герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Статья о творчестве. Зеньков Сергей Александрович

Отзывы о творчестве Сергея Зенькова оставили известный гомельский поэт и писатель Юрий Фатнев, он написал предисловие к его первой книге «Паерок» (2012), в которой высказался о поэзии Сергея как о неординарном явлении в белорусской литературе и неожиданном открытии, а также гомельские поэты Юрий Максименко и Наталья Иванова, чьи отзывы были не менее восторженны. Характеристики поэтического творчества Сергея Зенькова упомянутых поэтов стали основой написания данной статьи.

Стихи Сергея Зенькова из сборника «Паерок» заставляют вспомнить раннего Маяковского, Губанова, Бродского, в чем-то ощущается дыхание Пастернака. Автору присущи глубина видения, предельная сконцентрированность мысли и сдержанность в выражении чувств, поэтому эти поэтические тексты предназначены для вдумчивого чтения и сопереживания. Образная ткань стихотворений Сергея Зенькова отличается причудливой разноплановостью смыслов, их ритмика своеобразна, а метафоры строятся по типу отдаленнейшей ассоциации. Его строки невероятно емки и весомы, а формы стихов выверены и отточены. Автору дано ощутить магию поэтического слова. Его интеллект и эрудиция предоставляют читателю возможность увлекательнейшего занятия – раскрывать тайну, постигать многозначность.

Стихи Сергея Зенькова ¬– это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение.

Автора волнует непостоянство и хрупкость чувств; безразличие, сонливость современного общества; он показывает одиночество каждого человека в окружении людей. Лирический герой С. Зенькова порой уводит читателя в рассуждения о планах, мечтах, которые не сбылись, заставляет думать, страдать, переживать, анализировать и непременно надеяться на лучшее.

Писать о творчестве Сергея Зенькова и просто, и сложно одновременно. Просто – потому что эти стихи не могут оставить равнодушными. Потому что автор как раз и отличается «лица необщим выраженьем» – его не спутаешь ни с кем. Сложно – ибо лирика эта представляет собой весьма сложный феномен.

Его творчество часто сравнивают с поэзией Маяковского. Та же мощь, та же громовая поступь, то же дарование поэта-урбаниста.


Город шумит не твоими духами

Город шумит плохими стихами

Город шумит добыванием денег,

Города шумит листаньем купюр,

Город шумит сменой зимней резины.

Город шумит вырезанием кур…


Город вибрирует рёбрами жесткости,

Город пялится в парты бордюров…

Утвержденный размахом суставов –

Город гремит в ударники стульев!


Город – обгладыватель подмёток,

Город – вылизыватель дорожных размёток,

Город – планированные нервы и взгляды.

Город – пожиратель пудами помады!


Город огромно-просторен, вбирая миры детские;

Город «на чём настоян?», пропивая пособия детские

Треск колготок, истиранье резины в стрингах,

Спазмы из глоток, ломка ногтей в ширинках…


Город шумит. – Я рад, что шумит, что жив,

Что из плд тишка обзиывает кухонные ножи…

Рад что шумит. – Худо как город глух. –

Городу слушать, глуши вынашивать слух.


Однако пристальный взгляд позволяет выявить значительные отличия. Стихи Сергея Зенькова моделируют и воспроизводят неповторимый колорит современной гомельской субкультуры.


Девяносто-дивно-водянистые:

В ряби солнечной скамьи тенистые,

Воробьев апрельских трель тирольская…-

Гомельская Комсомольская!


Сам автор полагает целью своего творчества восстановление разорванных вследствие социальных катаклизмов XX века связей времён и поколений, возрождение лучших традиций русской литературы. Именно поэтому новая книга и получила название «Шерть» (2017). Этим старинным словом именовали присягу на верность русскому государству. Сергей присягает на верность традициям русской культуры.

Стихи Сергея Зенькова поражают богатством тематики и широтой кругозора. Он мастерски владеет ресурсами великого и могучего русского языка, творя поэзию не только умную, но и виртуозную. Талантливый поэт, сознавая прерывность бытия и сознания, делает попытку осмысления современного мира, пропуская излучение реальности сквозь призму собственной души. В этом можно легко убедиться, ещё и ещё раз прикасаясь к великолепным стихам, собранным в книге Сергея Зенькова «Шерть».


Кружиться мир будто колпашный рэнд!

Что ни сезон - одет он в листопад,

И мы его неповторимый брэнд.

Мы - рукава. И мы - полы до пят.

Вот я меж современниками вшит

Нелепым кадром – левой! Шире шов!

То ночью по до мною мир дрожит.

То насквозь его потом я прожжён…

Чьё время - мех, а чьё - лишь ситца клок.

Чей в кушаке. А чей в сорочке срок.


Поэзии С. Зенькова присуща философичность, многомерность, смелость и оригинальность поэтической палитры.


Старость оставляет телу

Эхо собственной персоны

Как душа тобой владела? –

С дребезжаньем? С перезвоном? –

Уж персты от струн отъяты…

Ша! – а снова скоро тронут?

Огласив пиры-палаты,

Звуки в ликованьях тонут!


Символичность и образность также неотъемлемые черты поэзии Сергея Зенькова.


Месяц приоткрыл ресницы –

Тут же скрылся тьмой сеней! –

Убежал по половице

В глубину часов-дверей.

Своей погруженностью в поэтическое слово и пристальным вниманием к его звучанию Сергей Зеньков возвращает нас в поэзию Серебряного века, поэты которого верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. То же мы наблюдаем и в поэзии Сергея.

«Верность культурным ориентирам при свободе в выборе изобразительных средств – в такой нехитрой системе координат и предлагает рассматривать эту книгу Автор» /из предисловия автора к книге поэзии «Шерть»/.


Ольбрись Т.С., Иванюк В.Л.

скачать софт