герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Проект «Познай и измени себя: психологическая помощь». Как урегулировать конфликт

5
1494
Все мы живем среди людей, но не всегда бываем довольны друг другом. Иногда даже самые близкие люди вызывают отрицательные эмоции. Конфликт – довольно распространенное явление, которое встречается в нашей жизни каждый день. Вопрос о том, как урегулировать конфликт, предлагает обсудить психолог Ирина Маркова в рамках проекта «Познай и измени себя: психологическая помощь».

Кто из нас никогда не ссорился? Ссоры и конфликты в нашей жизни неизбежны. Случается, мы вступаем в перепалку в общественном транспорте, конфликтуем с коллегой по работе, ссоримся в кругу семьи.

Конфликты случаются в семье, с родителями, друзьями, коллегами. Они возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. Причиной конфликтов становится несовпадение мнений, взглядов, интересов и потребностей людей. Эти столкновения отличаются сильными отрицательными эмоциями: обида, гнев, раздражительность, враждебность, ненависть и др. На протекание конфликта также влияют темперамент, характер, интеллект, воля их участников.

Наблюдения показывают, что большинство конфликтов возникает помимо желания людей. А причинами выступают слова, действия (или бездействия) участников конфликта. Суть в том, что люди гораздо более чувствительны к словам и действиям других, нежели к тому, что говорят и делают сами. Конфликт возникает в условиях взаимной неприязни, обиды, зависти, агрессивности, эгоизма, угрозы, насмешки, обмана, манипуляции собеседником.

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Это правило применимо и в конфликтологии.
Для предупреждения разногласий используйте несколько правил общения:
1. Избегайте критики. Есть золотое правило: «Не судите и не судимы будете». Не оценивайте. Просто воспринимайте и принимайте жизнь во всех ее проявлениях.
2. Не отвечайте резким словом на грубость. Даже если вам очень хочется.
3. Не принимайте негатив на свой счет. Главное – это состояние вашего внутреннего счастья, остальное – неважно.
4. Делайте по отношению к собеседнику как можно больше благожелательных посылов. К ним относятся улыбка, комплимент, внимание, интерес к личности.

К сожалению, далеко не все конфликты можно предотвратить, а значит, надо знать, как его урегулировать.

Следуя этим правилам, вы сможете разрешить конфликт:
Во-первых, сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Не позволяйте отвечать агрессией на агрессию.
Во-вторых, попробуйте определить, в чем состоит суть возникшего конфликта и его основная причина.
В-третьих, не переходите на личности. Выражайте свое уважение и расположение к партнеру.
В-четвертых, тщательно выбирайте слова и выражения, избегайте проявления негативной оценки слов и поступков собеседника. Не говорите: «Вы меня обманываете». Лучше сказать: «Я чувствую себя обманутым».
В-пятых, внимательно слушайте то, что предлагает партнер по общению. Уважайте его желания и чувства.
В-шестых, на всем протяжении конфликта оставайтесь открытым к рассмотрению взаимных претензий и предложений. Ищите области общих интересов и компромиссов.

Для урегулирования конфликтов можно использовать пять основных стилей поведения:

1. Уклонение как стиль поведения в конфликтах состоит в том, что вы стараетесь уйти от конфликта, отрицаете его существование. Такой стиль может быть эффективным, если предмет разногласий не представляет большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает). Этот стиль можно использовать, чтобы избежать контактов с трудным человеком.

2. Приспособление: вы стремитесь сгладить разногласия в конфликте за счет собственных интересов. Вы готовы уступить, согласиться с требованиями оппонента. Эта стратегия может быть правильной, когда предмет спора имеет меньшую ценность, чем сохранение хороших отношений с человеком. Так, супруги приспосабливаются друг к другу, чтобы сохранить свой брак.

3. Конфронтация направлена на то, чтобы добиться осуществления собственных интересов без учета интересов другого человека. Этот стиль может быть эффективен в следующих ситуациях: проблема имеет для вас важное значение; вы уверены, что предлагаемый вариант решения проблемы наилучший. Например, родители ребенка как более опытные люди могут настаивать на своем мнении.

4. Компромисс: вы ищете решение проблемы, основанное на взаимных уступках, при этом частично удовлетворяете свои интересы. Этот стиль используется, когда люди обладают одинаковым статусом и имеют взаимоисключающий интерес; их может устроить временное решение. Способность к компромиссу – признак реализма и высокой культуры общения. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений.

5. Сотрудничество: этот стиль предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон. Он возможен, когда оба участника обладают равными ресурсами и возможностями для решения конфликта; есть время для совместной проработки проблемы. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.

Каждый человек вправе выбирать свой стиль поведения в конфликте.

Думаю, нам стоит прислушаться к основам бесконфликтного общения, основанного на принципах безоценочности, терпимости, уважения, справедливости и ненасилия. Тогда в мире будет больше тепла и доброты. Мы с вами можем научиться дорожить самым ценным, что у нас есть – жизнью, и не растрачивать ее впустую на непонимание, конфликты и насилие.


ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

1. Левин, С. Разрешение конфликтов: от конфликта к сотрудничеству / Стюарт Левин; [пер. с англ. А. Логвинской; ред. Л. Пирожкова; худож. П. Коршунова]. – Москва: Олимп-Бизнес, 2008. – 246 с.
2. Рублева, Т. Конфликт поколений, или Как ужиться с коллегами старшего возраста [Электронный ресурс] / Татьяна Рублева // МИР24. – 07.12.2018. – Режим доступа: https://mir24.tv/articles/16338527/serial-gaishniki-ili-kak-uzhitsya-s-kollegami-drugogo-pokoleniya. – Дата доступа: 03.02.2019.
3. Рублева, Т. Конфликты на работе: что делать? [Электронный ресурс] / Татьяна Рублева // МИР24. – 19.04.2018. – Режим доступа: https://mir24.tv/articles/16301528/konflikty-na-rabote-chto-delat. – Дата доступа: 03.02.2019.
4. Шейнов, В.П. Как убедить, когда вас не слышат: [книга-тренажер] / Виктор Шейнов. – Москва: АСТ, 2013. – 382 с.
5. Шмыгунова, Т. «Ну что не так, мама?»: [разговор о конфликте родителей и детей] / на вопросы читательницы отвечает психолог Татьяна Шмыгунова // Домашний. – 2019. – № 2. – С. 7.
6. Шпундра, Е. Рубль раздора: [о семейных финансовых конфликтах] / Елена Шпундра // Домашний. – 2019. – № 2. – С. 6.


10 КНИГ ДЛЯ БИБЛИОТЕРАПИИ:

1. Достоевский, Ф. Преступление и наказание: роман в 6 ч. с эпилогом / Федор Достоевский. – Москва: Эксмо, 2006. – 589 с.
2. Железников, В. Чучело: повесть / Владимир Железников; [вступ. ст. В.Л. Разумневича]. – Москва: Детская литература, 2016. – 270 с.
3. Йейтс, Р. Дорога перемен: роман / Р. Йейтс; пер. с англ. А. Сафронова. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009. – 320 с.
4. Йейтс, Р. Пасхальный парад: роман / Р. Йейтс; пер. с англ. С. Таска. – Москва: Азбука-классика, 2009. – 256 с.
5. Кизи, К. Над кукушкиным гнездом / Кен Кизи; [пер. с англ. В.П. Голышева]. – Москва: Эксмо, 2014. – 380 c.
6. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени: роман / М.Ю. Лермонтов. – Москва: Искателькнига, 2017. – 158 с.
7. Нотомб, А. Страх и трепет. Токийская невеста: романы / Амели Нотомб; [пер. с фр. И. Попова и др.]. – Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – 346 с.
8. Роулинг, Д.К. Случайная вакансия: роман / Дж. К. Роулинг; [пер. с англ. Е. Петровой]. – Москва: Иностранка, 2013. – 574 с.
9. Толстой, Л. Анна Каренина: роман / Лев Толстой. – Москва: Эксмо, 2006. – 799 с.
10. Тургенев, И.С. Отцы и дети: роман / И.С. Тургенев. – Москва: Детская литература, 2015. – 300 с.


Познакомиться с проектом «Познай и измени себя: психологическая помощь»

Фото: zen.yandex.ru/mediaскачать dle 10.4фильмы бесплатно
Дата: 11.03.2019
Опубликовано: Darya


Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите ctrl+Enter, и мы все исправим.