Вспоминаем имена юбиляров последнего месяца осени в области литературы.
3 ноября – 100 лет со дня рождения (1924-2020)
Леонида Зорина, советского и российского писателя, поэта, переводчика, драматурга и сценариста.
Первый стихотворный сборник был опубликован, когда мальчику было десять лет. Стал широко известен как драматург после постановки пьесы «Молодость» в 1949 году.
Не единожды подвергался критике за свои пьесы, что впоследствии приводило к запрету на их постановку. К таким работам относятся: «Гости» (1954), «Римская комедия» (1965), «Медная бабушка» (1971).
Одной из самых известных пьес Зорина является «Варшавская мелодия», написанная в 1967 году. Впоследствии она была поставлена в более чем 400 театрах.
Фильм «Покровские ворота» (1982), снятый режиссёром Михаилом Козаковым и основанный на одноимённом произведении – наиболее знаменитая его работа в качестве сценариста. Является обладателем ордена «Знак Почёта» (1974) и почётной грамоты Президиума Верховного Совета (1985), а также других литературных премий, вручаемых различными периодическими изданиями: «Литературная газета» (1975, 1982), журнал «Крокодил» (1983), журнал «Знамя» (2001). В 2009 году его сборник «Скверный глобус» был удостоен премии «Большая книга».
4 ноября – 130 лет со дня рождения (1894-1958)
Николая Оцупа, русского поэта, переводчика, литературоведа, мемуариста.
Николай Оцуп после Октябрьской революции был приглашен Максимом Горьким в издательство «Всемирная литература» в качестве поэта-переводчика, где познакомился с Николаем Гумилевым и Александром Блоком.
Николай Оцуп переводил Р. Саути, Дж. Н. Г. Байрона, С. Малларме. Наряду с Н. Гумилёвым и М. Лозинским был организатором воссоздания «Цеха поэтов», в издательстве которого вышел первый сборник стихотворений Оцупа «Град». В 1930 году основал журнал «Числа», посвященный вопросам литературы, искусства и философии и послуживший стартовой площадкой для множества молодых представителей русской эмигрантской литературы.
В 1939 году вышел единственный роман Н. Оцупа «Беатриче в аду» – о любви богемного художника к начинающей актрисе. В 1950 году выпустил монументальный «Дневник в стихах. 1935-1950», поэму лирико-эпического плана. А через год защитил докторскую диссертацию, посвященную Гумилёву. Последняя прижизненно опубликованная работа – поэма «Три царя».
Посмертно в 1961 году был издан двухтомник стихотворений Николая Оцупа «Жизнь и смерть», два сборника его исторических и публицистических работ.
9 ноября – 155 лет со дня рождения (1869-1941)
Степана Скитальца, поэта, прозаика, драматурга, собирателя и исполнителя русских народных песен.
Очень рано проявились незаурядные способности будущего писателя: читать начал с пяти лет, писать стихи – с двенадцати. В Симбирской губернии побывал уже в раннем детстве вместе с отцом – профессиональном гусляром, обходившим «песенные сёла» Поволжья.
Решающую роль в становлении С. Скитальца как писателя сыграл Максим Горький. Он же вовлёк его в активную революционную деятельность. Личное знакомство их состоялось в 1899 г. Бывая в Симбирске в период с 1903 по 1913 гг., принимал участие в концертах, молодёжных вечерах с чтением своих стихов, пением народных песен и частушек. Благодаря Скитальцу в это время в Симбирске стала известна песня «Из-за острова на стрежень» на слова Д.Н. Садовникова.
С 1913 по 1921 гг. постоянно жил в Симбирске в собственном доме над Волгой. В этот период написал пьесу «Вольница» (1915), «Воспоминания», рассказы: «Семинария», «Юность», «Лаврентий Щибраев», «Старый Венец». На основе местных реалий начал работать над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых», подготовил к печати восьмитомное собрание сочинений, «Очерки» и «Песни Скитальца» (1919). Литературное творчество сочетал с выступлениями в театре, Народном доме. На стихи Скитальца написаны десятки песен и романсов композиторами Р. Глиэром, В. Калинниковым, М. Слоновым, С. Таскиным, С. Толстым и др.
10 ноября – 265 лет со дня рождения (1759-1805)
Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера, выдающегося немецкого поэта и мыслителя, представителя романтизма в литературе.
В 1773 году Шиллер поступил в военную академию, где поначалу изучал юридическое дело, а затем медицину. Его первые произведения были написаны во время обучения. Так, под влиянием драмы Лейзевица он написал драму «Космус фон Медичи». К этому же периоду относится написание оды «Завоеватель».
По окончании академии в 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте. В 1781 году он дописал драму «Разбойники», которую ни одно издательство не принимало. В результате он издал ее на свои деньги. Впоследствии драма была по достоинству оценена директором Мангеймского театра и после некоторых корректив поставлена на сцене.
Премьера «Разбойников» состоялась в январе 1782 года и имела большой успех у публики. После этого о Шиллере заговорили как о талантливом драматурге. За эту драму писатель был даже удостоен звания почетного гражданина Франции. Однако у себя на родине ему пришлось отсидеть 14 дней на гаупвахте за самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников». Более того, отныне ему было запрещено писать что-либо кроме медицинских сочинений. Эта ситуация вынудила Шиллера в 1783 году покинуть Штутгарт. Так ему удалось дописать две пьесы, начатые до бегства: «Коварство и любовь» и «Заговор Фиеско в Генуе». Эти пьесы были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.
С 1787 по 1789 год он жил в Веймаре, где познакомился с Иоганном Гёте. Считается, что именно Шиллер вдохновил друга на завершение многих произведений. В Веймар он снова попал в 1799 году и там на деньги меценатов издавал литературные журналы. Тогда же он вместе с Гёте основал Веймарский театр, ставший одним из лучших в стране. До конца своих дней писатель жил в этом городе.
10 ноября – 130 лет со дня рождения (1894-1958)
Георгия Иванова, русского поэта, прозаика и публициста.
Впервые стихи Г. Иванова появились в литературных журналах («Аполлон», «Современник» и др.) в 1910 году. Осенью 1911 года создается акмеистический «Цех поэтов», в который в начале следующего года вступает Г. Иванов.
В 1912 выходит первая книга стихов – «Отплытие на остров Цитеру», затем появляются сборники: «Граница» (1914), «Памятник славы» (1915), «Вереск» (1916), «Сады» (1921), «Лампада» (1922). В ранних стихах присутствуют мотивы усталости, разочарования и др.
Осенью 1922 года Г. Иванов вместе со своей женой, поэтессой И. Одоевцевой, отправляется по командировке в Берлин. В 1923 году супруги переезжают жить в Париж. В 1927 участвует в обществе «Зеленая лампа», являясь его бессменным председателем. Печатается в различных изданиях («Новый дом», «Числа», «Круг» и др.), став к тому времени одним из крупнейших поэтов русской эмиграции.
В 1930 публикуется сборник стихов «Розы». В годы эмиграции выступает как прозаик: мемуары «Петербургские зимы» (1928, Париж), «Третий Рим» (1929, незаконченный роман). В 1938 году в Париже выходит лирическая проза «Распад атома». В 1949-1950 гг. опубликована серия критических статей. С 1943 по 1946 гг. живет в Биаррице (Франция).
16 ноября – 135 лет со дня рождения (1889-1938)
Александра Архангельского, русского советского поэта-сатирика, автора пародийных фельетонов.
Творческая биография А.Г. Архангельского начинается с переезда в 1910 г. в Петербург.
С 1914 г. Архангельский служил в губернском статистическом бюро в Чернигове, входил в кружок местных поэтов «Камин». Печататься начал в 1919 г. Первая книга его стихов называлась «Черные облака». В этом же году он возвращается в Ейск, где в 1920-1921 гг. редактирует «Известия Ейского исполкома». В 1922-1932 гг. работал в редакции журнала «Крокодил».
Однако многочисленные сборники агитационно-сатирических стихов и прозы А.Г. Архангельского («Бабий комиссар», «Коммунистический Пинкертон», 1925; «Собачья радость», «Слово и дело», «Банный лист», 1927; «Деревенские частушки», «Самоновейший оракул, или Веселый отгадчик всего задуманного», 1928; «Частушки», 1929; «Кулак и радио», 1931 и др.) были отодвинуты на второй план литературными пародиями Архангельского, прославившими их автора, обнаружившего поэтическую наблюдательность, критическую аналитичность, тонкий вкус (цикл «Октябрины», включивший первую пародию Архангельского на Маяковского, 1926; сборник «Пародии», 1927; «О Бабеле, Гладкове, Жарове, Зориче, Зощенко, Инбер, Клычкове, крестьянском поэте, Луговском, Никифорове, Олеше, Орешине, Романове, Радимове, Светлове, Сельвинском, Третьякове, Уткине, Шкловском: Пародии», 1930, с иллюстрациями Кукрыниксов; «Поэтические пародии», 1934).
20 ноября – 155 лет со дня рождения (1869-1945)
Зинаиды Гиппиус, русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика, одной из видных представительниц Серебряного века..
Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Санкт-Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов. Посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своем считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Дмитрия Сергеевича.
В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.
Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним Антон Крайний. Поэтесса писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»). Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.
Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни. Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи Федора Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.
В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция 1905–1907 годов. В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно. При этом события 2017 года заставили литераторов эмигрировать.
Гиппиус вместе с мужем переехала в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состояло из стихов, воспоминаний и публицистики. Появился мемуарный цикл «Живые лица», в котором революционное движение было описано как «тягучее удушье». Личные записи Гиппиус опубликовала под названием «Синяя книга. Петербургские дневники 1914-1918» уже в Белгороде в 20-х годах.
20 ноября – 100 лет со дня рождения (1924-2002)
Юрия Давыдова, русского писателя.
Как писатель Юрий Давыдов выступил впервые в 1945 г., а в 1949 г. выпустил первый сборник рассказов под названием «В морях и странствиях». С 1961 член Союза писателей.
Юрий Владимирович – автор многочисленных биографических повестей, посвященных знаменитым русским путешественникам и ученым. Наибольшей популярностью в СССР пользовалась книга очерков Юрия Давыдова «Капитаны ищут путь», посвящённая выдающимся русским путешественникам и мореходам прошлого.
Наиболее широкое признание получил исторический роман Юрия Владимировича «Глухая пора листопада» (1968-1970). Исторический роман «Две связки писем» (1982), где содержатся авторские размышления о принципиальной недопустимости насилия, мог выйти в полном объеме только в 1986 году благодаря перестройке (под названием «Соломенная сторожка»). За него в 1987 году Юрий Владимирович Давыдов получил Государственную премию СССР.
Юрий Владимирович награжден рядом наград: Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Дружбы, Государственной премией СССР в области литературы, Литературной премией имени Сахарова, премией «Триумф». В 2001 году возглавлял жюри Букеровской премии.
21 ноября – 330 лет со дня рождения (1694-1778)
Вольтера, французского писателя, философа, историка.
В 1718 году была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой, а ее автор стал подписываться псевдонимом «де Вольтер».
Творчество Вольтера (настоящее имя – Франсуа-Мари Аруэ) необычайно разнообразно. Писатель отдавал дань всем художественным течениям эпохи – от классицизма до сентиментализма и всем жанрам: трагедии, эпопее, исторической хронике, эпиграмме, героической поэме, философскому эссе.
Он был авторитетным мыслителем, создававшим своего рода философские манифесты своего времени: «Философские письма», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь».
Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII», «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах и духе народов» и др.
Вольтер – признанный классик драматургии: трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Магомет». Самая известная сегодня часть его наследия – философские повести «Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный».
24 ноября – 175 лет со дня рождения (1849-1924)
Фрэнсис Элизы Бёрнетт, англо-американской писательницы и драматурга.
Фрэнсис Элиза начала сочинять рассказы еще в детстве, записывая их в тетрадях для учета кухонных расходов. Позднее, когда семья перебралась в американский штат Теннесси, Фрэнсис втайне от родных стала под разными псевдонимами рассылать свои произведения в редакции журналов. Чтобы оплатить почтовые расходы, она бралась за любую работу, например, сборщицы винограда. Девушка надеялась зарабатывать на жизнь литературой.
Первый рассказ Фрэнсис «Сердца и бриллианты» был опубликован в одном из самых популярных в то время журналов. На его страницах можно было прочитать новые произведения Эдгара Аллана По, Вашингтона Ирвинга, Марка Твена и других известных писателей. Это было удачное начало карьеры, рассказы Фрэнсис появлялись в журналах практически каждый месяц.
Сегодня Фрэнсис Бёрнетт известна прежде всего как автор книг для детей. Среди лучших ее произведений следующие романы: «Эта девчонка О’Лоури», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Таинственный сад», «Маленькая принцесса».
Один из самых известных романов Бёрнетт – «Маленький лорд Фаунтлерой» – сразу после выхода в свет стал бестселлером: за первый год было продано 43 тысячи экземпляров, огромное для того времени количество. Книга выдержала более 20 изданий, по ее мотивам снято несколько фильмов и сериалов. Прототипом главного героя стал младший сын Фрэнсис Элизы.
Роман «Таинственный сад» – история о маленькой Мэри. Самые простые события, описанные в романе, кажутся чудесными превращениями. «Таинственный сад» был экранизирован больше десяти раз. Героям книги поставлен памятник в саду оранжереи центрального парка в Нью-Йорке: посреди фонтана с прекрасными водяными лилиями стоит девочка с чашей в руках, а у её ног играет на флейте мальчик.
Еще в начале прошлого века читатели и критики сравнивали Фрэнсис Бёрнетт с Чарльзом Диккенсом: знаменитый писатель тоже выбирал своими героями детей и подростков, но его романы не теряли своей привлекательности и для взрослой аудитории. Произведения Фрэнсис Элизы – уютные, добрые, жизнеутверждающие книги, от которых невозможно оторваться. Эпиграфом ко всему творчеству Бёрнетт могла бы стать мысль одного из её персонажей: «Нет в мире ничего могущественнее доброго сердца». В её книгах самые маленькие усилия способны разрешить даже самые большие проблемы.
30 ноября – 125 лет со дня рождения (1899-1975)
Михася Лынькова, белорусского писателя, критика, литературоведа. Народный писатель Беларуси (1962). Академик Академии наук БССР (1953).
Первое стихотворение Михася Лынькова опубликовано в 1919 году в смоленской газете «Борьба». А первые прозаические произведения автора появились в 1926 году и носили автобиографический характер – «З пражытых год» и «Гой».
Первый сборник рассказов писателя вышел в 1927 году. Творчество Лынькова делят на два периода. Первый период в основном посвящен гражданской войне, быту белорусских деревень и небольших городов. Писатель заострял внимание на процессах, которые происходят в обществе после революции, как изменяются люди. К этому периоду относятся произведения «Чыгунныя песні», «Над Бугам» (1927), «Радо», «Маньчжур», «Кларнет», «Беня-балагол» (1928) и другие. Наблюдается переход от чисто «молодняковских» произведений к авторским.
Второй период творчества Лынькова посвящен быту крестьян и железнодорожников. Этот период начинается с 1930-х годов. Повесть «Саўка-агіцірнік» (1932) посвящена коллективизации. В это же время Лыньков пишет еще одно похожее произведение – «Світка» (1932) – о людях, которые разочаровались в колхозах. Затем пишет повести «Баян» (1933), «Салавей-разбойнік» (1932).
В середине 1930-х Михась Лыньков пишет произведения для детей и подростков: «Пра слаўнага ваяку Мішку і яго слаўных таварышоў» (1935) и «Міколка-паравоз» (1936). В 1939 году писатель участвует в походе в Западную Беларусь, что отражается на его творчестве. Выходит сборник рассказов «Сустрэчы» (1940), главной темой которых стала как раз Западная Беларусь. Во время войны писатель переключается на военную тематику: «Васількі», «Ірына», «Дзіцячы башмачок», «Недапетыя песні», «Пацалунак», «Астап» и т.д.
После войны пишет свое самое масштабное произведение – роман «Векапомныя дні» в четырех книгах (1949-1956). «Векапомныя дні» – роман о судьбе народа во время Второй мировой войны. В нем описывается быт людей на оккупированных территориях, жизнь партизан.
В 1956 году произведение «Міколка-паравоз» было экранизировано. В 1981-1985 годах, уже после смерти писателя, вышло полное собрание его сочинений в 8 томах.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
скачать dle 10.4фильмы бесплатно