герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к юбилейному вечеру члена Союза художников Республики Беларусь Светланы Курашовой "Чтобы краски свободою пели" . КУРАШОВА Светлана Львовна

Небесные качели
Светланы Курашовой,
Скажите, неужели
Под небом хорошо вам?

Ей хорошо на небесных качелях. Они раскачиваются в пространстве, в мироздании, они несут уставших женщин, занятых нехитрым хозяйством или просто отдыхающих. Фигуры намеренно статичны, бесформенны, с натруженными руками, с устало поникшими плечами. Это наша будничная жизнь, но как спасение, как избавление от горестных раздумий и тяжкого труда - светлые фигуры ангелов, простерших длани над деревеньками и хуторами, ангелов - хранителей очага семейного и нашего общего очага - Родины.

Грибной сезон на Гомельщине

Светлана Львовна Курашова - член Союза художников РБ, известна в республике и за ее пределами как талантливый мастер акварели. Она работает в составе творческого объединения экологической направленности "МЭЯ" ("Мастацтва, экалогія і я"), которое совместно с художниками Германии проводит по программе ЮНЕСКО благотворительные акции "Искусство в больнице". В лечебных учреждениях Гомельской области и землях Германии они организуют совместные выставки, дарят свои картины, медикаменты, медицинское оборудование.

Как ни странно, Светлана Львовна, в отличие от раскованной художнической среды, скрыта очаровательной, непроницаемой маской. И никому не дано предугадать, что под ней скрывается. И герои ее образов тоже отмечены печатью таинственности. Деревья, повторяющие своими очертаниями стога свежескошенного сена, - и между ними фигуры женщин, в которых угадываются очертания все тех же деревьев. Жизнь в своем вечном круговороте горестей и радостей, страстей и страданий.

Моя улица

Свет ночных фонарей - одна из излюбленных тем художницы. Этот маленький светящийся круг вобрал в себя целый мир: и сгорбленную фигуру уходящего в никуда человека, и цветовые пятна постепенно переходящего в осень лета, и унылый силуэт бродячей собаки, и двух влюбленных, несмело прикоснувшихся друг к другу. Обычный старый столб электропередачи - лампочка намеренно скрыта, и кажется, что это сияние идет с небес, освещая волшебно застывшие в ледяном воздухе деревья, лохматые кусты, бледный, с синевой, чуть мерцающий снег ("Моя улица"). А летящие в бесконечных просторах Вселенной кометы, болиды, звезды-гиганты - это уже вселенские фонари, освещающие жизнь и судьбу тех, кто ушел от нас.

Гладиолусы

Краски художницы то вспыхивают, то замирают - переходят в легкие, трепетные линии. И даже в несколько тяжеловатом, громоздком букете гладиолусов, и это подчеркнуто приплюснутой, шаровидной формы вазой и массивной рамой зеркала, художницей найдено удачное композиционное решение. В немного наклоненном зеркале отражается букет - и это придает легкость, воздушность картине ("Гладиолусы").

Голландские художники первыми начали писать плоды и цветы. Это было обусловлено любовью голландцев к садоводству и цветоводству, в которых они достигли большого мастерства. Подобно живописцам Яну ван Хейсуму и Уильяму Калфу, художница в акварельной технике не боится совмещать на одном пространстве полотна отдельные, казалось бы, композиционные решения. Несколько ваз совершенно разной фактуры и формы, и в них цветы, вроде, совершенно не связанные по цветовому решению и по видам. Но волшебная кисть Светланы Курашовой может соединить в единое целое различные пропорции и, казалось бы, несовместимые вещи. Кажется, она намеренно ставит перед собою сложные задачи, чтобы оригинально и красиво их разрешить.

Художница в совершенстве овладела оригинальным авторским приемом, когда акварель ложится плотным слоем, с характерными трещинками, подобно картинам старых мастеров, покрытым патиной.

Ветка шиповника

Она пользуется широко известным в литературе приемом олицетворения. Осыпающийся букет белого шиповника, лепестки которого плавают на поверхности недопитой чашки чая, подобен невесте: минул свадебный вечер и завтра начинаются обычные семейные будни ("Ветка шиповника").

В обычае белорусов щедрость и гостеприимность издревле. Они украшали свои дома множеством букетов и живых цветов, и вышитых на полотне, и вытканных вручную на подзорах и постилках. На столах соседствовали незатейливые солнечные дары огородов и садов, добытых упорным тяжелым трудом: яблоки, тыква, груши, помидоры. На картинах Курашовой все это превращается в некое священнодейство: багровые кисти калины, считавшиеся священными у древних славян, соседствуют с изумрудными, глянцево-алыми боками яблок, благодаря которым спаслось от голода в лихую годину не одно поколение белорусов. Название "подсолнечник" говорит о том, что его цветущая корзинка находится всегда под солнцем. Он - как отражение солнечного, светлого, излучающего добрую ауру искусства Светланы Курашовой, искусства, соприкасаясь с которым чувствуешь прилив свежих сил и оптимизма, помогающих нам удержаться в нашей нынешней прагматичной и зачастую лишенной ярких красок жизни.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт