герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Август

Продолжаем вспоминать имена юбиляров 2024 года в области литературы.


Литературный хронограф. Август1 августа – 205 лет со дня рождения (1819-1891) Германа Мелвилла, американского писателя и поэта.

Германа Мелвилла к литературной деятельности подтолкнули без малого четыре года странствий. Получив в молодости богатейший материал, так и просившийся на страницы, покинувший палубу 25-летний Мелвилл не стал медлить и вскоре взялся за перо. Первые сочинения – романы «Тайпи» и «Ому» – вышли в 1846 и 1847 годах и были тепло приняты читателями.

В 1848-м Мелвилл издал новую книгу – роман «Марди». Восхищенные первыми двумя произведениями, легкими и наполненными приключениями, поклонники разочарованно вздохнули: литератор изменил концепцию и жанр.

В конце 1840-х библиография пополнилась еще двумя произведениями – книгами «Рэдберн» и «Белый бушлат». Теперь читатели громко отвергли плоды труда прозаика. Книги не продавались, что сказалось на материальном положении семьи Мелвилла.

В 1851-м романист презентовал свой шедевр под названием «Моби Дик, или Белый кит». В романе не было и намека на приключения. Произведение погружало читателя в мрачную действительность, где главенствует иррациональное, а сам кит символизирует то ли Бога, то ли дьявола. Современники – как читатели, так и критики – разнесли философский роман в щепки.

Такая реакция на творчество заставила Германа Мелвилла печатать следующие сочинения под псевдонимом. В 1855-м появился исторический роман о герое-революционере Израэле Поттере, спустя год опубликованы «Рассказы на веранде». Но как эти произведения, так и последовавшие не вернули литератору былой славы.

Поэму «Кларлейль» публика не приняла. Последнее произведение – повесть о матросе Билли Бадде – закончено Мелвиллом в 1891-м, но опубликовано только в 1924 году. Книга вошла в золотой фонд американской и мировой литературы, но писатель об этом не узнал. Лишь после его кончины романы были разобраны на цитаты, а интересные факты жизни классика появились в монографиях многочисленных биографов.


Литературный хронограф. Август3 августа – 120 лет со дня рождения (1904-1988) Клиффорда Дональда Саймака, американского писателя-фантаста.

Первый свой научно-фантастический рассказ Саймак напечатал в 1931 году, но признание пришло к нему позже – в конце 30-х годов, когда он начал активно сотрудничать с журналом «Эстаундинг», редактором которого был Джон Кэмпбелл. Вместе с Азимовым, Ван Вогтом, Дель Реем, Каттнером, Старджоном, Ханлайном, которые печатались в журнале Кэмпбелла, Саймак считается отцом современной американской научной фантастики, а благодаря этим писателям период с конца 30-х до второй половины 60-х годов по праву называют «золотым веком» фантастики США. Нашему читателю имя Клиффорда Саймака известно с 1957 года, когда на страницах журнала «Знание-сила» был опубликован его рассказ «Однажды на Меркурии». С тех пор на русском языке вышли его романы «Всё живое...», «Почти как люди», «Заповедник гоблинов», «Город», «Кольцо вокруг Солнца» и многие другие.

С начала 60-х годов Саймак переключился в основном на написание романов, наиболее значительным из которых является «Пересадочная станция» (1963), также удостоенная премии «Хьюго», однако другие его книги того времени – «Что может быть проще времени» (1961), «Почти как люди» (1962), «Все живое» (1965) не слишком ему уступают.

В 1968 году выходит знаменитый роман «Заповедник гоблинов», почти сразу же переведенный на русский язык и ставший чрезвычайно популярным среди советских любителей фантастики. Романы Саймака, опубликованные в 70-80-х годах, заметно уступают ранее опубликованным. Наиболее значительными из них являются «Выбор богов» (1972), «Наследие звёзд» (1977), «Пришельцы» (1980). Рассказ «Грот танцующих оленей» (1980) удостоен премий «Хьюго» и «Небьюла».

Отличительная черта творчества Саймака – вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живёт на планете Земля и с кем ещё, возможно, встретятся земляне. Свыше 30 романов, сборников повестей и рассказов, многочисленные литературные премии, в том числе и самая престижная в американской фантастике премия «Хьюго», лауреатом которой Саймак становился неоднократно, – таков итог более чем 50-тилетней творческой деятельности этого патриарха научно-фантастического жанра. В 1976 году Ассоциация американских писателей-фантастов удостоила Клиффорда Саймака титулом «Гранд-мастер».


Литературный хронограф. Август3 августа – 100 лет со дня рождения (1924-2017) Анатолия Алексина, русского советского и израильского писателя, сценариста и драматурга, автора книг для детей и юношества.

Дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился.

Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.

Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).

После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.

В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.


Литературный хронограф. Август4 августа – 165 лет со дня рождения (1859-1952) Кнута Гамсуна, норвежского писателя, прозаика, драматурга, публициста, поэта.

Писатель издал не один десяток романов, пьес, повестей и сборников статей, в том числе книги: «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна»; «Свидание»; «О духовной жизни современной Америки»; «Голод»; «Мистерии»; «Новые всходы»; «Пан»; Трилогия об Иваре; серия «Дети времени».

Широкую известность Гамсуну принес психологический роман «Голод», который был издан в 1890 году. Среди всех его произведений самыми популярными были именно романы.

В 1920 году за роман «Плоды земли» Гамсун стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

В 1950 году Кнут Гамсун вернулся в Нёрхольм, там он написал книгу «По Заросшим Тропинкам».


Литературный хронограф. Август6 августа – 215 лет со дня рождения (1809-1892) Альфреда Теннисона, английского поэта.

Окончил Тринити-колледж в Кембридже. Смерть А.Г. Хэллема, его близкого друга, во время учёбы в Кембридже в 1833 стала поводом для написания элегии «In Memoriam», которая была опубликована в 1850.

Тогда же сменил У. Вордсворта в должности придворного поэта.

Основными мотивами поэзии Теннисона были патриархальные нравы прошлого, сельская идиллия. Источником вдохновения для него служило героическое средневековье, народные предания и легенды.

Широкую известность принесли ему поэмы «Принцесса» (1847) и в особенности цикл «Королевские идиллии», являющийся стилизованным пересказом легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Хрестоматийным стало стихотворение Теннисона «Леди Шелот» (1832). Созданный поэтом образ стал сюжетом для многих картин.


Литературный хронограф. Август9 августа – 125 лет со дня рождения (1899-1996) Памелы Трэверс, английской писательницы.

Дебютом Памелы Трэверс в литературе становится подборка стихотворений, позже появляются рассказы и эссе. «Мэри Поппинс», книга, прославившая Памелу Трэверс, появляется в 1934 г. и сразу обретает оглушительный успех. Ее героиня – воплощение идеальной няни, добропорядочной и надежной. Она знает все, что должна знать настоящая леди, каждая встреча с ней – это необыкновенные приключения, где превращения происходят с самыми обыкновенными предметами. При этом Мэри Поппинс не обещает счастливого решения многочисленных проблем. Необходимо всегда быть готовым к переменам, из которых и состоит наша жизнь, именно этому учит Мэри Поппинс своих воспитанников, а писательница – читателей.

Впоследствии Трэверс пишет еще шесть книг о Мэри Поппинс: «Мэри Поппинс возвращается» (1935), «Мэри Поппинс открывает дверь» (1943), «Мэри Поппинс в парке» (1952), «Мэри Поппинс от А до Я» (1962), «Мэри Поппинс в Вишневом переулке» (1982), «Мэри Поппинс и соседний дом» (1988). В 1975 г. писательница обращается к своей героине, выпустив забавную книжку кулинарных рассказов «Мэри Поппинс на кухне».

В литературном наследии Памелы Трэверс, помимо книг о Мэри Поппинс, сказки «Лисица в яслях» и «Обезьяна-друг», повесть о путешествии двух маленьких англичан в Америку во время войны «Путешествия по морю и по земле» и множество статей по вопросам философии и мистики. В частности, Трэверс исследует различные переводы известной легенды в книге «О спящей Красавице», а первооснову сказки Андерсена о гадком утенке обнаруживает в исламских источниках.

Среди ее поздних произведений сборники путевых очерков (в том числе и о путешествии в Россию в 1930-е «Экскурсия по Москве») и сборник эссе «Что известно пчеле: размышления о мифе, символе и сюжете».


Литературный хронограф. Август9 августа – 110 лет со дня рождения (1914-2001) Туве Янссон, финской писательницы, художницы, иллюстратора.

Янссон с детства росла в атмосфере любви к искусству, поэтому выбрала творческую профессию: в пятнадцать лет она уехала в Швецию, где поступила в Колледж искусств. К тому времени она уже была известна на родине, так как с десяти лет рисовала иллюстрации для журнала Garm, редакцией которого заведовала хорошая знакомая Янссонов. После возвращения в Хельсинки она продолжила зарабатывать на жизнь, иллюстрируя книги и рисуя на заказ карикатуры для разных изданий. Позже она также делала настенные росписи: их можно увидеть, например, в зданиях мэрии Хельсинки и Хамина.

Туве Янссон считала себя, прежде всего, художницей и не слишком серьезно относилась к литературному творчеству, хотя именно книги сделали ее не только знаменитой, но и очень богатой женщиной. Писательница не приветствовала излишнюю коммерциализацию своего творчества, но именно средства от продажи сувениров с муми-тематикой позволили ей выкупить в Финском заливе остров Кловахарун, где она проводила каждое лето до глубокой старости.

Прообраз муми-тролля – персонаж Снорк, которого Туве рисовала на всех иллюстрациях и карикатурах, а также использовала для подписи своих работ. Позже Снорк заметно поправился и округлился, став симпатичным маленьким муми-троллем. Всего писательница издала восемь повестей, сборник рассказов и четыре книги в картинках, в которых описала приключения обитателей муми-долины: «Маленькие тролли и большое наводнение»; «Муми-тролль и комета»; «Шляпа волшебника»; «Опасное лето»; «Мемуары муми-папы»; «Волшебная зима»; «Папа и море»; «В конце ноября»; «Дитя-невидимка»; «Опасное путешествие»; «А что потом»; «Кто утешит малютку»; «Мошенник в доме муми-троллей».

Она также адаптировала свои книги для постановки в театрах. Поначалу Туве Янссон лично рисовала комиксы о муми-троллях, но позже передала это дело брату Ларсу. С годами книги Янссон становились все популярнее среди взрослых и детей. Сегодня можно найти множество исследований ее произведений, в которых находят отсылки к разным философским течениям и мировым религиям.

Туве Янссон написала и несколько книг, не связанных со вселенной муми-троллей: роман «Город солнца», повести «Дочь скульптора», «Летняя книга» и «Записки с острова», а также сборники рассказов.


Литературный хронограф. Август10 августа – 130 лет со дня рождения (1894-1958) Михаила Зощенко, советского писателя, драматурга, сценариста и переводчика, классика русской и советской литературы.

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени относятся первые литературные опыты Зощенко (заметка о современных писателях, наброски новелл).

В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.

В 1920-1921 гг. появились его рассказы. В 1921 г. Михаил Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Первая книга писателя вышла в 1922 г. под названием «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Затем появились «Разнотык» (1923 г.), «Аристократка» (1924 г.), «Весёлая жизнь» (1924 г.). Публикация их сразу сделала автора знаменитым. К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.

В 1929 г. он издал книгу «Письма к писателю», в которой от лица разных граждан рисовал многие негативные стороны советского быта. Сам он по этому поводу замечал: «Я пишу только на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». После выхода книги режиссёру В.Э. Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ» (1930 г.).

Произведения Зощенко, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки», перестали печатать. Однако сам писатель всё чаще высмеивал жизнь советского общества. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.

Следствием этой кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей в 1953 г. и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.

По произведениям Зощенко снято несколько художественных фильмов, среди которых знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» Его рассказы из цикла «Лёля и Минька» («Елка», «Калоши и мороженое», «Тридцать лет спустя», частично пересказан рассказ «Не надо врать») были инсценированы Натальей Назаровой и Юрием Богатырёвым в одном из выпусков детской телепередачи «Будильник» (1984).


Литературный хронограф. Август12 августа – 250 лет со дня рождения (1774-1843) Роберта Саути, английского поэта, литератора.

В 1796 Саути приобрел известность, издав поэму «Жанна д'Арк». Начав изучать право в 1797 году, скоро охладел к профессии юриста и занялся литературным трудом. В 1803 Саути переехал из Бристоля в Кесвик, где провел остальные 40 лет жизни в окружении семьи и друзей, изредка наведываясь в Лондон и в Европу. Раннюю славу Саути принесла поэзия – поэмы «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810) и Родерик (1814), а также стихи на случай и исполненные гротеска баллады.

Со временем он перешел к прозе – историческим сочинениям и биографиям; лучшей среди них была восторженно принятая современниками «Жизнь Нельсона» (1813). Главным источником заработка для Саути была литературная критика; его глубокие рецензии немало способствовали успеху «Куотерли ривью» («Квартальное обозрение»). При жизни Саути выпустил 55 книг.

Роберт Саути оказал заметное влияние на русскую литературу. Фактами русской поэзии стали его баллады «О том, как одна старушка ехала…», «Суд Божий над епископом», «Доника», «Ательстан», переведённые В. А. Жуковским. Его творчество высоко ценил Пушкин, переведший начало «Гимна пенатам» и «Мэдока», а также вдохновившийся сюжетом его «Родерика» для создания оригинальной поэмы на этот же сюжет («Родрик»).

Примечательно, что сам поэт интересовался Россией, о чём свидетельствует его сатирическая баллада «Поход на Москву» (1813), где он высмеивает завоевательные планы Наполеона.

В начале XX века Саути переводили Гумилёв и Лозинский. В 1922 году в издательстве «Всемирная литература» появилось первое в России отдельное издание баллад Саути, составленное Н. Гумилёвым. В 2006 году вышло подготовленное Е. Витковским двуязычное издание, значительную часть которого составляют новые переводы.


Литературный хронограф. Август13 августа – 220 лет со дня рождения (1804-1869) Владимира Одоевского, русского писателя, критика, основоположника музыкознания, публициста и издателя.

Первые произведения публициста были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, он также участвовал в написании альманаха «Мнемозина».

Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы мастера пера публиковались в журнале «Современник». Открыв собственный литературный салон, Одоевский принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.

В 1833-м свет увидели «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения литератора для детей сравнивали с творениями Ганса Христиана Андерсена.

Интересный факт: неизданный роман Владимира 1835-го «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Одоевскому удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в ХХ веке: появление электропоездов, интернета, блогов, электрического освещения и не только.

Классикой считаются вышедшие из-под пера Владимира Одоевского в 1838-м «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович».

В дальнейшем Одоевский презентовал повести «Косморама», «Саламандра», философский роман «Русские ночи». Он ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором печатались общеобразовательные статьи.

С 1846 по 1861 годы мастер слова служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.


Литературный хронограф. Август22 августа – 85 лет со дня рождения (1939-2010) Сергея Козлова, советского писателя-сказочника, поэта, сценариста.

Ещё во время учебы в школе Сергей Григорьевич начал сочинять свои первые стихотворения. В юношеские годы он также посещал собрания литературно-творческого объединения «Магистраль», основателем которого был советский поэт Григорий Михайлович Левин. С. Г. Козлов окончил Литературный институт им. А. М. Горького по направлению «Поэзия», подготовив в рамках выпускной работы рукопись стихотворного сборника. В то время деятельность поэтического семинара курировал известный советский поэт-песенник Лев Иванович Ошанин.

Первыми его опубликованными произведениями стали рассказы «Как солнце разбилось» (1962), «Где живет солнце» (1963), «Ежик и море» (1969), «Чистые птицы» (1969). Позднее Сергей Григорьевич начал писать сказки («Удивительная бочка», 1970; «Осенние сказки», 1972 и др.) и стихотворения для детей младшего возраста («Про снег», 1970; «В порту», 1972 и др.). На протяжении 1970-1980-х годов писатель также сочинял детские театральные пьесы («Летающий поросенок», 1973; «Волк на дереве», 1977; «Золотой чай», 1981 и т.д.).

Помимо писательской деятельности, Сергей Козлов занимался переводами детских стихотворений и сказок с мансийского и украинского языков. В 1972 году Сергей Григорьевич стал членом Союза писателей СССР, с 1976 – посещал «Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров» (от Госкино СССР). В качестве дипломной работы он создал сценарий «Новой старой сказки», по которому в 2007 году режиссер Н. Калашникова сняла художественный фильм.

Значительный интерес для кинематографии представляли и сюжеты других сказок С. Г. Козлова. Наибольшую известность приобрели следующие мультипликационные фильмы, в которых Сергей Григорьевич выступил сценаристом: «Как Львенок и Черепаха пели песню» (1974), «В порту» (1975), «Ёжик в тумане» (1975), «Трям! Здравствуйте!» (1980), «Как Ёжик и Медвежонок небо меняли» (1985). Многие из этих мультфильмов были отмечены различными наградами. В частности, «Ёжик в тумане», снятый Юрием Борисовичем Норштейном, был назван лучшим анимационным фильмом на фестивалях в Киргизии, Иране и Японии.

Произведения С. Г. Козлова оказали влияние и на музыкальное искусство. Например, в основу хорового цикла «Времена года» (1985) Ефрема Иосифовича Подгайца был положен одноименный цикл стихотворений поэта.


Литературный хронограф. Август26 августа – 110 лет со дня рождения (1914-1984) Хулио Кортасара, аргентинского писателя.

Уже в раннем детстве мальчик увлекся литературой, а в 8 лет написал свой первый роман. Кортасар писал: «Я провел свое детство в дымке, полной гоблинов и эльфов, с чувством пространства и времени, которое отличалось от всех остальных». Одноклассники казались ему слишком реалистичными.

Хулио поступил на литературно-философский факультет университета Буэнос-Айреса. Всего спустя год из-за отсутствия средств он был вынужден уволиться и стал работать школьным учителем в провинциях.

В конце 1940-х годов несколько рассказов Хулио были опубликованы в журнале, который издавал Хорхе Луис Борхес. Впоследствии эти рассказы вошли в сборник «Бестиарий» (1951). Сам Кортасар признавался, что считает писателя своим наставником.

В 1951 году Кортасар иммигрировал во Францию, где прожил всю оставшуюся жизнь. Там он работал переводчиком ЮНЕСКО и написал все самые известные произведения. Среди них сборники «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Последний раунд» (1969) и романы «Игра в классики» (1963), «62. Модель для сборки» (1968), «Экзамен» (1986).

Его творчество близко к модернизму и абсурдизму, однако считается, что именно Кортасар заложил основы так называемого «магического реализма». Не случайно произведения Кортасара вдохновляют на экранизации режиссеров всего мира, включая таких корифеев как Годар и Антониони.


Литературный хронограф. Август28 августа – 275 лет со дня рождения (1749-1832) Иоганна Вольфганга Гёте, немецкого поэта, философа, мыслителя, естествоиспытателя, просветителя, ученого и политического деятеля.

В детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.

В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. Оказавшись свободным от родительской опеки и нравоучений, Гете смело врывается в литературную жизнь города, а в 1767 году пишет сборник стихов – «Аннетте», произведения которого полны лирики и передают его переживания первой любви.

Обучение в университете прервала тяжелая болезнь, из- за которой Гете уезжает домой на полтора года. Отец был против литературной деятельности сына и настаивал на продолжении обучения в университете, вследствие чего в 1770 году Иоанн переезжает в Страсбург. Помимо юриспруденции Гете изучает химию, медицину, филологию, продолжая увлекаться литературой.

После встречи и знакомства с критиком и мыслителем Готфридом Гердером у Гете радикально меняется мировоззрение, и он становится активным участником литературной группы «Буря и натиск», члены которой выступали против условностей и феодальных порядков. На период окончания университета приходится создание первой исторической драмы – «Гец фон Берлихинген», главный герой которой вступает в борьбу с феодальными порядками.

В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотте Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» – этот роман сделал поэта знаменитым.

В 1775 году Гете по приглашению герцога Карла Августа переезжает в город Веймар, где становится управляющим. Успешная государственная служба не мешала его литературной деятельности. В этот период он работает над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», начинает трудиться над «Фаустом», пишет стихи и баллады. Не пренебрегает также изучением физики, ботаники и естественных наук. В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость человека, а в 1790 году выходит трактат «Опыт метаморфозы растений».

На творчество Гете влияет также сотрудничество с Фридрихом Шиллером. Следуя его советам, писатель возобновляет работу над «Фаустом», а в 1808-м первая часть этой трагедии выходит в свет. Конец работы над «Фаустом» приходится на 1831 год.

Гениальный литератор оставил свое гениальное наследие в виде множества стихов, баллад, пьес, романов, научных работ в сфере анатомии, геологии, минералогии, физики.


Литературный хронограф. Август28 августа – 125 лет со дня рождения (1899-1951) Андрея Платонова, русского советского писателя, прозаика и драматурга.

Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а в 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков. В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрея Платоновича.

В 1927-1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать. Во время Великой Отечественной войны Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом. Повести и военные рассказы Платонова снова печатаются.

Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже надолго.

Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время». В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.


Литературный хронограф. Август31 августа – 275 лет со дня рождения (1749-1802) Александра Радищева, русского писателя и философа, общественного и государственного деятеля, просветителя.

Основы мировоззрения Александра Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1780-х годах Александр Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъём во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев.

В 1781-1783 годах пишет оду «Вольность», отклик на победу американской революции, затем частично включённую в «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1789 г. вступил в «Общество друзей словесных наук», оказав на него серьёзное влияние. В том же году опубликовал статью «Беседа о том, что есть сын Отечества» (в журнале «Беседующий гражданин») и брошюру «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» (анонимно), посвящённое другу юности.

В 1789 году он завёл у себя дома типографию, а в мае 1790 года напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором ярко и беспощадно отобразил положение российского народа. Главная идея «Путешествия» – освобождение путем революции, которая непременно должна произойти.


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников


Литературный хронограф. Август
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.08.2024
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.