герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

gercenka@gorbibl.gomel.by

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Январь

Январь 2022 года богат литературными юбилеями.

Литературный хронограф. Январь1 января – 75 лет (1947 г.) Георгию Марчуку, белорусскому писателю, редактору, сценаристу, драматургу.

Лауреат Государственной премии Беларуси (1996). Член Союза писателей СССР (1983).

В 1969 году переехал в Минск и работал главным редактором киностудии «Беларусьфильм», директором издательства «Мастацкая літаратура», секретарем Союза писателей Беларуси.

Автор романов «Крик на хуторе» (1983), «Признание в убийстве» (1985), «Цветы провинции» (1986), «Глаза и сон» (1990), «Савва Дым и его любовницы» (1990), «Год демонов» (1993), «Без ангелов» (1993); 50 пьес, книг сказок для детей.

Произведения Георгия Марчука переведены на ряд языков СНГ и дальнего зарубежья.



Литературный хронограф. Январь1 января – 90 лет Евгению Коршукову (1932 г.), белорусскому писателю, поэту, переводчику.

С 1971 года Евгений Коршуков – заведующий отдела газеты “Літаратура і мастацтва”, а с 1975 года – заместитель главного редактора журнала “Вожык”. В 1980-1989 годах работал главным редактором издательства «Юность». С 1989 г. – консультант Союза писателей БССР. Член Союза писателей СССР с 1964 г.

Первые рассказы и юморески напечатал в 1955 г. Автор книг прозы «У дарогу» (1963), «Не без таго…» (1967), «Сустрэча» (1969), «Бывай, кампанія!» (1977), «Перад новым годам» (1980), «Пісьмо жонцы» (1982), «І надыходзіць дзень» (1982). Вышли книги для детей «Змоўшчыкі» (1975) и «Пасланне нашчадкам» (1987).

Последнее время Коршуков выступает в жанре поэзии, печатает стихи в журналах «Полымя», «Маладосць», «Нёман», «Армия».


Литературный хронограф. Январь1 января – 75 лет Евгению Хвалею (1947 г.), белорусскому поэту, писателю, критику, публицисту.

Работал в издательстве «Народная асвета», Минском областном Доме народного творчества, Белорусском радио и телевидении. С 1985 года работал старшим редактором издательства «Юнацтва». Член Союза писателей СССР с 1989 г.
Первые стихотворения были опубликованы в 1963 году (районная газета «Луч»). Автор сборников стихов «Ярына» (коллективный сборник «Нашчадкі», 1979), «Прычасце» (1983), «Зялёны прамень аеру» (1987), сказки для детей «Насціны гасціны» (1989).

В периодической печати выступает как критик. Переводит стихи поэтов народов СССР. Составитель сборников «Вершы» Якуба Коласа (1987), «Гары, агонь Кастрычніка» (1987) и других.

Член Союза писателей Беларуси, лауреат литературной премии «Золотой Купидон» (2012).
Одна из самых известных книг автора – «Прынцэса тусоўкі», в которой автор поднимает серьезные вопросы современной действительности. Раскрыта тема так называемых вечеринок, употребления запрещенных веществ. Одна из героинь произведения проходит именно такой путь, который заканчивается не только ее личным падением, но и драмой для одноклассников.


Литературный хронограф. Январь1 января – 95 лет со дня рождения (1927-1988) Льва Давыдычева, русского прозаика и драматурга.

Первая его книга, посвященная детям, выходит в свет в 1955 году, называлась она «Друзья мои, приятели». Полная искрометного юмора, мальчишеской удали, беззаботности – она сразу нашла отклик в сердцах юных читателей. А когда в 1962 году появилась «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника», – восторгу ребятни не было предела. Лев Давыдычев любил выдумывать, он изобретал великолепный сюжет. А за сюжетной находкой выстраивалась вся цепь приключений. Давыдычев очень хотел писать так, чтобы его книги читали родители вместе с детьми, чтоб те и другие смогли найти в них ответы на свои вопросы.

Дети и взрослые нескольких поколений знают и любят книги Давыдычева. Они изданы большими тиражами на многих языках мира, по ним поставлены спектакли, сняты художественные фильмы. Детское творчество писателя – это праздник смеха, веселья, юмора, настоящий праздник детства.


Литературный хронограф. Январь2 января – 85 лет со дня рождения (1937–2021) Мариэтты Чудаковой, русской писательницы, литературоведа и общественного деятеля.
Российский литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики.

Публиковалась с 1958 года. С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года – член Союза писателей СССР.

С 1985 года – преподавала в Литературном институте им. М. Горького (работала на кафедре новейшей русской литературы). С 1991 года – член Европейской академии.
Чудакова – член Союза писателей России, была председателем Всероссийского булгаковского фонда.

Ее самыми известными книгами являются «Эффенди Капиев» (1970), «Мастерство Юрия Олеши» (1972), «Поэтика Михаила Зощенко» (1979), «Беседы об архивах» (1975), «Рукопись и книга» (1986), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988). Помимо литературоведческих работ, она написала ряд научно-фантастических произведений и детективы для подростков («Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Тайна гибели Анжелики» и «Портрет неизвестной в белом»).


Литературный хронограф. Январь3 января – 130 лет со дня рождения (1892–1973) английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина.

С 1914 г. писатель был занят реализацией амбициозного замысла – созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности. Итогом этих трудов стали «Книга забытых сказаний» и выросший из неё к концу жизни писателя мифологический свод «Сильмариллион».

В 1937 г. увидела свет волшебная история «Хоббит, или Туда и обратно». В ней впервые в вымышленном мире (Средиземье) появляются забавные существа, напоминающие жителей сельской «доброй старой Англии». Герой сказки, хоббит Бильбо Бэггинс, становится своеобразным посредником между читателем и мрачным величественным миром древних легенд.

Настойчивые просьбы издателей побудили Толкина продолжить повествование. Так появилась сказочно-эпическая трилогия «Властелин колец» (романы «Братство кольца», «Две башни», оба 1954 г., и «Возвращение короля», 1955 г., переработанное издание 1966 г.). По сути, она явилась продолжением не только и не столько «Хоббита», но и не изданного при жизни писателя «Сильмариллиона», а также неоконченного романа об Атлантиде «Затерянная дорога».

Основная идея «Властелина колец» – необходимость последовательной и непрестанной борьбы со злом. Его не удаётся одолеть без следования христианским моральным ценностям. При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» – Промысел Божий. Однако писатель отнюдь не навязывает свои религиозные убеждения читателю. Действие в романах происходит в мифическом дохристианском мире, и Бог во всей трилогии не упомянут ни разу (в отличие от «Сильмариллиона»).

Оставшиеся годы жизни Толкин посвятил доработке «Сильмариллиона», который, однако, так и не увидел свет при жизни автора (1974 г.). Воплотив древние легенды средствами современной литературы, Толкин стал одним из создателей нового литературного жанра – фэнтези.


Литературный хронограф. Январь3 января – 75 лет Василю Гигевичу (1947), белорусскому писателю.
В 1979 году окончил Высшие литературные курсы. С 1979 по 1981 год работал на киностудии «Беларусьфильм», позже – заведующим отдела прозы литературного журнале «Маладосць».

Первый рассказ писателя, «Калодзеж», был опубликован в 1972 году в журнале «Полымя». В 1976 году выходит и его дебютная книга – сборник рассказов «Спелыя яблыкі». Василь Гигевич – лауреат премии Ленинского комсомола Белорусской ССР за книгу «Жыціва» (1982).

Всего на сегодняшний день у Василя Гигевича вышло одиннадцать авторских книг художественной прозы – романы, повести, рассказы. В соавторстве с Олегом Черновым им также написана книга о Чернобыльской трагедии — «Стали воды горькими».

Василь Гигевич одним из первых начал разрабатывать тему научной фантастики в белорусской литературе. Его фантастика более разноплановая и будущее в его произведениях предстаёт не столь оптимистично безмятежным, как это происходит, например, в книгах Владимира Шитика или Николая Гомолки.

Это и антиутопия «Корабль», и социальная сатира на фоне трагичной истории о попытке создания новых форм жизни в романе «Кентавры», и сатирический памфлет-фантасмагория «Крыбаки», и повесть «Марсианское путешествие», которая наиболее близка к традиционной научной фантастике.
В 1992 г. в серии «Приключения и фантастика» издательства «Юнацтва» вышел одноимённый сборник фантастики Гигевича на русском языке. В него вошли также роман «Помни о доме своём, грешник» и повесть «Полтергейст».

Повесть «Страчанае шчасце» о первобытных людях относится к «палеонтологической фантастике», повесть «Гуманоиды: Прямой контакт» – современная повесть-сказка. Последняя повесть Василя Гигевича «Остров» посвящена теме загадки острова Пасхи.


Литературный хронограф. Январь4 января – 210 лет со дня рождения (1812-1858) Евдокии Ростопчиной, русской писательницы и переводчицы.

В 1836 году семья переехала в Петербург и была вхожа в высшее интеллектуальное общество столицы. Ростопчина начала подписывать свои публикации Р-а, а потом своим полным именем. В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В. Ф. Одоевский и другие.

Большую часть её лирики составляли стихи о неразделенной любви. В 1839 году издала книгу «Очерки большого света», которая была проигнорирована и читателями, и критикой. Хотя Ростопчина писала также повести и комедии, её проза не пользовалась особым успехом.

Во время поездки за границу в 1845 году написала балладу «Насильный брак», в которой аллегорически осудила отношения России к Польше.

Вернувшись в 1847 году из заграничного путешествия, вконец разорённая мужем, графиня Ростопчина поселилась в Москве (Николай I запретил поэтессе появляться в столице) в доме своей свекрови

Ростопчина продолжала писать стихи, пьесы, переводы, но интерес к её творчеству уже спадал. В последние годы своей жизни она высмеяла различные литературные движения в России, в итоге оказавшись в изоляции. В 1852 году была опубликована повесть «Счастливая женщина». В 1857 году Огарёв написал Ростопчиной стихотворение.


Литературный хронограф. Январь4 января – 105 лет со дня рождения (1917-2004) Елизара Мальцева, русского советского писателя, лауреата Сталинской премии второй степени (1949), автора имевших в своё время широкую известность «колхозных» романов.

По роману «От всего сердца» (1948) совместно с Н. А. Венкстерн была написана пьеса «Вторая любовь».
В 1950 году по роману был снят фильм «Щедрое лето». В журнале «Огонёк» в 1951 фильм был представлен статьей Народного артиста РСФСР Николая Крючкова, игравшего в этом фильме.

В трехтомном собрании сочинений Елизара Мальцева в 1985 году под заголовком «От всего сердца» опубликован роман, на 90% не имеющий ничего общего с ранним вариантом.



Литературный хронограф. Январь5 января – 90 лет со дня рождения (1932–2016) Умберто ЭКО, итальянского учёного, философа, специалиста по семиотике и средневековой эстетике, теоретика культуры, литературного критика, писателя, публициста.

После обучения на факультете философии, Умберто Эко работал редактором телепрограмм, делая перерыв на время армейской службы.

Когда философа уволили с телевидения, он стал обозревателем крупной итальянской газеты «Эспрессо», а позднее преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции, Турина. Умберто являлся почетным доктором множества иностранных университетов, а также Кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Первой значимой работой Эко стала книга «Проблемы эстетики Фомы Аквинского», которая позднее была переиздана с доработкой. Вскоре был опубликован труд под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике», который также подвергся пересмотру. Успех первых публикаций подтолкнул писателя к созданию художественных произведений.

Библиография автора насчитывает десятки научных работ, газетных статей, а также художественных романов, самыми известными из которых считаются:
«Имя розы» (роман стал основой для экранизации с Шоном Коннери в главной роли), «Маятник Фуко», «Нулевой номер», «Пражское кладбище».

Произведения писателя можно смело назвать уникальными. Их детективные сюжеты затрагивают тему философии, религии и средневековых традиций. Запутанные истории захватывают внимание читателей и удерживают до последних страниц.


Литературный хронограф. Январь5 января – 115 лет со дня рождения (1907-1987) Кастуся Губоревича, белорусского советского драматурга.

Литературную деятельность начал в начале 30-х гг. Автор пьес «Центральный ход» (1948) о партизанском движении в Белоруссии и «Алазанская долина» (1949) о восстановлении колхозной деревни в послевоенные годы, написанных совместно с И. Дорским (пост. в театре им. Я. Коласа). Написал пьесы «Брестская крепость» (1950, Театр им. Я. Купалы) о героической обороне Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны, комедию «Простая девушка», «На крутом повороте» (1956, Театр им. Я. Купалы) о борьбе за новые методы труда в колхозном строительстве, «Главная ставка» (1957, Минский русский театр) о событиях революции в Белоруссии. Пьесы Губоревича идут на сценах белорусских театров, ставились также на Украине, в Армении, РСФСР. Заслуженный деятель искусств БССР.


Литературный хронограф. Январь6 января – 135 лет со дня рождения (1887-1938) Бенедикта Лившица, русского поэта, переводчика, мемуариста.

Бенедикт Лившиц начал писать стихи в восемнадцатилетнем возрасте, но первые публикации появились лишь через четыре года. В 1911 году вышел дебютный сборник молодого автора – «Флейта Марсия». Позже тираж был уничтожен из-за цензуры. Вскоре поэт познакомился с братьями Бурлюками, которые стали его соратниками по созданию творческой группы «Гилея». К коллективу примкнули Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников и другие представители футуризма.

За годы творческой деятельности поэт опубликовал несколько сборников со стихотворениями: «Волчье солнце», «Из топи блат», «Патмос», «Кротонский полдень».

Бенедикт Константинович считался одним из лучших переводчиков, работавших с представителями французского символизма. Сборник «От романтиков до сюрреалистов» сделал его известным, а популярность принесла книга мемуаров «Полутораглазый стрелец», в которой автор рассказал о движении футурологов 1910-х годов.


Литературный хронограф. Январь8 января – 100 лет со дня рождения (1922-1984) Анатолия Аграновского, советского писателя, прозаика, публициста, художника-оформителя и мультипликатора, ретушёра, кинодраматурга, журналиста.

Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации работал художником-мультипликатором, помощником кинооператора, ретушёром, художником-оформителем, писал сценарии фильмов.

Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького СП СССР (1958). Был сотрудником «Литературной газеты», печатался в журналах «Знамя» и «Новый мир». В 1961 стал специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1970-е годы Аграновского называли «журналистом номер один». Многие яркие публицисты периода перестройки называли себя его учениками.

В течение жизни он издал более 20 книг. Аграновский является автором второй части трилогии Л. И. Брежнева — «Возрождение». Член Союза писателей и Союза журналистов СССР. Лауреат премии Союза журналистов СССР. Писал песни на стихи российских поэтов: Дм. Кедрина, А. Межирова, А. Твардовского и других.


Литературный хронограф. Январь9 января – 85 лет со дня рождения (1937-1994) Леонида Рашковского, белорусского поэта.

Член Союза писателей Беларуси (1970). Писал на русском и белорусском языках.
В 1963 году возглавил литобъединение «Березина» при борисовской газете «Камунiстычная праца» («Адзiнства»). В 1964 поступил на журналистский факультет БГУ, однако по состоянию здоровья вынужден был оставить учёбу. Первое стихотворение опубликовал в Борисовской газете «За камунiзм» в 1955; первая публикация в республиканской прессе – в 1964. Автор сборников стихов «Пускай не умирают звёзды», «Ливень», «Преодоление», «Откровение», а также нескольких сборников для детей. В содружестве с композитором Е. Карпутем написал ряд песен.



Литературный хронограф. Январь13 января – 145 лет со дня рождения (1877-1959) Ивана Новикова, русского писателя, поэта.

В 1899 опубликовал первый рассказ «Сон Сергея Ивановича», в 1901 – пьесу «В пути» (под псевд. М. Зеленоглазый), в 1904 – сборник рассказов «Искания», в 1906 – роман «Из жизни духа», в 1908 – сборник стихов «Духу святому». Начав как реалист, Новиков в 1904-1910 увлекся символизмом и мистицизмом (роман «Золотые кресты», 1908), затем опять вернулся к реализму.

В 30-е Новиков обращается к исторической тематике («Город, море, деревня», 1931). Наиболее значительное его произведение – роман «Пушкин в изгнании» (Ч. 1 – «Пушкин в Михайловском», 1936; Ч. 2 – «Пушкин на юге», 1943) – историко-художественное полотно на документальной основе. Действие романа развивается неторопливо, последовательно, детализированно. Новиков – мастер психологического портрета, живописного пейзажа, тонкий лирик и знаток языка. А. С. Пушкину посвящены также его пьеса «Пушкин на юге» (1937), киносценарий «Молодой Пушкин» (1949). Новиков много работал над «Словом о полку Игореве»; в 1938 выполнил его стихотворный перевод; в статье «“Слово о полку Игореве” и его автор» (1938) Новиков выдвинул гипотезу об авторе памятника. В последние годы жизни Новиков вернулся к стихам лирико-философского плана (сборник «Под родным небом», 1956) и написал книги «Тургенев – художник слова. О “Записках охотника”» (1954), книгу очерков о стиле русских писателей «Писатель и его творчество» (1956).


Литературный хронограф. Январь14 января – 80 лет со дня рождения (1942-2012) Веры Вербы (Гертруды Петровны Соколовой), белорусской поэтессы, переводчицы.

Дебютировала в 1958 стихами в республиканских журналах («Полымя», «Вясёлка», «Работніца і сялянка»). Автор сборников поэзии «Вочы вясны» (1962), «Белыя пісьмы» (1967), «Высакосны год» (1969), «Сіняя бухта» (1975), «Альфа» (1978), «Мая маленькая планета» (1982), «Яраслаўна» (1986). Вышла книжка стихов для детей «Пралеска» (1968). В 1976 г. вышло «Избранное» («Выбранае»), в 1987-м – книга избранной поэзии «Белыя пісьмы», в 1995-м – «Апошні верасень».

Стихотворение «Ручнікі», было положено на музыку М. Петренко и стало популярной песней. Помимо этого, песни на стихи поэтессы написали И. Барсуков, Л. Свердель. Произведения В. Вербы переводились на русский и другие языки. В. Верба перевела на белорусский язык книгу «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана (1975).

Первая же книга В. Вербы «Вочы вясны» оставила хорошие впечатления, обратила внимание критики. Отмечалось, что некоторые стихи из этой книги стали достоянием белорусской поэзии. Произведения В. Вербы печатались в журналах «Полымя», «Маладосць», «Беларусь», в газете «Літаратура і мастацтва» и др. Поэзия В. Вербы – лирическая исповедь о времени и своём поколении. Основные мотивы – прославление молодости, любви, материнства, размышление над историей родного края и проблемами современности. Произведения поэтессы определяются мечтательностью, романтичностью, но вместе с тем иногда в них ощущается растерянность перед бытовыми неувязками, понимание сложности женской судьбы, нелёгкости жизненных испытаний. В. Верба по-своему переосмысливала образы и мотивы устного народного творчества.


Литературный хронограф. Январь15 января – 400 лет со дня рождения (1622-1673) Жана Мольера (Жан-Батист Поклен), великого французского драматурга-комедиографа и актера.

С юных лет будущий великий драматург увлёкся театром. В 1643 году Жан-Батист становится пайщиком (одним из хозяев) театрального общества «Иллюстр театр». Мольер ради занятия любимым театральным делом оставил работу адвоката и торговлю.
В 1644 году Мольер, уже работая в театре, сменил своё настоящее имя Поклен на псевдоним Мольер.
В 1646 году театральное общество, в котором работал Мольер, разорилось, не выдержав конкуренции с другими известными театрами.
Пять лет Мольер работал рядовым актёром, переезжая вместе с труппой из города в город.

В 1650 году Мольер возглавил труппу театра, в котором работал. В этот период Жан-Батист начинает писать комедии, чтобы повысить популярность постановок (до этого драматургические опыты Мольера относились к трагедийному жанру).

В 1655 году была поставлена на сцене первая известная комедия Мольера «Сумасброд». Огромный успех драматургу принесла в 1665 году комедия «Любовная досада».

Мольер возвращается с труппой в Париж. Здесь ему приходилось время от времени писать заказные комедии, уступая требованиям властей. Комедии ставились придворными труппами. Со временем драматург начинает писать в духе сатиры.

Некоторые комедии великого драматурга запрещались для публичных постановок по требованиям духовенства. Король не разделял взгляды противников Мольера, но на драматурга продолжали обрушивать шквал критики, однажды даже объявив, что за свои произведения Жан-Батист достоин сожжения.

В 1667 году был поставлен «Тартюф». Для того, чтобы эта комедия увидела свет, потребовалось личное устное разрешение короля. В отсутствие короля повторную постановку «Тартюфа» закрыли парижские власти. Мольер остановил работу театра и послал жалобу королю.

Церковь непреклонно выступала против постановки этого спектакля, угрожая отлучением тем, кто будет присутствовать на постановках. В 1669 году после возвращения короля в Париж (он отбывал в действующую армию) комедия вновь была возвращена на сцену и имела огромный успех у публики.

После огромного успеха «Тартюфа» Мольеру пришлось работать над заказными спектаклями для придворных постановок.

В 1670 году была написана и поставлена на сцене комедия «Мещанин во дворянстве». Интересно, что Мольер писал эту комедию по заказу короля.

Мольер в последние годы жизни активно работал над новыми произведениями, выступал на сцене, руководил труппой. Последняя комедия Жана-Батиста – «Мнимый больной». В этой пьесе играл и сам Мольер, уже будучи тяжело больным. Преодолевая недуг, великий драматург продолжал выступать на сцене до последнего дня своей жизни.


Литературный хронограф. Январь15 января – 95 лет со дня рождения (1927-2017) Галины Василевской, белорусской писательницы, публициста.

Василевская Галина Онуфриевна – белорусская писательница, член СП СССР с 1970. Окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета (1950). Работала радиожурналистам, литсотрудником журнала «Сельское хозяйство Беларуси». В 1959-1977 гг. редактор отдела журнала «Работница и крестьянка». С 1977 г. – редактор отдела очерка, с 1979 г. – ответственный секретарь журнала «Полымя». В 1982-1988 гг. – директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей БССР. Член СП СССР с 1970 г. Литературной работой занимается с 1953 г. Писала очерки, статьи. В 1959 г. опубликовала первый рассказ. Автор повестей для детей и юношества «Молния ночью» (1963), «Рисунок на снегу» (1969), «Я еду на верблюде» (1970), «Прощай, Грушевка» (1979), «Юные навсегда» (1983), «Крылья, или Один год из жизни Виталия Петровского» (1987). В 1986 г. вышел сборник «Избранное».



Литературный хронограф. Январь16 января – 155 лет со дня рождения (1867-1945) Викентия Вересаева, русского писателя, переводчика, литературоведа.

Со студенческих лет Викентий Вересаев начал заниматься литературной деятельностью. Из его прозаических произведений, публиковавшихся в 90-е гг. в марксистских журналах, была прежде всего положительно воспринята повесть «Без дороги» (1895). Большую популярность принесли ему «Записки врача» (1901). Вересаев поселился в 1903 году в Москве, где как писатель реалистического направления входил в литературную группу «Среда». На русско-японскую войну его призвали в качестве военного врача. В повести «К жизни» (1909), написанной в виде дневника, Викентий Викентьевич формулирует свой отход от прежних позиций и поворот к философии Ницше и Бергсона. В 1909 году было закончено издание его первого 5-томного собрания сочинений, следующее вышло в 1913.

В 1910 Викентий Вересаев осуществил поездку в Грецию. Это привело писателя к занятиям древнегреческой литературой в течение всей его дальнейшей жизни и к многочисленным переводам из Сафо, Герсиода и др. «Живая жизнь» (1911 и 1915) – это книга статей Вересаева о Л. Толстом и Ф. Достоевском, причем симпатии автора на стороне Толстого; во второй части книги он рассматривает идеи Ницше.

Послереволюционное время Викентий Вересаев провел в Крыму. В романе «В тупике» (1922), появившемся сначала в журнале «Красная новь», запечатлелось его принципиальное неприятие террора. Писатель погрузился в литературно-исследовательскую работу, в результате которой появились его значительные книги, составленные по документальным источникам: «Пушкин в жизни» (1926-27) и «Гоголь в жизни» (1933). Выход двух полных собраний сочинений Викентия Викентьевича (12 тт. – 1928-29, 16 тт. – 1929-31), равно как избрание его в состав правления Союза писателей СССР, показывают, что он пользовался официальным признанием, хотя его последний роман «Сестры» (1933) подвергался нападкам критики за открытое изображение негативного в жизни комсомола. С тех пор Вересаев писал, в основном, воспоминания, а в последние годы переводил эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», напечатанные посмертно. В 1943 году его творчество в целом было отмечено Сталинской премией (за 1942, 1-й степени).


Литературный хронограф. Январь18 января – 140 лет со дня рождения (1882-1956) Алана Александра Милна, английского писателя, поэта и драматурга.

Алан Александр Милн – английский драматург, поэт, сказочник, автор классических книг английской детской литературы. Милн учился в небольшой частной школе, одним из его учителей был Герберт Уэллс. Затем поступил в Вестминстерскую школу, а потом в Тринити-колледж Кембриджа, где изучал математику. Будучи студентом, он писал заметки в студенческую газету «Grant». Обычно он писал вместе со своим братом Кеннетом, и они подписывали заметки именем АКМ. Работы Милна были замечены, и с ним стал сотрудничать британский юмористический журнал «Punch», впоследствии Милн стал там ассистентом редактора. В 1913 он женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна (который, как утверждают, был психологическим прототипом Иа), и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес, одна из которых – «Мистер Пим прошел» (1920) имела успех.

Когда сыну исполнилось три года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство. Колоссальный успех книги стихов, проиллюстрированной Эрнестом Шепардом, подтолкнул Милна к написанию сказок «Принц Кролик» (1924), «Принцесса, которая не умела смеяться» и «Зеленая дверь» (обе 1925), а в 1926 был написан Винни-Пух. Все герои книги (Пух, Пятачок, Иа, Тигра, Кенга и Ру) кроме Кролика и Совы, были найдены в детской (сейчас игрушки, послужившие прототипами, хранятся в Музее игрушечных медведей в Великобритании), а топография Леса напоминает окрестности Котчфорда, где семья Милна проводила выходные. Каждый из героев обладает запоминающимся характером и обаянием, а финал книги «Дом на пуховой опушке» щемяще лиричен.

До выхода в свет книг о Винни-Пухе Милн уже был довольно известным драматургом, однако бешеный успех книг о Винни-Пухе (они были переведены на двенадцать языков и разошлись в количестве около пятнадцати миллионов экземпляров) затмил все остальное, написанное Милном: детективный роман «Тайна красного дома» (1922), романы «Двое» (1931) и «Хлое Марр» (1946), эссе, пьесы и автобиографическую книгу «Уже слишком поздно» (1939).

В 1926 появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове – «Винни-Пух». Вторая часть рассказов, «Теперь нас стало шестеро», появилась в 1927 году, а финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» – в 1928. Всемирные продажи книг о медвежонке Пухе, переведенных на 25 языков, с 1924 по 1956 гг. превысили 7 миллионов, а к 1996 г. было продано около 20 миллионов копий, причем только издательством Муффин (в эту цифру не входят издательства в США, Канаде и не англоговорящих странах). Опрос, проведенный в 1996 г. английским радио, показал, что книга о Винни-Пухе заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке. В том же году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов. Милн участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера британской армии. Позже он написал книгу «Мир с честью», в которой осуждал войну.


Литературный хронограф. Январь22 января – 100 лет (1922-1996) со дня рождения Юрия Левитанского, русского поэта и переводчика, мастера лирического и пародийного жанров.

Первый сборник стихов «Солдатская дорога» вышел в 1948 году в Иркутске. Затем появились сборники «Встреча с Москвой» (1949), «Самое дорогое» (1951), «Секретная фамилия» (1954) и др.

В 1955-1957 годах Левитанский учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С 1957 года член Союза писателей. В 1963 году он опубликовал сборник стихов «Земное небо», сделавший автора известным.

Кроме стихов поэт занимался переводами, пародиями – в ежегоднике «День поэзии» за 1963 год опубликована подборка его пародий на известных советских поэтов Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, Михаила Светлова и других. В подборке все пародии написаны на сюжет известной детской считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» (автор Ф. Миллер, 1851).

В 1970 году у Левитанского вышел сборник стихотворений «Кинематограф»; в 1975 – «Воспоминания о Красном снеге»; в 1980 – «Два времени» и «Сон о дороге»; в 1991 – «Белые стихи». В 1978 году вышла книга пародий «Сюжет с вариантами», в которой была повторена публикация 1963 года. В 1978 году был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).

Многие стихи Левитанского были положены на музыку, исполнялись и исполняются популярными бардами (Берковским, Никитиным, братьями Мищуками) и др.

Песни на стихи Юрия Левитанского звучат в кинофильмах «Москва слезам не верит» («Диалог у новогодней ёлки»), «Рыцарский роман» («Каждый выбирает по себе», муз. В. С. Берковского), «Солнечный удар» («Каждый выбирает для себя», муз. С. В. Березина).


Литературный хронограф. Январь24 января – 290 лет со дня рождения (1732-1799) знаменитого французского драматурга и публициста Пьера Бомарше.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – знаменитый французский драматург. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698–1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Memoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Любовь к театру побудила его написать две драмы – «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро» (1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама «Преступная мать» (1792) не имела успеха.

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию.


Литературный хронограф. Январь24 января – 110 лет со дня рождения (1912-1989) Саввы Дангулова, русского писателя и журналиста.

Важным этапом в жизни и деятельности Дангулова была его корреспондентская работа в «Красной Звезде» (1936-1943). По-настоящему Дангулов начал писать в 1950-е годы. В 1957 году вышла в свет его повесть «Игнат Лоба в Румынии», а в 1961 году книга очерков и рассказов «Ленин разговаривает с Америкой», в 1965 году «Трона».

Но самыми главными его произведениями стали романы «Дипломаты» (1966) и «Кузнецкий мост», о которых сразу же заговорила критика, а вскоре они были переведены на многие иностранные языки.

Роман «Кузнецкий мост» – произведение о советской дипломатии в период Великой Отечественной войны. Книга открывается 22 июня 1941 года и заканчивается последними числами ноября 1943 года – изображением Тегеранской конференции, на которой наконец-то были установлены сроки открытия второго фронта. Все многочисленные сюжетные нити романа: Сталин, Черчилль, Рузвельт и второстепенные герои написаны уверенной рукой художника, в результате и сейчас события далекого прошлого воспринимаются как живые.

В 1969 году Дангулов стал главным редактором журнала «Советская литература» на иностранных языках и продолжал писать. В 1970 году он создаёт пьесу «Признание», которая шла и на сцене Армавирского драмтеатра. В 1974 году пишет автобиографическую книгу «Учитель словесности», в 1980 году вновь возвращается к дипломатической теме и пишет роман «Заутреня в Рапалло», в 1981 году создаёт книгу литературных портретов «Художники». Имя Дангулова носят Армавирская детская библиотека и дом-музей писателя.


Литературный хронограф. Январь25 января – 140 лет со дня рождения (1882-1941) британской писательницы, литературного критика Вирджинии Вулф.

В 1905 Вирджиния Вулф начала писать для «Литературного приложения к газете "Таймс"». В 1912 году она уже работала над своим первым романом – «Путешествие» (1915). Второй роман Вирджинии, «Ночь и день» (1919), рассказывает о дружбе Кэтрин Хилбери, выросшей в семье известного литератора, и Мэри, примкнувшей к движению за предоставление избирательного права женщинам.

Роман «Комната Якова» (1922) описывает жизнь и смерть на Первой мировой войне Якова Флэндерса, это произведение было признано важной вехой в развитии художественной литературы.

Романы «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927) и «Волны» (1931) окончательно упрочили ее репутацию как одного из основных выразителей идей модернизма. Другие романы: «Орландо» (1928) – фантастическая история прекрасного и аристократичного юноши Орландо на протяжении четырех столетий; «Флаш» (1933), легкомысленная «биография» спаниеля Элизабет Б. Браунинг; «Годы» (1937) и последний ее роман, «Между действиями» (1941), в высшей степени экспериментальное произведение.

Вирджиния Вулф ныне признана одним из классиков романа XX в.; большая часть ее экспериментальной техники (как, например, «поток сознания») получила широкое распространение в художественной прозе; пик популярности ее романов пришелся на 1970-е и продолжается по сей день. Она была также выдающимся литературным критиком и журналисткой. Книга «Отдельная комната» (1929) стала классикой феминистского движения, как и опубликованные в 1938 «Три гинеи». Ее критические эссе составили несколько сборников. «Обычный читатель» (1925), «Смерть мотылька» (1942), «Смертное ложе капитана» (1950) и «Гранит и радуга» (1958). Томик рассказов «Дом с привидениями» (1943) содержит ранние рассказы и несколько прежде не публиковавшихся.


Литературный хронограф. Январь26 января – 200 лет со дня рождения (1822-1872) Павла Якушкина, русского писателя-этнографа, фольклориста.

В 1840 поступил в Московский университет. Будучи студентом, начал собирать произведения народного творчества и этнографические материалы. Опубликовал в журнале «Москвитянин» очерк «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях» (1844). Уйдя из университета, в 1846-49 по заданию П. В. Киреевского собирал произведения народного творчества в центральных губерниях, став первым в России профессиональным собирателем фольклора. Итогом этой деятельности явился сборник «Русские песни, собранные Павлом Якушкиным» (вып. 1-2, 1860). Материалы Якушкина (полностью не изданные) вошли впоследствии в собрания Киреевского, А. Н. Афанасьева, В. И. Даля.

Очерки и рассказы Якушкина печатались в «Современнике», «Отечественных записках» и др. журналах: «Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний» (1859), «Путевые письма из Орловской губернии» (1861), «Из рассказов о Крымской войне» (1864), «Бунты на Руси» (1866), «Путевые письма из Астраханской губернии» (1868-70) и др. Якушкин касался самых актуальных тем – крестьянских бунтов и расправы над бунтовщиками. В очерках «Велик бог земли русской!» (1863) он вскрыл несправедливый характер крестьянской реформы. Впервые после А. С. Пушкина Якушкин обратился к пугачевско-разинскому фольклору.


Литературный хронограф. Январь27 января – 190 лет со дня рождения (1832-1898) Льюиса Кэрролла, английского писателя, математика, философа.

В 1851 году Льюис поступил в Крайст-Чёрч – один из лучших колледжей Оксфорда. Он отлично учился, а благодаря невероятной способности к математике получил доступ к чтению лекций, что приносило неплохой доход. На протяжении следующих 26 лет Кэрролл проработал лектором, приняв при этом сан диакона.

Еще во время обучения молодой человек начал сочинять небольшие рассказы и стихотворения. Со временем его работы стали пользоваться популярностью, принеся автору известность. Писатель начал подписывать работы псевдонимом, который придумал, видоизменив свое настоящее имя. Вскоре его творчество начало появляться на страницах таких серьезных изданий, как «Комик Таймз» и «Трейн».

В 1864 году было написано произведение «Алиса в Стране чудес». Эта книга быстро стала популярной, ее переводили на многочисленные языки, а затем неоднократно экранизировали. Прототипом главной героини стала четырехлетняя Алиса Лидделл – дочь нового декана колледжа, где преподавал Кэрролл. Позднее автор создал еще несколько известных произведений: «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка», «История с узелками» (сборник загадок, игр).

Под своим настоящим именем писатель издавал научные труды по математике. Вычисление «конденсации Доджсона» является его заслугой.
Автор лишь однажды покинул пределы родины, посетив Россию (1867). Многие критики уверены, что благодаря отсутствию влияния других стран ему удалось сохранить оригинальность письма. Одним из увлечений талантливого писателя была фотография.


Литературный хронограф. Январь27 января – 90 лет со дня рождения (1932-2008) Риммы Казаковой, русской поэтессы.

Первые стихи Казаковой, принадлежавшей к поколению шестидесятников наряду с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским, Кашежевой, были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке». В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР.

В 1964 году окончила высшие литературные курсы при Союзе писателей.

Римма Казакова – автор многочисленных сборников стихов, занималась также переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья.

Римма Казакова известна как автор стихов к таким популярным песням, как «Ты меня любишь» (композитор Игорь Крутой, исполнитель Александр Серов), «Мадонна» (композитор И. Крутой, исполнитель Александр Серов), «Ненаглядный мой» (композитор Александра Пахмутова, исполнитель Майя Кристалинская) и другим.


Литературный хронограф. Январь27 января – 125 лет со дня рождения (1897-1961) Евгения Федорова, советского писателя.

Написал книги о колхозной жизни «Соломонея», «Комбайнёры», «Трактористка Евланова». Во время Великой Отечественной войны защищал Ленинград в составе писательской группы Северо-Западного фронта, майор. Прокладывал «Дорогу жизни» по льду Ладожского озера. На тему Великой Отечественной войны создано около 300 художественных произведений, в том числе книга очерков «Ледовая дорога», а также «Гроза над Шелонью», «Партизанские рассказы», «Защитники Ленинграда», «Отвага», «Гвардейцы», «Сильнее смерти» и др. Наиболее известные произведения – трилогия «Каменный пояс» (1940-1952) и исторический роман «Ермак» (1955, в 2-х томах).




Литературный хронограф. Январь28 января – 125 лет со дня рождения (1897-1986) Валентина Катаева, советского писателя, драматурга и поэта.

В 1920-х годах Катаев опубликовал романы «Повелитель железа» (1924), «Остров Эрендорф» (1924).
В этот период он опубликовал сборники сатирических рассказов «Бородатый малютка» (1924), «Самое смешное» (1927). Острой сатирой на пошлость и мещанство отмечены также рассказы «Игнатий Пуделякин» (1927), «Ребенок», «Вещи» (оба – 1929).

В 1932 году после двухлетней работы вышел его авангардный роман «Время, вперед!», написанный под впечатлением поездки в Магнитогорск. В 1937 году напечатана героико-революционная повесть «Я, сын трудового народа…».

Мировую известность принесла писателю повесть «Белеет парус одинокий», написанная в 1936 году. В 1937 году по произведению был снят одноименный фильм. Повесть стала первой частью тетралогии «Волны Черного моря». Ее вторая часть «Хуторок в степи» была написана в 1956 году, третья часть «Зимний ветер» в 1960-1961 годах. Четвертая часть была написана в 1948 году и первоначально называлась «За власть Советов», с таким же названием в 1956 году по ней был снят фильм; в 1951 году она была издана вторым вариантом под названием «Катакомбы».

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Катаев служил военным корреспондентом. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945), удостоенная в 1946 году Сталинской премии. По произведению была написана одноименная пьеса и в 1946 году снят фильм.

В 1955-1961 годах Валентин Катаев занимал пост главного редактора журнала «Юность». В 1960-х годах Катаев написал публицистическую повесть о Владимире Ленине «Маленькая железная дверь в стене» (1964), лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), «Кубик» (1969).

Литературной жизни Москвы 1920-х годов посвящена его мемуарно-художественная книга «Алмазный мой венец» (1978). В 1980 году издана повесть о репрессиях одесского ЧК «Уже написан Вертер».

В 1982 году вышел в свет его «Юношеский роман» – собрание писем – история любви молодого солдата к генеральской дочке на фоне Первой мировой войны.

По произведениям писателя при его жизни были сняты фильмы «Родина зовет» (1936), «Белеет парус одинокий» (1937), «Сын полка» (1946), «Страницы жизни» (1948), «Безумный день» (1956), «За власть Советов» (1956), «Время, вперед!» (1965), «Хуторок в степи» (1970) и др.

Катаев был членом-корреспондентом Академии в Майнце (ФРГ), членом Гонкуровской академии.


Литературный хронограф. Январь31 января – 130 лет со дня рождения (1892-1938) Алеся Гурло, белорусского прозаика, поэта, переводчика.

Работал на заводе «Вулкан» в Петербурге. Участвовал в издании рукописных журналов «Заря», «Голос низа», «Вольная думка», был корреспондентом газеты «Правда». В 1920-е гг. работал в Инбелкульте и Институте языка АН Беларуси. В раннем творчестве мотивы тяжёлой судьбы народа в традициях Ф. Богушевича и Я. Купалы; в произведениях 1920-30-х гг. воспевал новую действительность. Автор сборников «Барвинок» (1924). «Встречи» (1925), «Созвездия» (1926), «Звёздная россыпь» («Зорнасць», 1927), рассказов, стихотворной драмы «Любовь всё побеждает» (1912) и др. Выступал как переводчик. В 1930 репрессирован. Реабилитирован в 1957.скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 31.12.2021
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.