герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

gercenka@gorbibl.gomel.by

Версия для слабовидящих

Литературный хронограф. Декабрь

Продолжаем вспоминать имена юбиляров этого года в области литературы.


Литературный хронограф. Декабрь2 декабря – 105 лет со дня рождения русской писательницы, литературоведа Ариадны Григорьевны Громовой (1916-1981).

Печаталась с 1935 года, активно работала в области литературной критики и литературоведения. Участница Великой Отечественной войны.

В 1942-1943 годах была в киевском подполье, чему впоследствии посвятила свой первый роман «Линия фронта – на востоке». После войны жила в Москве, возглавляла секцию научной фантастики при Московской писательской организации СП РСФСР.

В жанре фантастики работала с конца 1950-х годов. Первое большое научно-фантастическое произведение – роман «По следам неведомого». Громова много переводила с английского и польского языков (в том числе, произведений Станислава Лема), была составителем различных сборников и антологий, участвовала в выпуске 25-томной «Библиотеки современной фантастики». Значительное место в её деятельности занимали работы по теории и истории научной фантастики, в 1960-1970-е годы она была одним из наиболее известных критиков и теоретиков фантастики. Ряд её литературоведческих работ посвящён утопии и антиутопии, творчеству С. Лема, А. и Б. Стругацких.

Фантастические произведения Громовой немногочисленны, однако представляют собой яркую страницу советской фантастики. Первый, написанный в соавторстве с В. Комаровым, фантастический роман Громовой «По следам Неведомого», достаточно традиционен. Сюжет произведения строится вокруг находки обломков марсианского космического корабля. Второй роман писательницы, «Поединок с собой» (1962; 1963), описывает эксперименты по моделированию деятельности головного мозга, которые приводят к созданию искусственных мыслящих «антропоидов», в конце концов восставших против своего создателя и погибших вместе с ним. Затем Громова обратила на себя внимание повестью «Глеги» (1962), одной из первых в отечественной фантастике обратившись к теме вмешательства в ход развития иной цивилизации. В повести «В круге света» (1965) интересы писательницы сдвигается от «твёрдой научной фантастики» в сторону «гуманитарной»: герои – группа выживших в ядерной войне телепатов – решают для себя вопрос, могут ли они отстраниться от судьбы нового мира. В 1966 году участвовала в написании коллективной фантастической повести-буриме «Летящие сквозь мгновенье».

Последний сольный роман писательницы – «Мы одной крови – ты и я!» (1967) – посвящён также телепатии и контакту, но не с инопланетянами, а с земными животными. Позже в соавторстве с Р. Э. Нудельманом Громова написала роман детективной фантастики «В институте Времени идёт расследование» (1971; 1973), герой которого путешествует в собственное прошлое и убивает самого себя, рождая бесчисленную цепь парадоксов-«хроноклазмов».

Литературный хронограф. Декабрь4 декабря – 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика Николая Семеновича Тихонова (1896-1979).

Стихи начал писать рано. С началом первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, служит в гусарском полку (позже напишет об этом в стихах «Жизнь под звездами», в книге «Военные кони»). В год Октябрьской революции ему было 20 лет, и под впечатлением событий Октября он пишет целую книгу стихов.

В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию. В этом же году впервые публикует свои стихи. После демобилизации принимает твердое решение заняться литературной деятельностью. В 1920-е стал участником литературной группы «Серапионовы братья», опубликовал поэму «Сами». Первые сборники стихов – «Орда» и «Брага» –вышли в 1922.

Много ездил по стране, особенно любил Кавказ, изучал народы Кавказа, их жизнь, быт, историю, стал заниматься переводами грузинских, армянских, дагестанских поэтов. В 1935 впервые увидел Европу, побывав с советской делегацией на Конгрессе в защиту мира в Париже.

Во время Отечественной войны работал в политуправлении Ленинградского фронта, где пригодился его военный опыт. Писал очерки и рассказы, статьи и листовки, стихи и обращения. Стихи этого периода вошли в книгу «Огненный год» (1942).

С 1949 был председателем Советского комитета защиты мира, с 1950 – членом Всемирного Совета мира. Побывал во многих странах Европы, в Китае.

Поэтическое творчество наиболее полно представлено в сборниках: «Двенадцать баллад» (1925); «Тень друга» (1935); «Два потока» (1951) и др. Выступал и как прозаик – с очерками, рассказами, повестями: «Кочевники» (1931); «Белое чудо» (1956); «Шесть колонн» (1968) и др. Статьи и воспоминания собраны в книгах: «Двойная радуга. Рассказы-воспоминания» (1964) и «Писатель и эпоха» (1972).

В 1973-1976 гг. вышло собрание сочинений Николая Тихонова в семи томах.

Литературный хронограф. Декабрь9 декабря – 130 лет со дня рождения белорусского поэта, публициста, литературоведа, переводчика, классика белорусской литературы Максима Богдановича (1891-1917).

В ноябре 1896 года отец поэта Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород. Здесь у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким, с которым они вскоре породнились, женившись на сёстрах Волжиных. Горький часто бывал у них дома, он оказал влияние на любовь мальчика к литературе.

Окончив в 1911 году Нижегородскую гимназию, Максим Богданович посещает Вильню, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Под впечатлением от посещения музея братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов он пишет стихотворение «Слуцкие ткачихи».

В том же году Максим Богданович намеревался поступить на филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль к отцу, поступив в Демидовский юридический лицей.

В 1909-1913 годах поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия (статьи «Глубины и слои», «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности», «Новый период в истории белорусской литературы»).

В Вильне в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Ивана Луцкевича и Марии Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» (на титуле обозначен 1913 год).

Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск. Хотя он был уже тяжело болен, но много работает в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдает литературному творчеству и организации молодежных кружков, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.

Литературное наследство Богдановича значительно: кроме сборника «Венок», пятидесяти с лишним стихотворений и значительного количества критических и публицистических статей, напечатанных в разных периодических изданиях, в переданных Институту белорусской культуры отцом покойного поэта рукописях сохранилось свыше 150 стихотворений и ряд прозаических статей и заметок.

Произведения поэта переведены на два десятка языков мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции, Югославии и других странах. Ещё в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов. В 1991-1995 годах издано полное собрание сочинений поэта в трёх томах.

Литературный хронограф. Декабрь10 декабря – 130 лет со дня рождения немецкой поэтессы, лауреата Нобелевской премии (1966 г.) Нелли Закс (1891-1976).

Мало что в ранних произведениях Закс – а писала она стихи в неоромантическом духе, пьесы для кукольного театра, выпустила сборник легенд и рассказов – указывало на пути будущего развития её творчества. Однако после 1933 года она заинтересовалась вопросом об общих корнях иудаизма и христианства.

В 1940 году эмигрировала в Швецию. Её первый поэтический сборник вышел в 1947 году в Восточном Берлине под названием «В жилищах смерти». В этих стихах, как и в пьесе «Эли» (1943), заявлены все основные темы, развитые затем в сборниках «Звездное затмение» (1949), «И никто не знает, как дальше» (1957) и «Побег и преображение» (1957). В томике поздних стихов (1965) выделяется поэтический цикл «Пылающие загадки».

Провидческая поэзия Закс пронизана экстатическим напряжением и мистицизмом. В основе её поэтического мышления – мотив преследования и бегства, символика охотника и его добычи, извечная драма, разворачивающаяся между истязателями и их жертвами.

Закс удостоилась многих литературных наград и премий, награждена Нобелевской премией по литературе 1966 года (совместно с Ш. Й. Агноном).
В Германии (Дортмунд) с 1961 года присуждается литературная премия Нелли Закс. Во Франции с 1988 года вручается премия Нелли Закс за перевод.

Литературный хронограф. Декабрь10 декабря – 200 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, издателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878).

Николай Алексеевич Некрасов с 1847 по 1866 год – руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года – редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам».

Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства.

Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа – от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.

Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

Его поэзия оказала заметное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.

Литературный хронограф. Декабрь10 декабря – 110 лет со дня рождения русского писателя приключенческого жанра, фантаста Николая Владимировича Томана (1911-1974).

Николай Томан состоял в Союзе писателей СССР, был членом президиума его Московского отделения (МОСП), входил в редколлегию популярного альманаха «Мир приключений» и в редакцию журнала «Искатель».

Литературная деятельность Николая Томана началась в 1929 году на страницах газеты «Орловская правда». В 1933 году вышли его первые книги «Машинист Громов» и повесть «Хочу смеяться». Первые произведения с элементами фантастики опубликовал в 1937 году: научно-фантастический очерк «Тормоз-амортизатор», рассказы «Поющий берег» и «Горбатый мост», в следующем 1938-м – рассказы «Ветер» и «Дождь», а в 1939 году – повести «Чудесный гибрид» и «Мимикрин доктора Ильичева».

После войны Томан переключился на военно-патриотическую тематику, написав несколько сборников рассказов о жизни военных-разведчиков, инженеров, саперов: «Однажды в разведке» (1949), «На минном поле» (1956).

Однако наибольшую известность писателю принесли многочисленные повести и рассказы, созданные по образцу шпионского детектива. Он является также автором нескольких милицейских детективов: «Именем закона» (1957), «Сильнее страха» (1966) и «Последний козырь» (1970).

Не оставлял Николай Томан и фантастический жанр, нередко вводя в остросюжетное повествование откровенно фантастические мотивы. В творческом наследии автора имеются и чисто научно-фантастические произведения: «Девушка с планеты Эффа» (1960), «Говорит Космос!..» (1961) и «В созвездии Трапеции» (1964).

Литературный хронограф. Декабрь12 декабря – 255 лет со дня рождения русского историка, писателя, критика, журналиста Николая Михайловича Карамзина (1766-1825).

Николай Карамзин с 1781 года по настоянию отца служил в Преображенском полку, где и начал писать. В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.

С 1785 г. переезжает в Москву, где знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по Европе, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника», которая принесла автору известность.

Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма.

Новый период в жизни Карамзина связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора. Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии.

Литературный хронограф. Декабрь12 декабря – 200 лет со дня рождения французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880).

Гюстав Флобер – известный французский писатель-романист, один из создателей жанра современного романа.

Первые его повести – «Мемуары безумца» (1838), «Ноябрь» (1842) – были сочинены в духе французского романтизма, но уже в первой редакции романа «Воспитание чувств» (1843-1845, осталась неопубликованной) заметен переход на реалистические позиции.

В 1856 г. увидело свет произведение, ставшее шедевром мировой литературы и новым этапом в развитии современного романа, – «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы». Роман появился на страницах журнала «Ревю де Пари» с редакторскими купюрами, тем не менее, даже это не спасло от обвинения книги в безнравственности и предания ее автора суду. После вынесения оправдательного приговора роман был выпущен полностью в 1857 г. в виде отдельного издания.

В 1858 г. Флобер предпринял поездку в Тунис и Алжир, где собирал фактический материал для второго романа – «Саламбо» (опубликован в 1862 г.). В 1863 г.вышел третий роман – «Воспитание чувств», в 1874 г. увидело свет «Искушение святого Антония», драматическая поэма в прозе философского содержания. Венцом творческой биографии Флобера стали опубликованные в 1877 г. «Три повести» и оставшийся недописанным роман «Бувар и Пекюше».

Последний десяток лет Флобера оказался несчастливым: болезнь лишала его сил и оптимизма, поместье было оккупировано во время франко-прусской войны чужой армией, умерла его мать и добрый друг Буйе, прервалась дружба с Максимом Дюканом. Наконец, он испытывал материальные трудности, т.к. большую часть состояния пожертвовал менее обеспеченным родственникам, а издание книг не приносило больших денег: критики не жаловали его произведения. Однако полностью одинок Флобер не был, он дружил с Жорж Санд, был наставником Ги де Мопассана.

Творчество Флобера оказало значительное влияние не только на национальную, но и мировую литературу. Кроме того, благодаря его наставничеству в литературу пришел целый ряд даровитых литераторов.

Литературный хронограф. Декабрь13 декабря – 80 лет белорусскому поэту, писателю Николаю Малявко (1941).

Николай Александрович Малявко – поэт, переводчик. Член Союза писателей Беларуси с 1970 года. Пишет для взрослых и детей. Печатается с 1957 года.

Два десятка книг прочно вошли в копилку белорусской литературы. Его стихи и сонеты находятся во многих сборниках, в книгах для младших и старших классов, многие переведены на иностранные языки.

Отмечен Литературной премией имени Аркадия Кулешова за сборник стихов «Зимний дождь» (1992), премией Федерации профсоюзов Беларуси – за книгу лирики «Рушничок на кресте» (1997), премией Президента Республики Беларусь в номинации «Художественная литература» за книгу «Усадьба или Дом с материнской душою» (2002). В 2007 году за высокое профессиональное мастерство и весомый вклад в развитие национальной литературы и культуры Николай Малявко награждён медалью Франциска Скорины.

Литературный хронограф. Декабрь19 декабря – 135 лет со дня рождения русской детской писательницы Елены Николаевны Верейской (1886-1966).

Елена Николаевна Верейская с 1923 года активно участвовала в «кружке детских писателей» под руководством С. Я. Маршака.

Печататься начала в 1910 году, когда журнал «Айрат» опубликовал её первое стихотворение «Полутени…полузвуки…». В 1920-е годы её рассказы и стихи печатались в популярных детских журналах «Чиж», «Ёж», «Пионер» и «Костёр», например, «Индюк», «Журка и Шурка».

Вскоре из-под её пера стали выходить и более крупные произведения для детей. До войны ею были написаны повести «Серёжка в деревне» (1925 г.) «Дворовый Пашка» (1929 г.), «Бесик» (впоследствии выходивший под названием «Бабушкин колобок»), «Таня-революционерка», «Джиахон Фионаф».

После войны известность получили её книги «Три девочки» (о блокаде Ленинграда), рассказ «Три портрета», повести «Памятный день» и «Незабываемая ночь» (о революции 1917 года), которые наряду с рассказами «Государственный преступник», «Княжеская квартира», «Фонарик», «Ласточка», «Горничная Маша» и «Киросенька» вошли в сборник «В те годы».

Последними крупными произведениями Верейской стали повесть «Отава» (1959) и «Внучка коммунара» (1966). В 1966 году в издательстве «Детская литература» вышла также книга рассказов Елены Верейской «Белая шубка», в которую наряду с заглавным, вошли рассказы «Карай», «Цыплячьи шефы», «Сюрприз».

Литературный хронограф. Декабрь23 декабря – 85 лет со дня рождения русского поэта, композитора, драматурга Юлия Черсановича Кима (1936).

Юлий Черсанович Ким – бард, лауреат литературных и музыкальных премий. Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000).

Писать песни на свои стихи Юлий Ким начал в студенческие годы, с середины 1950-х. Дебют в кино случился в 1963 году, когда на экраны вышла мелодрама Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1».

Через 5 лет Юлий Ким заявил о себе и на театральных подмостках. В 1968 году он сочинил вокальные партии к спектаклю «Как вам это понравится», поставленному по комедии Уильяма Шекспира.

До середины 1970-х он написал песни для картин «Бумбараш», «Точка, точка, запятая…», «Засекреченный город», «Северный вариант». В 1974 году Юлия Кима приняли в Московский профком драматургов.

Любители авторской песни называют Кима патриархом и основоположником бардовского движения. Песни Юлия Черсановича «Ходят кони», «Белеет мой парус», «Журавль по небу летит», «Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно» любимы многими поколениями слушателей. Музыку к его стихам писали известные советские композиторы Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич. Дискография барда – два десятка виниловых и лазерных дисков, видеокассет.

Юлий Ким известен и литературными наработками, он автор книг «Я – клоун», «Творческий вечер», «Летучий ковер», «Московские кухни», «Однажды Михайлов». А еще Ким написал 3 киносценария, по двум сняты киноленты «После дождичка в четверг» и «Раз, два – горе не беда», в которых прозвучали авторские композиции. Песни Юлия Кима несомненно украсили кинокартины 1970-х и 1980-х годов, вошедшие в золотой фонд советского и российского кинематографа.

Благодаря его переводу с французского на русский язык зрители России в 2002 году увидели мюзикл «Нотр-Дам». Постановки по сценариям Юлия Кима с успехом идут в двух десятках российских театров. В 2015 году жюри общества поощрения русской поэзии вручило Юлию Киму премию «Поэт».

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 80 лет со дня рождения Анны Марии Мачадо (род. 1941), бразильской писательницы, лауреата Международной премии имени Х. К. Андерсена (2000).

Анна Мария Мачадо – одна из лучших детских авторов Бразилии. Она начинала свою карьеру как художница, а потом в разных странах изучала филологию, получила степень магистра романских языков. Ее, как известного преподавателя, охотно приглашали преподавать в университетах.

Начиная с 1969 г., Анна Мария Мачадо написала более ста книг прозы, поэзии, научно-популярной литературы для детей и взрослых. А еще она переводит на португальский язык детскую зарубежную классику. «Мне хочется исследовать возможности языка и повествования. Вот и все. Такая эстетическая игра», – поясняет писательница.

Однако в ее книгах звучат политические и социальные мотивы. Например, латиноамериканский мальчик Мигель из книги «Глаза на перьях» из-за политических преследований семьи вынужден без конца менять с родителями места жительства. Важные идеи здесь выражены в форме сказки.

Другие известные произведения Анны Марии Мачадо: «Рассказ вверх тормашками», «Прабабушка Биа, прабабушка Бель», «История наоборот», «Требуется Волк».

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Александра Сергеевича Неверова (1886-1923).

Александр Неверов с 1906 года начал печататься: в петербургском «Вестнике трезвости» появился его рассказ «Горе залили». Затем его работы стали печататься в более известных изданиях: «Жизнь для всех», «Современный мир», «Русское богатство»; их заметил М. Горький: «Написали вы неровно. В начале – почти хорошо, а чем дальше, тем более скучно. Нет, попробуйте ещё написать, вы можете сделать лучше».

В сентябре 1915 года его направили на фельдшерские курсы при Самарском военном лазарете. В это время он написал целый ряд рассказов и очерков о солдатской жизни.

Сразу после революции сблизился с эсерами, но в 1919 году перешёл на сторону большевиков; занимал «пост заведующего художественно-литературной работой» в Самаре. Был одним из основателей местного народного театра, с 1919 года писал для него пьесы, одна из которых – «Бабы» – в 1920 году завоевала первое место в Москве, на конкурсе драматургических произведений, посвящённых крестьянской жизни. В мае 1920 года был делегатом I Всероссийского совещания пролетарских писателей, где познакомился с А. С. Серафимовичем, Ф. В. Гладковым, В. Я. Шишковым.

Полное собрание его сочинений, выпущенное в 1926 году, до 1930 года было переиздано пять раз. Самая значительная повесть «Ташкент – город хлебный» о голоде в Поволжье стала в 20-х годах одной из популярнейших книг для юношества и до середины 1930-х входила в списки книг для школьного чтения; по повести был снят фильм. Произведения Неверова переведены на иностранные языки.

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 120 лет со дня рождения русского, советского писателя, общественного деятеля, критика, публициста Александра Александровича Фадеева (1901-1956).

Александр Фадеев печататься стал с 1923 г. Большинство его произведений посвящены Гражданской войне.

Широкую известность Фадееву принесли повесть «Разлив» (1924 г.), романы «Разгром» (1927 г.) и «Последний из удэге» (1929-1941 гг.). В них автор раскрывает перед читателем черты «нового человека», созданного революцией.

Чувством восхищения перед юными борцами за свободу Родины наполнен роман «Молодая гвардия» (1945 г.; новая редакция 1951 г.) об антифашистской комсомольской организации в годы Великой Отечественной войны в украинском городе Краснодоне. В годы создания «Молодой гвардии» обострились противоречия между Фадеевым и партийным руководством.

Много лет он возглавлял писательские организации. В 1926-1932 гг. Фадеев был одним из лидеров Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), в 1939-1944 и 1954-1956 гг. он секретарь, а в 1946-1954 гг. – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; с 1950 г. – вице-президент Всемирного совета мира. Критику в его адрес и требование переработать «Молодую гвардию» в угоду властям писатель воспринял как унижение своей личности. В последние годы Фадеев не мог работать в полную силу. Задуманный им роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым.

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 140 лет со дня рождения Хуана Рамона Хименеса, испанского поэта (1881–1958).

Хуан Рамон Хименес – испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».

Критики обычно различают в творчестве Хименеса три этапа – 1898-1915, 1916-1936, 1937-1958.

На первом он пережил влияние романтической лирики Беккера, французского символизма (Бодлер, Верлен), модернистской поэтики Дарио.

Второй этап отмечен воздействием англоязычной поэзии (Блейк, Шелли, Эмили Дикинсон, Уильям Батлер Йейтс).

Третий этап определен многолетним изгнанием, это период духовного поиска, тяги к просветлению, определенной близости к традициям испанских мистиков.

В наследии Хименеса выделяются также лирическая повесть в микроновеллах о сельской Андалусии «Платеро и я» (1914) и эссе о писателях-современниках «Испанцы трех миров» (1942).

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 95 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Вольта Николаевича Суслова (1926- 1998).

Вольт Николаевич Суслов в 1954-1975 годах был литературным сотрудником и заместителем редактора журнала «Ленинские искры».

За эти годы было напечатано много его статей, фельетонов, репортажей из школьной жизни. Также был редактором-составителем журнала «Искорка», сотрудничал с журналом «Костёр».

Опубликовал ряд стихотворных книг для детей. В соавторстве со многими композиторами писал тексты песен (всего около 300 текстов), в том числе песни на его стихи звучат в фильме 1972 года «Случайный адрес».

Вольт Николаевич Суслов был секретарём правления Ленинградской писательской организации, возглавлял секцию детской и юношеской литературы. Ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Литературный хронограф. Декабрь24 декабря – 115 лет со дня рождения Джеймса Хедли Чейза (1906-1985).

Джеймс Хедли Чейз – британский писатель, автор 93 детективных романов. Настоящее имя Рене Брабазон Реймонд. Также писал под псевдонимом Реймонд Маршалл. Один из самых знаменитых детективных писателей, Джеймс Хедли Чейз родился в Лондоне.

Он испробовал немало профессий, менял множество мест работы, и вот однажды становится агентом-распространителем книг «Детской энциклопедии».

Через несколько лет Чейз уже работает в крупной оптовой книжной фирме «Симпкин и Маршал», сперва рядовым продавцом, а затем заведующим отделом поставки товара в специальные книжные магазины. Здесь он основательно знакомится с литературой, читает много, иногда ночи напролёт, видит собственными глазами «весь окололитературный бизнес», а заодно изучает достаточно полно вкусы и потребности массового читателя. Вскоре решает «попробовать самому написать что-нибудь…»

Вначале Чейз пишет ряд юмористических рассказов, используя различные псевдонимы. В 1938 году Чейз делает первые попытки в написании боевика в духе «похождений американских гангстеров», благо сведений в газетах об этом немало. За шесть свободных от работы уик-эндов (12 дней) 32-летний Чейз сочиняет свой первый «крутой детектив», «Нет орхидей для мисс Блэндиш» (1939; перераб. изд. – 1961). Роман был хорошо принят издателем, критикой и читателями, став одной из наиболее продаваемых книг десятилетия.

Чейз становится профессиональным писателем, много пишет, часто публикуется, и только служба в армии лётчиком Королевских Воздушных Сил Великобритании во время Второй мировой войны на некоторое время прерывает его творчество.

Большинство своих романов Чейз написал, используя словари американского сленга, подробные карты, энциклопедии и справочники о жизни американского преступного мира. Действие большинства его романов происходит в США, хотя сам Чейз там никогда не жил (за исключением двух коротких поездок в Майами и Новый Орлеан). Написаны романы Чейза в стиле «крутых» произведений «чёрной школы», её известных классиков-американцев, Дэшиэла Хэммета и Рэймонда Чандлера.

Романы Чейза зачастую переводились на русский язык под разными, часто совершенно произвольными и не имеющими никакого отношения к оригиналу, названиями. Один и тот же роман в разных переводах мог иметь несколько названий.

Литературный хронограф. Декабрь25 декабря – 135 лет со дня рождения русского писателя Павла Андреевича Бляхина (1886-1961).

Павел Бляхин начал свою литературную деятельность ещё в 1919 году. В 1920-х годах он написал несколько пьес.

В 1923-1926 годах опубликовал приключенческую повесть «Красные дьяволята» («Охота за голубой лисицей»), по первой части которой был поставлен одноимённый фильм (1923), пользовавшийся большой популярностью.

Уже после его смерти по мотивам «Красных дьяволят» был поставлен популярный советский героико-приключенческий фильм «Неуловимые мстители» (1966), за которым последовали два продолжения.

Является автором автобиографической трилогии «На рассвете» (1950), «Москва в огне» (1956), «Дни мятежные» (1959), которая посвящена первой русской революции.

Литературный хронограф. Декабрь25 декабря – 300 лет со дня рождения Уильяма Коллинза, английского поэта (1721–1759).

Уильям Уилки Коллинз – английский писатель, драматург, автор 27 романов, 15 пьес и более чем полусотни рассказов.

Первый роман «Иолани, или Таити, как это было» написал в 1843 году. Произведение было отвергнуто издателем в 1845-м и впервые увидело свет в 1999 году.

После смерти отца в 1847 году Коллинз опубликовал свою первую книгу «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра». В 1850 году из печати вышел первый изданный роман писателя – «Антонина». В 1851 году молодой литератор познакомился с Чарльзом Диккенсом, с которым подружился на всю жизнь. Несколько работ Коллинза были впервые опубликованы в журналах Диккенса «Круглый год» и «Домашнее чтение». Они вместе создали несколько пьес и романов; первым из произведений, сочиненных в соавторстве, стала пьеса «Маяк», пролог к которой написал Диккенс.

Свои лучшие творения Коллинз опубликовал в 1860-е годы, завоевав мировую известность.

Лучший и самый знаменитый роман Коллинза – «Лунный камень» (1868), по распространённому мнению, это первый детективный роман на английском языке. Его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами; повествование попеременно ведётся от лица разных персонажей.

Детективный сюжет также играет важную роль в романе «Женщина в белом», 1860.

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман «Муж и жена» (1870) направлен против несовершенства брачного права; «Закон и женщина» (1875) – против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; «Душа и наука» (1883) – против обожествления науки, ведущего, например, к практике вивисекции. Героинями романов «Новая Магдалина» (1873) и «Опавшие листья» (1879) стали «падшие» женщины.

Литературный хронограф. Декабрь31 декабря – 110 лет со дня рождения русского писателя-популяризатора, историка, географа, краеведа Георгия Ивановича Кублицкого (1911-1989).

В конце 1930-х годов Георгий Кублицкий начинает работу в редакции газеты «Правда». Его первый очерк был на тему «Отметить на карте Ильича».

Первые книги для детей Кублицкий начал писать в 1947 году. Он автор рассказов для радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов». В 1949 году вышли две первые книги для детей – Енисей, река Сибирская», «Открыватели Антарктики». Следующими были книги «По материкам и океанам» (1950), «Большая Волга» (1951), «На великой реке» (1953). С 1951 году он состоит в Союзе писателей СССР.

В 1955 году Кублицкому довелось проехать по Швеции и Норвегии. Следствием этого путешествия стали книга «По следам Нильса Хольгерсона» и повесть «Фритьоф Нансен» (за которую он в 1958 году был удостоен второй премии на всесоюзном конкурсе на лучшую художественную книгу для детей).
Вследствие поездок по Ближнему Востоку появилась книга «Восьмое чудо света».

В 1959 г. Кублицкий начал работать в документальном кино. Он автор сценариев фильмов «Солнце свободы взошло над Ираном», «Первый рейс к звездам», «Диво Кубы», «Нет мира в Лаосе», «Мексика, которую мы любим», «Перу: тысяча и три года», «Рожденные Октябрем», «Страна наша Тюмения», «Мы на Волге живем» и других.скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 1.12.2021
Опубликовано: Valenti


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter и мы все исправим.