герценка гомель герцена библиотека сеть публичных библиотек гомеля горбибл ггцбс официальный сайт ламинирование распечатка на советской

Версия для слабовидящих

Художники и писатели Гомеля 2

Буклет к презентации книги "Вмещу весь мир в простор строки". МЫСЛИЦКИЙ Феликс Эдуардович

"Ни один человек не есть остров, сам по себе. Каждый человек - это часть континента, смерть каждого человека уменьшает и меня, потому что я целое со всем человечеством. И никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе".

Бессмертные слова Джона Донна, английского поэта 17 века, можно поставить как эпиграф к творчеству члена Союза российских писателей и Союза писателей Беларуси, известного поэта Феликса Мыслицкого. В его поэзии с удивительной силой и глубиной переплелись мотивы Галилеи, Средиземного моря, крымских аккордов и московских сюит, израненного цезием белорусского Полесья.

Причастность ко всем бедам и страданиям Земли, сопереживание горестям людским, извечная вселенская скорбь о беззащитной перед наступлением цивилизации природе, несомненно, вызовут ответную реакцию у вдумчивого читателя.

В познании мира, по твердому убеждению Ф.Мыслицкого, самую непосредственную роль играет поэтическое воображение, творческая интуиция. Особенно это касается исторических моментов - будь это история Отечества или история культуры. Из глубины веков слышны давно ушедшие голоса:

Позову Пушкина, откликнется Фофанов,
Позову Тютчева, откликнется Блок,
Позову Неву, откликнется Финский,
Позову печаль, откликнется радость.

Главное в творчестве Ф.Мыслицкого - работа над словом, которое не лежит на поверхности, не поддается мгновенному приручению. Когда-то Маяковский говорил о добыче "драгоценного" слова из тысяч тонн словесной руды. Любимое выражение Мыслицкого - "писать нужно аккуратно" - предполагает прежде всего аккуратность, применимую к слову, к построению фразы, к грамотности стиля. Он часто сетует, как легко и быстро "пекутся" стихи у многих авторов, и как порою сложно и мучительно он сам ищет одно единственное слово - "пробует" его на вкус, прислушивается к звучанию, повторяет много раз. Затем собирает, как четки, строчки и гранит их как алмаз, безжалостно удаляя все лишнее и расплывчатое. По образному выражению Алеся Письменкова, "стихи не пишут, стихи думают, стихи вынашивают и только потом записывают… думать стихи - какое точное и достоверное определение сложного процесса". Поэтому поэзии Ф.Мыслицкого присущи прежде всего правдивость, достоверность чувств, благородный лаконизм и немногословная емкость поэтической речи. Правда, в какой-то степени страдает эмоциональный накал, чувственность стиха. Многие упрекают Мыслицкого в излишней холодности, отстраненности. Но когда эмоции, как оползень, хоронят под собою смысл и суть произведения, это много хуже.

Его стихотворения, как люди, имеют свою внешность, свой духовный мир, свою судьбу в пространстве:

Какие птицы световые
Так исходили небосвод?
Всю ночь горят следы живые,
Весь день их свет во мне живет.

Пожалуй, на Беларуси найдется немного поэтов, где так многогранно, психологически тонко, с такой глубиной и силой, с такой убедительностью, человеческой болью и поэтической ранимостью подана тема "задохнувшегося стронцием и цезием" родного края. Там, где "Чернобыль взрывом звезды оглушил", где "безлюдье тоскует о людях", где "глазеет в тучи дикая вода" и "лучами исколоты тени вдали", - там поэтическая мысль находит горькие и искренние слова, там рождаются сильные и проникновенные строки.

Поэт - живой свидетель времени. Нам, живущим вблизи атомных реакторов, хочется верить стихотворцу, когда он открывает читателю свои гражданские чувства.

И в то же время поэзия Феликса Мыслицкого пленяет слух своей звукоподражательной "музыкой". Он широко применяет так называемую эвфонию или словесную инструментовку, широко применявшуюся в поэзии Серебряного века, а ныне почти забытую: "разносится стронций по жилам Полесья"; "зрачки у росы расширяет испуг"; "здесь сад сторожила бессонная хата"; "сбежали на месяц оживший светила"; "уходит луна, облучившись, седая".

"Апокалипсическая звезда", "Библейская полынь", "Черное солнце", "Азбука звезд"… Названия сборников стихов поэт облекает в высокие символы, придает им парадоксальные оттенки, подчеркивает трагедийность. Разве бывает черное солнце? Разве произрастает библейская полынь? Поэт пытается увести читателя от приземленности, заштампованности в высокие сферы необщеизвестных понятий и ассоциаций. Его поэтический голос взывает в отчаянной молитве к Господу. Святая библейская полынь растет не в Гефсиманском саду, не в Вифлееме и Назарете, а в сожженной чернобыльской пустыне.

Он опять удивил нас выходом новой книги афоризмов и верлибров "Световые птицы". Мудрые, точные, разящие прямо в цель афоризмы тем не менее наполнены неуловимым поэтическим звучанием. Верлибр - трудный, редкий, малоизученный вид стихосложения в виртуозной интерпретации поэта обретает неповторимую красоту и свежесть.

Поэзия Ф.Мыслицкого призывает смотреть в будущее, думать о наследии, которое мы оставим потомкам. Несмотря на все беды и несчастья, которые обрушиваются на Родину, поэт в своем творчестве несет оптимистическое начало:

Живи, Беларусь! Остановится солнце,
Посмотрит, как я добреду до небес,
И выну из них - чтоб не умерли - стронций,
И мысли верну, от которых воскрес.

О творчестве Мыслицкого писали такие мэтры российской и белорусской поэзии, как Игорь Шкляревский и Рыгор Бородулин. На областном радио поэт ведет популярную передачу "Золотое перо", куда приглашается творческая интеллигенция Гомельщины.

Высокий, от Бога данный талант поэта и переводчика Феликса Мыслицкого позволит нам "прислониться к закату" и увидеть в глазах любимых "от мимолетных звезд следы", и "мыслящее небо над рекой"; "озябнуть и одеть облака", "вместить весь мир в простор строки".

Текст: Малашенко Н.В.

скачать софт