герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к юбилейному вечеру "Две грани одного таланта". ЕВТУХОВ Владимир Алексеевич

Проходя по главной улице города - Советской, мы видим величественное панно "Гомель во времени", выполненное в технике сграффито. Здесь запечатлены важнейшие вехи истории города, начиная со дня основания и заканчивая нашей эпохой. Эту и многие другие монументальные работы Владимира Алексеевича Евтухова, члена Союза белорусских художников, преподавателя художественного училища, можно встретить в самых разных уголках города.

Художнику подвластны все сложнейшие техники монументального искусства. Он одинаково искусно работает со шпоном, витражным стеклом, керамикой, темперой, смальтой. Его работы очень объемные, по размеру достигают более 300 кв.метров.

Одной из основных своих работ художник считает роспись фойе Дворца культуры стеклозавода им. Ломоносова в сложной технике энкаустики, когда краски изготавливает сам мастер на основе пчелиного воска. Здесь, в изостудии, начался творческий путь будущего художника, здесь он получил азы мастерства, и много лет спустя вернулся к родному источнику, чтобы запечатлеть в красках моменты, навеки врезавшиеся в детское сознание. Перед нами на громадном панно площадью около 90 квадратных метров разворачивается великолепное зрелище подготовки молодых артистов к священнодейству - праздничному концерту, и в то же время этот своеобразный коллаж изображает различные виды искусства. Творческий порыв и вдохновение артистов, трепетное отношение к искусству мастерски переданы художником в повороте фигур, мимике, оригинальном цветовом решении. Здесь и народный ансамбль, и поэт, вдохновенно читающий стихи, и изящная арфистка, и девушки из танцевальной группы. А вверху, как охранная грамота, - всадник, летящий на белом коне, бросающийся со связкой гранат под вражеский танк солдат, аист, раскинувший крылья над родным Полесьем. Удачно найденное композиционное решение, безупречная техника исполнения позволили получить самую высокую оценку художественного совета областной организации художников.

Поражает гостей и жителей города при входе на железнодорожный вокзал монументальный многоцветный витраж, как будто парящий в невесомости, пронзенный насквозь солнечными лучами, вместивший символы, атрибуты и знаки железнодорожного транспорта. Непритязательные инструменты: разводной ключ, молоток, лопата, треугольник. В центре - четверка лошадей, скачущая вдаль, олицетворяющая стремительное движение, скорость. В верхней части витражного панно - мчащийся локомотив в обрамлении сигнальных огней, в ореоле восходящего солнца.

Главное, как считает художник, не разрушить классический облик здания, органично вписаться в интерьер. До революции железнодорожные вокзалы были не только перевалочным пунктом пассажиров, но и развлекательными центрами. Вспомним хотя бы известный Павловский вокзал, где давали свои концерты знаменитые Иоганн Штраус, Сергей Прокофьев, Федор Шаляпин. И хотя гомельский вокзал был восстановлен уже после войны, естественно, архитекторы придерживались канонов классицизма.

Прекрасные росписи художника украшают многие лечебные учреждения, санатории, учебные заведения, ЗАГСы, а также фойе управления внутренних дел Гомельского облисполкома.

Владимир Алексеевич успешно работает и в станковой живописи. О ее высоком уровне говорит тот факт, что картина "Сыны Беларуси", где запечатлен собирательный образ защитников Отчизны, включена в экспозицию литературного музея имени Янки Купалы. Иллюстрации его картин неоднократно появлялись на обложке журнала "Мастацтва".

Небо для художника - это земной мир: в очертаниях клубящихся туч угадываются скользящие силуэты птиц, пасущиеся на высокогорьях стада животных, обрисы женских лиц ("Небо и земля"). Особенно удаются художнику тихие заводи с отражающимися в зеркальной глади деревьями, с маленькими, прелестными островками, поросшими девственным разнотравьем и причудливыми купами кустарника ("Лесная тишь"). Древние кипарисы, схожие с готическими храмами, пышная растительность, взбирающаяся по склонам гор, сквозь которую просвечивают загадочные огоньки то ли горящих окон, то ли светлячков ("В зеленом храме"). Рублеными, резкими мазками выписана суровая природа Севера, буровые вышки на фоне огнедышащих факелов ("Буровая", "Горное озеро").

Владимир Алексеевич успешно работает и в портретном жанре. Прелестные женщины завораживают взглядом лучистых очей, в обликах мужчин чувствуется спокойствие и уверенность.

У художника множество грамот и благодарностей от творческого союза, различных организаций и учреждений, даже от милицейского органа за содействие в раскрытии тяжких преступлений и задержание преступника.

Обладая легким, отзывчивым характером, он прекрасно ладит со своими учениками, и они отвечают ему взаимностью. Высокий уровень подготовки позволил многим из них продолжить учебу в престижных вузах: Вильнюсской академии живописи, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Минской академии искусств и др.

Как и много лет назад, художник полон творческих замыслов. Энергичный, деятельный, он и сейчас остается самым опытным и востребованным художником-монументалистом Гомельщины.

Текст Малашенко Н.В.

скачать софт