герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Проект "Музей автографа"

Басилашвили Олег Валерианович

Басилашвили Олег Валерианович (р. 26.09.1934, Москва) - артист театра и кино. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979). Награжден орденом Мира.

Детство Олега Басилашвили прошло в Москве, с юных лет увлекался театром, поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина - будущая жена Басилашвили. По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина, как примерная жена, укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной. Прожив восемь лет, супруги разошлись. Второй женой Олега Валериановича стала журналистка Галина Мшанская - шеф-редактор Санкт-Петербургского отделения ВГТРК.

Басилашвили - мастер перевоплощения. С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получает комедийная грань дарования. Среди лучших театральных работ: порхающий Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л. Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники" М. Горького, 1978), гротесковый Джингль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, 1985). Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого ("Дядя Ваня" Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера "Невеста".

Конец 70-х - начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова "Служебный роман" (1977). Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980).

В 1982 году Олег Валерьянович снимается в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих".

В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР.

После вынужденного простоя, вызванного кризисов отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х.

В 1998 году он снялся в сатирической комедии "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу - первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий.

В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме "Яды, или Всемирная история отравлений". Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.

В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского, с участием Олега Басишвили, затем последовала Воланда в сериале "Мастер и Маргарита".

Последняя блистательная роль восьмидесятипятилетнего Олега Басилашвили – роль музыканта-пианиста в четырехсерийном фильме "Не ждали" именитого режиссёра Виктора Мережко.

Текст дарственной надписи:

«Читателям Центральной Городской библиотеки г. Гомеля О. Басилашвили»

Вид документа:
журнал
Год:
2009
Библиографическое описание:
Петербуржец родом из Москвы. Олег Басилашвили. 75 лет (Юбиляры сентября) // Отдохни! Имена . – 2009 . – сентябрь . – С. 122- 125
Обстоятельства дарения:
не известны
Даритель:
скачать софт