герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Декабрь

Вспоминаем имена юбиляров последнего месяца 2024 года в области литературы.


Литературный хронограф. Декабрь1 декабря – 155 лет со дня рождения (1869-1905) Мирры (Марии) Александровны Лохвицкой, русской поэтессы.

Родилась в Петербурге, в семье известного адвоката Александра Владимировича Лохвицкого.

В середине 70-х годов семья переехала в Москву, где Мария Александровна поступила в Московский Александровский институт. После смерти отца мать с младшими дочерьми вернулась в родной Петербург, куда в 1888 году, окончив обучение, приехала Мирра.

Литературный дебют поэтессы состоялся в 1889 году с публикации стихотворений в петербургском журнале «Север». Творчество Лохвицкой принесло ей быструю известность: хотя первые ее стихи не отличались формальной новизной, принципиально новым было в них утверждение чисто-женского взгляда на мир – в этом отношении Лохвицкую можно считать основоположницей русской «женской поэзии» XX в., она проложила путь для Ахматовой, Цветаевой и множества других русских поэтесс.

С утверждением «женской тематики» был связан некоторый налет скандальности, сопутствовавший ее славе, хотя ничего эпатажного ни в стихах, ни в манере поведения самой поэтессы не было. Первый сборник стихотворений Лохвицкой вышел в 1896 году и был сразу же удостоен престижной Пушкинской премии.

За 16 лет литературной деятельности поэтесса выпустила пять сборников стихотворений, посмертный сборник «Перед закатом» вышел в 1908 году. Помимо мелких лирических стихотворений перу Лохвицкой принадлежит несколько драматических произведений.


Литературный хронограф. Декабрь5 декабря – 115 лет со дня рождения (1909-1992) Николая Павловича Задорнова, русского советского писателя и сценариста.

Писатель родился в Пензе, в семье ветеринарного врача. Детские и школьные годы писателя прошли в Чите. Он стал свидетелем событий гражданской войны, сражения под Читой.

К четырнадцати годам увлекся театром, играл в школьных спектаклях; не оставляя занятий в школе, поступил в профессиональный театр. Окончив школу в 1926 году, Николай Павлович продолжил свою театральную деятельность. После трех лет работы в Сибирском экспериментальном театре поступил в труппу Уфимского городского театра.

В 1935 году, находясь в Белорецке, Николай Задорнов ушел из театра и стал сотрудничать в газете «Белорецкий рабочий», а в 1936-1937 годах был корреспондентом уфимской газеты «Красная Башкирия».

Летом 1937 года Николай переехал в Комсомольск-на-Амуре. Там он работал в местном театре заведующим литературной частью. В 1941 году перешел на работу в краевое радио.

Литературное объединение Комсомольска, решив издать сборник об истории города юности, поручило Николаю Задорнову написать очерк о селе Пермском. Так зародился роман «Амур-батюшка», первая часть которого издана в 1940 году. В Хабаровске, куда автор увез свое произведение, роман успели напечатать в журнале «На рубеже» до начала Великой Отечественной войны.

В 1944 году Николая Павловича приняли в члены Союза писателей России. В 1952 году за создание исторических романов «Амур-батюшка», «Далёкий край», «К океану» Николаю Задорнову была присуждена Государственная премия СССР.
В семидесятые годы он написал «Сага о русских аргонавтах». В поисках материала для своего произведения Николай Павлович дважды побывал в Японии, жил в деревне Хэда, на рыбацком корабле ходил по морю к подножию горы Фудзияма, где погиб адмирал Путятин, плавал на корабле в Гонконг.

В последние годы жизни Задорнов задумал цикл романов о Владивостоке. Были написаны и изданы романы «Владычица морей», «Ветер плодородия», шла работа над романом «Богатая грива». В последнем завершенном романе «Ветер плодородия» писатель поднял историческую тему взаимоотношений России и Китая. С глубоким знанием он раскрыл дипломатические, торговые, бытовые, культурные, экономические связи народов.

Сын Николая Павловича Задорнова – известный писатель-сатирик Михаил Задорнов.


Литературный хронограф. Декабрь8 декабря – 205 лет со дня рождения (1819-1898) Якова Петровича Полонского, русского поэта и прозаика.

Родился 18 декабря 1819 г. в городе Рязани. Учился в Рязанской 1-й мужской гимназии. Именно здесь он увлекся литературой и начал писать еще несмелые, подражательные, ученические стихи.

В 1838 г., после окончания гимназии, Яков Петрович поступает на юридический факультет Московского университета. Среди его друзей по университету были выдающиеся современники: поэты Александр Григорьев, Афанасий Фет, историки Сергей Соловьев, Константин Кавелин, писатель Алексей Писемский и другие. Из наиболее близких людей – отставной генерал, член ранних декабристских организаций Михаил Орлов, его жена и их сын Николай, Михаил Погодин, Юрий Самарин, Иван Тургенев, дружба с которым продолжалась всю оставшуюся жизнь, Петр Чаадаев, Алексей Хомяков, Николай Языков, Михаил Щепкин.

В 1844 г. в Москве выходит первая книга Якова Петровича «Гаммы», замеченная критикой. В том же году Полонский едет в Одессу, где знакомится со Львом Пушкиным (братом Александра Сергеевича), который позднее писал литературному критику Петру Плетневу о «таланте Полонского». При поддержке друзей в Одессе в 1846 г. издается сборник «Стихотворения 1845 г.».

Яков Полонский продолжает заниматься репетиторством в состоятельных семьях. Впечатления одесской жизни позже легли в основу автобиографического романа «Дешевый город».

Наряду с произведениями Якова Петровича широкую известность получают в Петербурге его «пятницы», которые он проводил в своей квартире на углу улиц Знаменской и Бассейной. Поэту хотелось соединить в своем доме писателей, художников, музыкантов для дружеских бесед по вопросам, касающимся искусства.


Литературный хронограф. Декабрь20 декабря – 120 лет со дня рождения (1904-1977) Евгении Соломоновны Гинзбург, известной российской писательницы, журналистки, доктора исторических наук.

Евгения Соломоновна родилась 20 декабря 1904 года в Москве в еврейской семье. Когда девочке было около пяти лет, семья переехала в Казань. Там Евгения училась в частной гимназии, а затем – в школе.

В 1920 году Гинзбург стала студенткой факультета общественных наук Казанского университета, а после она перевелась в Казанский Восточный педагогический институт, где изучала филологию и историю. Во время работы она преподавала в экспериментальной школе при институте, подрабатывала в детском саду воспитательницей и писала материалы для газеты «Красная Татария».

В 1924 году Евгения получила диплом историка, в дальнейшем она стала кандидатом исторических наук. В начале тридцатых Гинзбург стала доцентом кафедры истории ленинизма Казанского государственного университета.

В 1935 году арестовали коллегу Гинзбург, профессора истории Ельфова, который тоже работал в «Красной Татарии»: писательницу сначала обвинили в потере политической бдительности, затем ей запретили преподавать, а в 1937 году арестовали за групповой терроризм. Евгения Соломоновна десять лет провела в тюрьмах и лагерях на Колыме.

О восемнадцати годах страданий Гинзбург написала книгу, которую назвала «Крутой маршрут». Это одно из первых литературных произведений, в которых рассказывается о сталинских репрессиях. В СССР книга распространялась в самиздате до 1989 года, за рубежом первый тираж был напечатан в 1967 году в Милане. В 1989 году Галина Волчек поставила в театре «Современник» пьесу «Крутой маршрут». В 2009 году по книге был снят фильм с Эмили Уотсон в главной роли.


Литературный хронограф. Декабрь21 декабря – 90 лет со дня рождения (1934-1996) Ивана Гавриловича Чигринова, народного писателя Беларуси, публициста, драматурга и сценариста.

Родился писатель 21 декабря 1934 года в д. Великий Бор Костюковичского района БССР в многодетной семье председателя сельсовета. В детстве он пережил войну, на которой потерял отца, и которая оставила неизгладимый след в его памяти и будущем творчестве.

Автор романов о трагических событиях Великой Отечественной войны и периоде восстановления в Беларуси. Писал исключительно на белорусском языке. За годы творчества создал сборники рассказов “Птушкі ляцяць на волю”, “Самы шчаслівы чалавек”, “Ішоў на вайну чалавек”, посвященные жизни и труду советских людей, героике и последствиям прошедшей войны. В романе-трилогии “Плач перапёлкі”, “Апраўданне крыві” и “Свае і чужыя” передал драматизм событий и человеческих судеб в начале Великой Отечественной войны. За первые два романа трилогии удостоен Литературной премии имени А. Фадеева.

Принимал участие в создании шестисерийного телевизионного фильма о минском подполье «Руины стреляют...» (как соавтору сценария присуждена Государственная премия БССР). Кроме того, в 1990 году Игорь Добролюбов снял девятисерийный фильм «Плач перепелки» по одноименному роману Чигринова. По некоторым его произведениям поставлены спектакли.

Писателем были переведены на белорусский язык пьесы «На дне» Максима Горького и «Оптимистическая трагедия» Владимира Вишневского.

Иван Гаврилович заявил о себе также и в области критики, публицистики и литературоведения, о чем издал ряд книг и статей. Написал монографию об этнографе и фольклористе Николае Никифоровском.

Его книги издаются за рубежом, переведены на многие языки мира. В 1995 году вышло собрание сочинений автора в шести томах.


Литературный хронограф. Декабрь 21 декабря – 385 лет со дня рождения (1639–1699) Жана Расина, французского драматурга и королевского историографа, одного из трех величайших драматургов Франции XVII века.

Родился драматург 21 декабря 1639 года в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа, в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведенные там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстре, Жан Хамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом.

Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом. После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от короля Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии – в 1663) году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий», были написаны по совету Мольера, поставившего их в 1664 и 1665 соответственно.


Литературный хронограф. Декабрь23 декабря – 220 лет со дня рождения (1804-1869) Шарля Огюстена де Сент-Бёва, французского поэта и критика.

Шарль-Огюстен де Сент-Бёв родился в г. Булонь-сюр-Мер в семье инспектора налогового ведомства. В 1818 г. переехал в Париж, учился в коллеже Бурбона, где изучал филологию и философию. По окончании коллежа в 1824 г. Сент-Бёв начал сотрудничать в газете «Глоб» («Глобус»).

Сент-Бёв начинал как поэт. В 1829 г. была опубликована его книга «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма», выстроенная как духовная биография талантливого молодого поэта. Первая часть – мистифицированное биографическое повествование о жизни вымышленного персонажа Жозефа Делорма, якобы воссозданное на основе его посмертных записок. Вторая часть – стихи героя. Третья – прозаические фрагменты литературно-критического характера. Вскоре Сент-Бёв понимает, что размеры его поэтического дарования не могут сравниться с талантом Ламартина или Гюго. Изданный им в 1830 г. поэтический сборник «Утешение» не имел успеха. Писатель переживает острый нравственный и творческий кризис.

Он сосредоточивается на журналистской деятельности, все активнее проявляет себя в публицистике и литературной критике. Значительное влияние на формирование политических взглядов Сент-Бёва оказало учение Сен-Симона, христианский социализм аббата де Ламенне. Сент-Бёв не принял режима Луи-Филиппа. В статьях, опубликованных в республиканских газетах «Насьональ», «Тан», он критиковал коррумпированность и бездарность новой власти.

Сент-Бёв ищет способы обновления литературной критики. Результатом этих поисков и своего рода компесацией неудач на поэтическом поприще стал жанр литературного портрета, основателем которого был Сент-Бёв. Первые литературные портреты – «Пьер Корнель», «Лафонтен», «Мадам де Севинье», «Жан-Батист Руссо» и др. – печатаются в периодических изданиях в конце 20-х годов XIX века.

Широта кругозора, острая наблюдательность, мастерство психологического анализа, тонкость литературного вкуса позволили Сент-Бёву очень скоро стать одним из самых авторитетных литературных критиков. Статьи и рецензии Сент-Бёва печатали самые авторитетные парижские газеты и журналы, такие как «Журналь де Деба», «Ревю де де монд».


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Декабрь
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.12.2024
Опубликовано: Nika


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.