых проникновенных его творений – это повесть «Усвятские шлемоносцы». Очень честно, прямолинейно в ней рассказывается о том, как ещё недавно мужики ходили на покос травы, и размеренная жизнь текла своим чередом, и о пережитом ужасе внезапно нагрянувшей войны. Какая тяжесть легла на плечи стариков и детей, мужчин и женщин. С начала 1980 годов Носов пишет мало. Всего несколько рассказов.
16 января – 280 лет со дня рождения (1745-1784)
Ивана Хемницера, поэта, переводчика, дипломата, преподавателя.
Вошёл в историю русской литературы как популярный баснописец XVIII века, чья слава гремела ещё до знаменитого Ивана Крылова.
В 1779 году был издан первый сборник басен Хемницера. Его произведения написаны простым и понятным языком и были доступны как для детей, так и для взрослых. По этой причине они в обязательном порядке включались в детские альманахи и хрестоматии.
Отличительной чертой басен Хемницера стало отсутствие прямых нравоучений, столь характерных для прочих баснописцев. Как правило, мораль в его произведениях вытекает из самого действия. Многие фразы из его басен стали крылатыми, перешли в пословицы и поговорки.
В общей сложности на счету Хемницера 91 басня: около одной трети занимают талантливые переводы Вольтера, Ножана, Геллерта, Дора, а всё остальное принадлежит перу самого Ивана Ивановича.
Басни Хемницера пользовались огромной популярностью как при жизни поэта, так и после смерти. Его творчество оказало большое влияние на становление великого баснописца И.А. Крылова. Среди лучших басен Хемницера можно отметить «Дерево», «Метафизик», «Богач и бедняк».
О популярности сочинений Хемницера свидетельствует тот факт, что до 1855 года они издавались 36 раз – своеобразный рекорд среди писателей XVIII столетия.
16 января – 105 лет со дня рождения (1905-1979)
Алеся Пальчевского, белорусского прозаика, драматурга.
Окончил Белорусский государственный университет (1931). Работал в журнале «Іскры Ільіча». С 1955 г. жил в Минске. В 1955-1957 гг. работал редактором художественной литературы в Госиздате БССР. С 1957 г. – литсотрудник, в 1961-1971 гг. – ответственный секретарь журнала «Вясёлка». Член Союза писателей Беларуси с 1956 года.
Печатался с 1924 года. Основные черты его творчества: любовь к родному краю, хорошее знание психологии крестьянина, крестьянского быта, жизни детей и юношества.
Автор сборников повестей и рассказов «Родные берега» (1958), «Августовское утро» (1963), «Разбитое зеркало» (1965), «Запоздалое приданое» (1973), «Ночь на вахте» (1979).
Писал для детей – сборники рассказов «Береговушки» (1958), «Аля и Галя» (1961), «Дым над лесом» (1964), «Таинственные камни» (1969); повести «Даневцы – наши знакомые» (1965), «Тайна одного звена» (1970) и др.
Переводил на белорусский язык произведения русских, украинских и грузинских писателей.
19 января – 125 лет со дня рождения (1900-1973)
Михаила Исаковского, русского советского поэта, поэта-песенника, прозаика, переводчика.
В 1919 году Михаил Васильевич становится редактором газеты в городе Ельня. В 1921-1930 гг. жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты «Рабочий путь». С 1931 г. жил в Москве.
Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности Исаковский считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и др. В 1927 г. в Москве вышла книга «Провода в соломе», замеченная и высоко оцененная М. Горьким. Затем увидели свет сборники «Провинция», «Мастера земли», «Четыре желания». Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне. В 1930-е годы Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: («Прощание», «Провожание», «И кто его знает», «Катюша», «На горе – белым-бела» и многие другие).
Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война: стихи «Русской женщине», «Слово о России», песни «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои...», «Огонек», «Лучше нету того цвету» и др.
В послевоенные годы продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: «Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все...», «Летят перелетные птицы» и другие. По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью. Исаковскому принадлежит много переводов с украинского, белорусского и других языков. Интересна и его книга «О поэтическом мастерстве».
29 января – 165 лет со дня рождения (1860-1904)
Антона Чехова, великого русского писателя, талантливого драматурга, академика, врача по профессии.
Дебют в печати А.П. Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свой рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы отдельной книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Льва Толстого.
Затем в биографии Чехова было долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890 г.), которое можно назвать гражданским подвигом писателя. Там он изучал жизнь ссыльных, составлял их перепись. Большой труд Чехова «Остров Сахалин» повествует об этой поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений. «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.
После покупки имения Мелихово он ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899 гг.). В то время было написано много произведений, среди которых пьесы «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.
Биография Антона Чехова содержит еще один переезд: больному туберкулезом писателю врачи рекомендовали переехать в Ялту, где климат был более подходящим для легочных больных. Здесь с ним встречаются Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902 гг., а также 1903 годах.
Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.
31 января – 90 лет со дня рождения (1935-2023)
Кэндзабуро Оэ, японского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Весной 1954 со второй попытки поступил в Токийский университет на отделение французской литературы.
Тесное общение с творческими и образованными людьми в университете побудило Оэ начать писать самому. Даже самые ранние его произведения – рассказ «Добыча» и повесть «Содержание скота» (1957-1958 гг.) – оказались очень удачными. За эти книги Оэ получил награду Акутагави. В этот же период был создан рассказ «Смерть великодушна» (1957 г.) и роман «Опоздавшая молодежь» (1961 г.). Они посвящены проблемам современных студентов в столице Японии. Оэ говорит об общечеловеческих ценностях, трудностях и противоречиях. По мнению специалистов, ранние произведения Оэ были написаны под влиянием творчества тогдашних французских писателей.
В 1964 г. вышел автобиографический роман «Личный опыт», через год были созданы «Заметки из Хиросимы». Эти реалистические произведения запомнились читателям и критикам. В романе «Личный опыт» писатель рассказывает о том, какие чувства испытывает человек, у которого есть неизлечимо больной умственно отсталый ребенок. Писатель выбрал такую тему не случайно: он сам являлся отцом умственно отсталого сына. Цикл произведений о сыне Хикари включает в себя также книгу «Объяли меня воды до души моей» (1973 г.) и «Вставайте, о молодые люди новой эры» (1983 г.).
Творчество Оэ стало известно далеко за пределами Японии. В 1987 г. он создал «Письма милому прошлому» – произведение, ставшее весьма популярным.
В 1994 г. Кэндзабуро Оэ был удостоен Нобелевской премии по литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».
Он по праву считается одним из талантливейших писателей в мире, чьи произведения вызывают интерес у самых разных людей.
31 января – 150 лет со дня рождения (1875-1937)
Лидии Чарской, русской писательницы.
Сценический и литературный псевдоним «Чарская» появился у Лидии Чуриловой, когда она в 1898 г. стала актрисой Александринского Императорского театра в Петербурге. Лидия Чарская в сентиментально-драматическом стиле писала о порядках закрытых школ-пансионов, о приключениях похищенных или осиротевших детей, раскрывала внутренний мир девушек.
Наиболее известны ее книги, изданные в начале XX в.: «Записки институтки», «За что?», «Ради семьи», «Большой Джон», «Цель достигнута», «Белые пелеринки», «Юность Лидии», «Лесовичка», «Сибирочка».
Лидия Чарская – автор нескольких художественно-исторических книг, а также сказок «Дуль-Дуль, король без сердца», «Мельник Нарцисс», «Король с раскрашенной картинки», «Царевна Льдинка».
Ее сборник стихов и песен для юношества «Голубая волна» выдержал не одно издание. Вместе с тем творчество Лидии Чарской всегда вызывало споры литературоведов. И пока девочки зачитывались ее историями, писательницу обвиняли в излишней сентиментальности, а после революции 1917 г. – в буржуазно-мещанских вкусах. В 1920-х гг. вышли несколько ее книг за подписью «Н. Иванова».
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно